Спецкурс | Мысль и буква | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Кокорев Георгий, Макаров Алексей | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Помочь школьникам улучшить свои навыки письменного русского языка | |
8 | Задачи курса | - Повысить общий уровень грамотности школьников - Научить школьников писать как сочинения в формате, необходимом для конкретных экзаменов, так и эссе в свободном стиле - Привить, насколько это возможно, вкус к "хорошему" литературному слогу путем знакомства школьников как с классической русской, так и западноевропейской литературой |
|
9 | Особенности курса | В рамках курса школьник обучится не только практическим вещам - орфографии, пунктуации и умению писать сочинение в формате государственных экзаменов, - но и получит представление о тех разделах науки о языке, которые наиболее связаны с повседневной реальностью | |
10 | Формат проведения занятия | Возможны разные форматы занятия. Вот
некоторые из них: - Лекция о некотором разделе языкознания. Разбор примеров лингвистических задач по теме. Диктант. - Диктант. Объяснение теоретической части занятия по теме написанного диктанта. Повторный диктант. - Лекция с разбором проблематики отрывка из литературного произведения. Написание сочинения по данному отрывку. Диктант. |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники, желающие повысить свой уровень грамотности и владения языком на лексическом и стилистическом уровне | |
12 | Краткое описание курса | Курс подробно освещает правила орфографии и пунктуации русского языка, знакомит школьников с различными форматами сочинения и некоторыми разделами науке о языке | |
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | |
14 | Отбор | Да - при числе школьников, превышающем 30 человек, работа на первом занятии становится отборочной | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Домашние задания с одной или несколькими составляющими
(проставление знаков препинания или пропущенных букв, исправление ошибок в
исходных текстах, сочинение, эссе, чтение литературного отрывка и его анализ
с комментарием, лингвистическая задача, контекстное использование незнакомых
слов). Формат работы на занятии: теоретический материал, отработка правил теоретического материала, а также диктант, тест, изложение, сочинение, олимпиадные задачи по необходимости. Экзамен - комлексная проверка знаний, полученных школьником за семестр. Оценка за семестр состоит из: домашних заданий - на 40%, работы на занятии - на 30%, экзамена - на 30%. Посещение идет "в плюс" и не идет "в минус". |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия |
1 | 05.10.2017 | Вводное занятие | Вводное занятие. Комплексная работа на выявление уровня знаний каждого школьника (диктант, тест, работа с текстом, сочинение) |
2 | 12.10.2017 | Орфография и пунктуация. Сочинение. | Диктант. Правописание согласных в корне слова. Правописание гласных в корне слова. Диктант. Обсуждение критериев оценивания итогового сочинения для 11 класса, разбор темы "Верность и измена" с примерами из литературных произведений. |
3 | 19.10.2017 | Фонетика | Уровни языка. Артикуляционная и аккустическая фонетика. Классификация гласных и согласных звуков русского языка. Транскрипция. Законы слогоделения. Лингвистические задачи. |
4 | 26.10.2017 | Фонетика | Позиционные изменения согласных и гласных в русском языке (ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, редукция гласных). Графическое отображение мягкости и твердости согласных, гласных после шипящих и ц, "йотированность". Разделительные ь и ъ. Правописание приставок на глухие/звонкие. Диктант. |
5 | 02.11.2017 | Орфоэпия | "Старшая" и "младшая" нормы. Общенародная и профессиональная сфера употребления. Московская и Санкт-Петербургская произносительные нормы. Диктант. |
6 | 09.11.2017 | Орфография и пунктуация. Сочинение. | Правописание имен существительных. Правила постановки тире между членами предложения. Диктант. Разбор темы "Равнодушие и отзывчивость" с примерами из литературных произведений. |
7 | 16.11.2017 | Орфография и пунктуация. Сочинение. | Диктант. Правописание прилагательных. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Диктант. Разбор темы "Человек и общество" с примерами из литературных произведений. |
8 | 23.11.2017 | Орфография и пунктуация. Сочинение. | Диктант. Правописание наречий. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Диктант. Разбор темы "Цели и средства" с примерами из литературных произведений. |
9 | 30.11.2017 | Орфография и пунктуация. Сочинение. | Правописание сложных слов.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Диктант. Разбор темы "Смелость и трусость" с примерами из литературных произведений. |
10 | 07.12.2017 | Орфография и пунктуация | Диктант. Правописание числительных и местоимений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Диктант. |
11 | 14.12.2017 | Орфография и пунктуация | Диктант. Правописание глаголов. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Диктант. |
12 | 21.12.2017 | Экзамен | Диктант, тест, работа с текстом, сочинение (в формате итогового сочинения для 11 класса) |
28.12.2017 | Чаепитие | ||
04.01.2018 | |||
11.01.2018 | |||
18.01.2018 | Пересдача | ||
13 | 25.01.2018 | Орфография и пунктуация | Диктант. Правописание причастий. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами. Диктант. |
14 | 01.02.2018 | Орфография и пунктуация | Правописание предлогов, союзов и частиц. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при цитатах. Знаки препинания в газетных и журнальных заголовках. Диктант, анализ литературного отрывка. |
15 | 08.02.2018 | Орфография и пунктуация | Правописание междометий и звукоподражательных слов. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных, и вопросительно-восклицательных словах. Диктант, мини-эссе. |
16 | 15.02.2018 | Орфография и пунктуация | Правописание некоторых иностранных слов. Знаки препинания при повторяющихся словах. Сочинение в формате вступительного экзамена по литературе. |
22.02.2018 | |||
17 | 01.03.2018 | Лексикология | Лексикология и ее вспомогательные дисциплины: историческая лексикология, лексикография и др. Историческая грамматика русского языка. Задачи на восстановление праславянских и протоиндоевропейских форм слов. |
08.03.2018 | |||
18 | 15.03.2018 | Лексикология | Явления паронимии и полисемии. Сочетамость слов. Семантика и
коннотативность. Эссе. |
19 | 22.03.2018 | Стилистика и пунктуация | Стилистика. Виды и классификации стилей. Правила употребления кавычек. Разбор стиля литературного отрывка. Сочинение-стилизация. |
20 | 29.03.2018 | Стилистика и пунктуация | Стилистика. Перевод и его особенности. Сочетание знаков препинания. Разбор стиля литературного отрывка. Сочинение-стилизация. |
21 | 05.04.2018 | Стилистика и пунктуация | Стилистика. Пародия и гротеск. Факультативные знаки препинания. Знаки препинания в текстах разговорной речи. Разбор стиля литературного отрывка. Сочинение-пародия |
22 | 12.04.2018 | Подготовка к итоговому экзамену | Повторение основных тем курса. Ответы на вопросы школьников. Тотальный диктант |
23 | 19.04.2018 | Экзамен | Диктант, тест, работа с текстом, сочинение (в формате вступительного экзамена по литературе) |
26.04.2018 | Чаепитие. Пересдача | ||
03.05.2018 | |||
10.05.2018 | |||
17.05.2018 | |||
24.05.2018 | |||
31.05.2018 | |||
07.06.2018 | |||
14.06.2018 | |||
21.06.2018 | |||
28.06.2018 | |||
Список литературы | |||
1 | Ахманова О.С. "Очерки по общей и русской лексикологии" | ||
2 | Виноградов В.В. "Проблема авторства и теория стилей" | ||
3 | Галинская Е.А. "Историческая грамматика русского языка" | ||
4 | Князев С.В., Пожарицкая С.К. "Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: | ||
5 | Розенталь Д. Э. "Русский язык. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь" | ||
6 | Розенталь Д. Э. "Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов" | ||
7 | Розенталь Д. Э. "Управление в русском языке: Словарь-справочник" | ||