Спецкурс Мозговой штурм
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Математика
2 Класс 10 - 11
3 Тип курса зачётный только для 10-11-ти классников
4 Преподаватели Кузнецова Мария, Москалева Александра
5 Стажёры -
6 Время проведения Вторник 17:20 - 18:40
7 Цель курса Познакомить школьников с одним из методов проведения исследований.
8 Задачи курса • познакомить школьников с основными понятиями математической статистики;
• изложить подходы к сбору и обработке первичных данных, формированию гипотез, целей и задач исследований, анализу количественной информации;
• рассказать об одном из базовых методов построения простейших эконометрических моделей;
• проиллюстрировать на примерах проблемы, с которыми может столкнуться исследователь, и пути их решения;
• показать школьникам, как строить модели с использованием программы Gretl
9 Особенности курса Адаптированный университетский курс по эконометрике
10 Формат проведения занятия Микроконтрольная или разбор домашнего задания (≈15 минут). Новый материал объясняется одним из преподавателей (≈25 минут), далее идёт обсуждение с участием группы и обоих преподавателей(≈10 минут). Потом решение и разбор задач и примеров семинара ведётся одним преподавателем, возможно, с участием одного из учеников у доски (≈30 минут).
11 Целевая аудитория Учащиеся 10 и 11 классов, желающие познакомиться с подходами к проведению количественных исследований. Школьники с хорошей математической подготовкой.
12 Краткое описание курса Теоретические основы и количественные методы проведения исследований.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Если на первое занятие придет больше 20 человек, будет проведен отбор в виде теста по математике.
15 Формы контроля и
система отчётности
Микрокронтрольные в начале занятия (≈8 в семестр) - 10%
Большая контрольная в середине семестра - 20%
Домашние задания (≈6 в семестр) - 30%
Письменный экзамен - 40%
Во втором семестре будет 3 домашних задания (15%) и минипроект в группах (15%)
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Нет
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Вторник) Тематический блок План занятия
1 03.10.2017 Введение Знакомство со слушателями. Контрольная работа для определения уровня математической подготовки школьников (в случае превышения количества желающих посещать курс она будет отборочной). Рассказ про структуру курса и систему оценки. Что такое эконометрика? Примеры вопросов, которые она изучает. Зачем стоит изучать эконометрику?
2 10.10.2017 Данные Виды экспериментов. Виды данных. Какие данные изучает эконометрика. Как исследователь собирает и обрабатывает данные. Разбор искусственных примеров по оцифровке данных. План проведения исследования. Как сформулировать гипотезу, цели и задачи исследования. Вопрос о причине и следствии: ложная корреляция, одновременная связь. Примеры эконометрических исследований.
3 17.10.2017 Математическая статистика Понятия вероятности, дискретной и непрерывной случайных величин. Понятие распределения дискретной случайной величины. Понятия математического ожидания, дисперсии. Основные свойства математического ожидания и дисперсии для независимых случайных величин(без вывода).
4 24.10.2017 Математическая статистика Понятия ковариации и корреляции. Понятие выборки. Выборочные характеристики. Решение задач на поиск характеристик дискретных случайных величин.
5 31.10.2017 Математическая статистика Некоторые распределения непрерывных случайных величин: равномерное, нормальное. Характеристики распределений (без вывода). Графическое представление распределений. Подходы к анализу гипотез. Гипотезы о сравнении средних для нормального распределения: графическая интерпретация. Понятие значимости, p-значение.
6 07.11.2017 Метод наименьших квадратов Начало анализа пространственных выборок. Понятие оценки параметра. Суть метода наименьших квадратов (МНК), вывод оценок для случая с константой. Интерпретация полученных оценок. Графическое представление метода.
7 14.11.2017 Метод наименьших квадратов Понятие смещенности/несмещенности. Причины смещения оценок. Понятие эффективности, состоятельности. Обсуждение предпосылок классической линейном модели парной регрессии. Обсуждение случаев, когда МНК даёт смещённые/неэффективные оценки. Другие подходы к поиску оценок в математической статистике.
8 21.11.2017 Метод наименьших квадратов Понятие и построение доверительного интервала. Понятие стандартной ошибки оценивания коэффициента. Понятие значимости коэффициента модели. Определение значимости для конкретных примеров.
9 28.11.2017 Метод наименьших квадратов Оценка качества модели. Коэффициент R2. Как оформить результаты эконометрического исследования? Повторение пройденного на последних трёх занятиях.
10 05.12.2017 Метод наименьших квадратов Решение задач на построение моделей парной регрессии методом наименьших квадратов в Gretl.
11 12.12.2017 Спецификация модели Различные нелинейные спецификации моделей. Интерпретация коэффициентов. Примеры, когда может потребоваться та или иная спецификация модели.
12 19.12.2017 Экзамен Экзамен
13 26.12.2017 Пересдача Пересдача (если потребуется)
  02.01.2018    
  09.01.2018    
14 16.01.2018 Чаепитие/пересдача Чаепитие. Пересдача №2 (если потребуется)
  23.01.2018    
  30.01.2018    
  06.02.2018    
15 13.02.2018 Мультиколлинеарность Расширение полученных знаний на модель множественной линейной регрессии. Взаимосвязь зависимых переменных. Понятие мультиколлинеарности. Влияние мультиколлинеарности на оценку параметров. Подходы к решению данной проблемы. Формирование команд для мини-проекта.
16 20.02.2018 Классическая линейная модель множественной регрессии Введение в модель фиктивных переменных. Интерпретация значений коэффициентов сдвига и наклона. Примеры исследований. Обсуждение тем проектов.
17 27.02.2018 Классическая линейная модель множественной регрессии Сравнение разных моделей регрессии. Тест на короткую-длинную регрессию. Скорректированный R2. Обсуждение данных, собранных слушателями для проекта.
18 06.03.2018 Классическая линейная модель множественной регрессии Решение задач на построение регрессий на разные переменные и сравнение этих моделей в Gretl. Консультация по проекту.
19 13.03.2018 Инструменты Проблемы связанные с взаимным влиянием регрессора и ошибки, одновременная причинноследственная связь. Использование прокси- и инструментальных переменных в эконометрике. Двухшаговый МНК (2МНК).
20 20.03.2018 Инструменты Как выбрать переменные. Контрольные переменные. Обсуждение примеров исследований с использованием метода 2МНК.
21 27.03.2018 Инструменты Построение моделей методом двухшагового МНК в Gretl.
22 03.04.2018 Разность-разностей Метод разность-разностей. Оценка эффекта воздействия. Естественные эксперименты в эконометрике.
23 10.04.2018 Проекты Презентация мини-проектов, обсуждение результатов.
24 17.04.2018 Экзамен Экзамен
25 24.04.2018 Пересдача Пересдача (если потребуется)
26 01.05.2018 Чаепитие/пересдача Чаепитие. Пересдача №2 (если потребуется) (занятие пройдет на неделе с 1-го мая, в удобный для слушателей день).
  08.05.2018    
  15.05.2018    
  22.05.2018    
  29.05.2018    
  05.06.2018    
  12.06.2018    
  19.06.2018    
  26.06.2018    
Список литературы
1 Доугерти К., Введение в эконометрику, 3-е изд. - М.: 2009. — 465с.
2 Сток Д., Уотсон М., Введение к эконометрику, Издательский дом "Дело" РАНХиГС:2015. - 864 с.
3 Уилан Ч., Голая статистика. Самая интересная книга о самой скучной науке, Манн, Иванов и Фербер:2016. - 487 с.