Спецкурс Economics 101
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 8-9
3 Тип курса зачётный только для 8-9-ти классников
4 Преподаватели Борисова Елена, Сафина Маргарита, Ситкевич Даниил
5 Стажёры  
6 Время проведения Среда 17:20 - 18:40
7 Цель курса Сформировать у школьников начальные знания в области экономики.
8 Задачи курса  • ознакомить учащихся с основными понятиями, методами и подходами микро- и макроэкономики
 • научить школьников решать элементарные экономические задачи
 • показать то, как используется экономическая теория в реальной жизни
 • популяризировать экономическую науку среди школьников
9 Особенности курса Курс отличается от остальных экономических курсов в ЭМШ своей направленностью на школьников восьмого класса, которые не имеют никакого представления об экономике. Из-за этого в курсе будет минимальное количество математики, а рассказ об экономических терминах будет идти через призму событий, происходящих в окружающем мире. На занятиях также будут разбираться кейсы и задачи.
10 Формат проведения занятия Занятие будет состоять из мини-тестов (10 минут), теоретической (40-50 минут) и практической (30-40 минут) части. В ходе теоретической части на примерах новостей или кейсов будут вводиться новые экономические понятия и концепции, которые стоит использовать при объяснении тех или иных обсуждаемых событий. В рамках практической части будут решаться простейшие задачи на данную тему и кейсы.
11 Целевая аудитория Школьники 8 и 9 класса, которые до этого никогда не изучали экономику.
12 Краткое описание курса Курс по экономике, рассказывающий о том, как экономика объясняет окружающий мир, и рассчитанный на школьников, которые только начинают изучать экономическую науку.
13 Количество слушателей свыше 30 человек
14 Отбор Для 8 класса отбора нет. Для 9 класса отбор проходит в том случае, если на курс суммарно записало больше 40 человек.
15 Формы контроля и
система отчётности
50% баллов - экзамен, 30% - домашние задания, 20% - мини-тесты в начале занятия
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Нет
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Среда) Тематический блок План занятия
1 04.10.2017 Введение Почему вы выбрали именно этот курс?
Знакомство с основными проблемами которые обсуждают экономисты - перераспределение и ограниченность ресурсов, максимизация, сравнение выгод и издержек, альтернативные издержки.
2 11.10.2017 КПВ Почему мобильные операторы продают еще и доступ в Интернет?
Набор товаров. Множество производственных возможностей и КПВ. Полное и эффективное использование ресурсов. Возрастающие альтернативные издержки.
3 18.10.2017 Спрос и предложение Почему компактный плеер стоит дешевле винилового проигрывателя?
Фирмы и домохозяйства. Поведение домохозяйства на рынке, закон спроса. Поведение фирмы на рынке, закон предложения. Равновесие. Роль цены в равновесии, дефицит и профицит. Неценовые факторы спроса и предложения.
4 25.10.2017 Выбор потребителя Как можно заставить человека сходить на выборы?
Бюджетное ограничение. Выявленные предпочтения. Кардиналистский подход и функция полезности, ее свойства. Ординалистский подход и кривые безразличия, их свойства. Примеры использования теории полезности в исследованиях.
5 01.11.2017 Выбор фирмы Почему в автоиндустрии почти нет маленьких производителей?
Производственная функция и эффект масштаба. Издержки фирмы. Постоянные и переменные издержки. Прибыль фирмы. 
6 08.11.2017 Совершенная конкуренция.  Почему товары дорожают во время ураганов и это нормально?
Виды рыночных структур. Задача фирмы -- совершенного конкурента. Условие максимума прибыли. Точка безубыточности и точка ухода с рынка. 
7 15.11.2017 Монополия Почему фармакологи готовы тратить много денег на разработку лекарств?
Задача фирмы и условие максимума для монополиста. Предельная выручка. Графическое решение задачи монополии. Ценовая дискриминация. Возникновение монополий, естественные монополии.
8 22.11.2017 Государственное вмешательство Почему экономисты могут быть против повышения налогов?
Государство и рынок. Влияние субсидий, налогов и квот. Кривая Лаффера. Регулирование цен. Неэффективность монополии
9 29.11.2017 Рынок труда Почему поднятие МРОТ - опасная идея?
Предельный и средний продукт ресурса (труда и капитала). Спрос совершенного конкурента на труд. Спрос монополиста на труд. Дискриминация на рынке труда.
10 06.12.2017 Международная торговля. Стоит ли защищать экономику от иностранных производителей?
Глобализация и внешняя торговля. Абсолютные и сравнительные преимущества. Спрос и предложение в малой открытой экономике. Торговые барьеры и протекционизм в малой открытой экономике.
11 13.12.2017 Консультация Консультация перед экзаменом, разбор домашних заданий
12 20.12.2017 Экзамен Экзамен
13 27.12.2017 Пересдача Пересдача.
  03.01.2018    
  10.01.2018    
  17.01.2018    
14 24.01.2018 Пересдача Пересдача.
15 31.01.2018 СНС Как можно сравнить страны между собой по уровню богатства?
Основные понятия статистики, макроэкономики и макроэкономические показатели. Метод добавленной стоимости. ВВП и ВНП, подсчет по доходам и расходам. Производные показатели ВВП. 
16 07.02.2018 Деньги Почему нельзя напечатать всем денег?
Деньги и их функции. Виды денег и ликвидность. Бартер. Денежная масса и уравнение обмена Фишера. Спрос и предложение на деньги. Проблема контроля над предложением денег. 
17 14.02.2018 Банки Почему лопаются банки и почему это плохо?
Банки и их функции. Кредитная система. Банковский мультипликатор. Роль банков в современной экономике.
  21.02.2018    
18 28.02.2018 Инфляция Почему все дорожает и это нормально?
Потребительская корзина. Рост потребительских цен. Инфляция. ИПЦ и дефлятор ВВП. Причины, виды инфляции. Последствия инфляции: почему инфляция это плохо, а иногда хорошо
19 07.03.2018 Безработица Почему люди остаются без работы?
Безработица. Понятие и виды. Естественный уровень безработицы. Изменение в рабочей силе и в числе безработных. Кому выгоден  закон о минимальной заработной плате?
20 14.03.2018 AD-AS Почему случаются кризисы?
Совокупный спрос, факторы совокупного спроса.  Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие в модели AD–AS. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.
21 21.03.2018 Государственное вмешательство Что может делать государство для развития экономики?
Кейнсианский крест, фискальная и монетарная политика. Политика сбалансированного бюджета. Влияние государственного долга на макроэкономику. Взаимодействие фискальной и монетарной политики. Независимость центрального банка от правительства.
22 28.03.2018 Экономический рост  Почему одни страны бедные, а другие - богатые?
Экономический рост в разных странах. Факторы экономического роста. Производительность. Развитие человеческого капитала. Права собственности, политическая стабильность и экономический рост. Рост населения. Причины экономических циклов и их фазы.
23 04.04.2018 Экономическое развитие  Почему бедные остаются бедными?
Неравенство между странами и конвергенция. Существуют ли ловушки бедности? Может ли экономика улучшить жизнь бедняков? Помощь бедным странам со стороны международного сообщества.
24 11.04.2018 Институты Почему законы важны для развития?
Понятие и значение института.  Способы принуждения к исполнению правил. Формальные и неформальные правила. Экономические правила и права собственности. Эффект от защиты прав собственности. Теорема Коуза.
25 18.04.2018 Консультация Консультация перед экзаменом, разбор домашних заданий
26 25.04.2018 Экзамен Экзамен
  02.05.2018    
  09.05.2018    
27 16.05.2018 Пересдача Пересдача, чаепитие
  23.05.2018    
  30.05.2018    
  06.06.2018    
  13.06.2018    
  20.06.2018    
  27.06.2018    
Список литературы
1 И.А. Алешковский, Ф.С. Картаев -- Математика в экономике, 2006
2 Daron Acemoglu, David Laibson, John A. List -- Economics, 2015
3 Mankiw N. Gregory -- Macroeconomics, 2013
4 Sam Bowles et al. -- Core economics, 2015
5 Samuelson P.A., Nordhaus W.D. (2005) Economics, Eighteenth edition, Мc Graw Hill.
6 https://iloveeconomics.ru/zadachi