Спецкурс | Economics 101 | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 8-9 | |
3 | Тип курса | зачётный только для 8-9-ти классников | |
4 | Преподаватели | Борисова Елена, Сафина Маргарита, Ситкевич Даниил | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Среда 17:20 - 18:40 | |
7 | Цель курса | Сформировать у школьников начальные знания в области экономики. | |
8 | Задачи курса | • ознакомить учащихся с
основными понятиями, методами и подходами микро- и макроэкономики • научить школьников решать элементарные экономические задачи • показать то, как используется экономическая теория в реальной жизни • популяризировать экономическую науку среди школьников |
|
9 | Особенности курса | Курс отличается от остальных экономических курсов в ЭМШ своей направленностью на школьников восьмого класса, которые не имеют никакого представления об экономике. Из-за этого в курсе будет минимальное количество математики, а рассказ об экономических терминах будет идти через призму событий, происходящих в окружающем мире. На занятиях также будут разбираться кейсы и задачи. | |
10 | Формат проведения занятия | Занятие будет состоять из мини-тестов (10 минут), теоретической (40-50 минут) и практической (30-40 минут) части. В ходе теоретической части на примерах новостей или кейсов будут вводиться новые экономические понятия и концепции, которые стоит использовать при объяснении тех или иных обсуждаемых событий. В рамках практической части будут решаться простейшие задачи на данную тему и кейсы. | |
11 | Целевая аудитория | Школьники 8 и 9 класса, которые до этого никогда не изучали экономику. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по экономике, рассказывающий о том, как экономика объясняет окружающий мир, и рассчитанный на школьников, которые только начинают изучать экономическую науку. | |
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | |
14 | Отбор | Для 8 класса отбора нет. Для 9 класса отбор проходит в том случае, если на курс суммарно записало больше 40 человек. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
50% баллов - экзамен, 30% - домашние задания, 20% - мини-тесты в начале занятия | |
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия |
1 | 04.10.2017 | Введение | Почему вы
выбрали именно этот курс? Знакомство с основными проблемами которые обсуждают экономисты - перераспределение и ограниченность ресурсов, максимизация, сравнение выгод и издержек, альтернативные издержки. |
2 | 11.10.2017 | КПВ | Почему мобильные операторы продают еще
и доступ в Интернет? Набор товаров. Множество производственных возможностей и КПВ. Полное и эффективное использование ресурсов. Возрастающие альтернативные издержки. |
3 | 18.10.2017 | Спрос и предложение | Почему компактный плеер стоит дешевле
винилового проигрывателя? Фирмы и домохозяйства. Поведение домохозяйства на рынке, закон спроса. Поведение фирмы на рынке, закон предложения. Равновесие. Роль цены в равновесии, дефицит и профицит. Неценовые факторы спроса и предложения. |
4 | 25.10.2017 | Выбор потребителя | Как можно заставить человека сходить на
выборы? Бюджетное ограничение. Выявленные предпочтения. Кардиналистский подход и функция полезности, ее свойства. Ординалистский подход и кривые безразличия, их свойства. Примеры использования теории полезности в исследованиях. |
5 | 01.11.2017 | Выбор фирмы | Почему в автоиндустрии почти нет
маленьких производителей? Производственная функция и эффект масштаба. Издержки фирмы. Постоянные и переменные издержки. Прибыль фирмы. |
6 | 08.11.2017 | Совершенная конкуренция. | Почему товары дорожают во время
ураганов и это нормально? Виды рыночных структур. Задача фирмы -- совершенного конкурента. Условие максимума прибыли. Точка безубыточности и точка ухода с рынка. |
7 | 15.11.2017 | Монополия | Почему фармакологи готовы тратить много
денег на разработку лекарств? Задача фирмы и условие максимума для монополиста. Предельная выручка. Графическое решение задачи монополии. Ценовая дискриминация. Возникновение монополий, естественные монополии. |
8 | 22.11.2017 | Государственное вмешательство | Почему экономисты могут быть против
повышения налогов? Государство и рынок. Влияние субсидий, налогов и квот. Кривая Лаффера. Регулирование цен. Неэффективность монополии |
9 | 29.11.2017 | Рынок труда | Почему поднятие МРОТ - опасная идея? Предельный и средний продукт ресурса (труда и капитала). Спрос совершенного конкурента на труд. Спрос монополиста на труд. Дискриминация на рынке труда. |
10 | 06.12.2017 | Международная торговля. | Стоит ли защищать экономику от
иностранных производителей? Глобализация и внешняя торговля. Абсолютные и сравнительные преимущества. Спрос и предложение в малой открытой экономике. Торговые барьеры и протекционизм в малой открытой экономике. |
11 | 13.12.2017 | Консультация | Консультация перед экзаменом, разбор домашних заданий |
12 | 20.12.2017 | Экзамен | Экзамен |
13 | 27.12.2017 | Пересдача | Пересдача. |
03.01.2018 | |||
10.01.2018 | |||
17.01.2018 | |||
14 | 24.01.2018 | Пересдача | Пересдача. |
15 | 31.01.2018 | СНС | Как можно сравнить страны между собой
по уровню богатства? Основные понятия статистики, макроэкономики и макроэкономические показатели. Метод добавленной стоимости. ВВП и ВНП, подсчет по доходам и расходам. Производные показатели ВВП. |
16 | 07.02.2018 | Деньги | Почему нельзя напечатать всем денег? Деньги и их функции. Виды денег и ликвидность. Бартер. Денежная масса и уравнение обмена Фишера. Спрос и предложение на деньги. Проблема контроля над предложением денег. |
17 | 14.02.2018 | Банки | Почему лопаются банки и почему это
плохо? Банки и их функции. Кредитная система. Банковский мультипликатор. Роль банков в современной экономике. |
21.02.2018 | |||
18 | 28.02.2018 | Инфляция | Почему все дорожает и это нормально? Потребительская корзина. Рост потребительских цен. Инфляция. ИПЦ и дефлятор ВВП. Причины, виды инфляции. Последствия инфляции: почему инфляция это плохо, а иногда хорошо |
19 | 07.03.2018 | Безработица | Почему люди остаются без работы? Безработица. Понятие и виды. Естественный уровень безработицы. Изменение в рабочей силе и в числе безработных. Кому выгоден закон о минимальной заработной плате? |
20 | 14.03.2018 | AD-AS | Почему случаются кризисы? Совокупный спрос, факторы совокупного спроса. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие в модели AD–AS. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. |
21 | 21.03.2018 | Государственное вмешательство | Что может делать государство для
развития экономики? Кейнсианский крест, фискальная и монетарная политика. Политика сбалансированного бюджета. Влияние государственного долга на макроэкономику. Взаимодействие фискальной и монетарной политики. Независимость центрального банка от правительства. |
22 | 28.03.2018 | Экономический рост | Почему одни страны бедные, а другие -
богатые? Экономический рост в разных странах. Факторы экономического роста. Производительность. Развитие человеческого капитала. Права собственности, политическая стабильность и экономический рост. Рост населения. Причины экономических циклов и их фазы. |
23 | 04.04.2018 | Экономическое развитие | Почему бедные остаются бедными? Неравенство между странами и конвергенция. Существуют ли ловушки бедности? Может ли экономика улучшить жизнь бедняков? Помощь бедным странам со стороны международного сообщества. |
24 | 11.04.2018 | Институты | Почему законы важны для развития? Понятие и значение института. Способы принуждения к исполнению правил. Формальные и неформальные правила. Экономические правила и права собственности. Эффект от защиты прав собственности. Теорема Коуза. |
25 | 18.04.2018 | Консультация | Консультация перед экзаменом, разбор домашних заданий |
26 | 25.04.2018 | Экзамен | Экзамен |
02.05.2018 | |||
09.05.2018 | |||
27 | 16.05.2018 | Пересдача | Пересдача, чаепитие |
23.05.2018 | |||
30.05.2018 | |||
06.06.2018 | |||
13.06.2018 | |||
20.06.2018 | |||
27.06.2018 | |||
Список литературы | |||
1 | И.А. Алешковский, Ф.С. Картаев -- Математика в экономике, 2006 | ||
2 | Daron
Acemoglu, David Laibson, John A. List -- Economics, 2015 |
||
3 | Mankiw N.
Gregory -- Macroeconomics, 2013 |
||
4 | Sam Bowles et al. -- Core economics, 2015 | ||
5 | Samuelson
P.A., Nordhaus W.D. (2005) Economics, Eighteenth edition, Мc Graw Hill. |
||
6 | https://iloveeconomics.ru/zadachi |