Спецкурс | Математика PRO | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Математика | |
2 | Класс | 10 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | |
4 | Преподаватели | Андрианова Дарья, Сулимов Павел | |
5 | Стажёры | нет | |
6 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Разобрать со слушателями темы, часто встрачающиеся на математических олимпиадах и в заданиях ЕГЭ повышенной сложности | |
8 | Задачи курса | 1) Сформировать теоретическую базу для решения олимпиадых заданий по математике; 2) Заинтересовать в предмете; 3) Научить решать нестандартные и усложненные задачи | |
9 | Особенности курса | На каждом занятии присутствуют оба преподавателя (с целью более оперативной проверки задач, индивидуально решаемых учениками). Ученики, не успевшие решить все задачи на семинаре и получить за них "плюсики", имеют право дорешать задачи дома, оформить их и прислать в электронном виде на почту лекторам курса не позднее чем за 2 дня до следующего занятия, т.к. за 1 день до следующего занятия лекторы рассылают ученикам решение задач прошлого семинара (чтобы школьники могли с ними ознакомиться и в случае возникновнения вопросов индивидуально обратиться к любому из лекторов) | |
10 | Формат проведения занятия | Первые 30-40 минут - теоретическая часть по теме занятия, мини-лекция, направленная на формулировку понятий, разбор основных теорем; по окончании теоретической части - решение 1-2 задач, чтобы показать прикладное применение теорем, свойств операций; в оставшееся время (около 40 минут) - решение учениками задач индивидуально (ученики подзывают преподавателей для того, чтобы те проверили правильность решенной задачи) | |
11 | Целевая аудитория | Ученики выпускных классов, которые хотят освоить новые методы принятия решения в нестандартных математических задачах и в целом расширить свой кругозор в математике | |
12 | Краткое описание курса | Экскурс в олимпиадную тематику и решение усложненных школьных задач при помощи формул и методов, которые не изучаются в рамках школьной программы | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Да. На первом занятии будет проведена мини-контрольная на 15-20 минут, в которую будут включены задания: уравнение или неравенство с квадратным трехчленом, элементарная система с уравнениями или неравенствами. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Контрольная работа: 30 баллов Решение семинарских задач (в том числе задачи, оставшиеся с семинара на дом): 30 баллов Экзамен: 40 баллов Итого: 100 баллов Выше приведена форма оценки слушателей курса в каждом из семестров. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | нет | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия |
1 | 08.10.2015 | Множества | Понятие множества как математического объекта; свойства операций с множествами; решение задач на операции с множествами |
2 | 15.10.2015 | Делимость, теория остатков | Формулировка понятий: делимость числа, остаток от деления, НОД, НОК, сравнение по модулю; решение задач на нахождение остатка от деления, решение олимпиадных задач на нахождение последней цифры числа |
3 | 22.10.2015 | Простые числа | Понятие простых и взаимнопростых чисел; свойства простых чисел; алгоритм поиска простых чисел (решето Эратосфена); решение теоретических задач с простыми числами; доказательство бесконечности множества простых чисел |
4 | 29.10.2015 | Задачи в целых числах | Разбор алгоритма решения линейных диофантовых уравнений; решение типовых уравнений в целых числах; уравнения в целых числах, решаемые при помощи теории делимости и остатков |
5 | 05.11.2015 | Комбинаторика | Введение основных понятий комбинаторики: граф, дерево, перестановки, размещения, сочетания, Бином Ньютона; решение задач с графами, решение теоретических задач с сочетаниями, решение задач с перестановками |
6 | 12.11.2015 | Теория вероятностей | Введение основных понятий теории: вероятность, вероятностное пространство; решение простейших задач на подсчет вероятности с применением элементов комбинаторики |
7 | 19.11.2015 | Контрольная работа № 1 | Проведение письменной контрольной работы по пройденным темам |
8 | 26.11.2015 | Метод математической индукции (ММИ) | Объяснения сути ММИ и разбор алгоритма решения; разбор типовых задач; объяснение модернизированного ММИ и разбор 2-3 задач на этот метод; доказательство Бинома Ньютона при помощи ММИ; разбор каверзных задач (на первый взгляд решаемых ММИ) |
9 | 03.12.2015 | Математические игры | Решение типовых олимпиадных задач на тему "Математические игры" (НЕ "Теория игр") - задачи с двумя игроками (деление игроками числа, игра "кучка с камешками"); задачи про шахматные доски; решение задач с применением методов: обратный ход, инвариант. |
10 | 10.12.2015 | Прогрессии, последовательности, сравнение средних | Основные виды прогрессий и задачи с ними. Формула сумм прогрессий. Определение последовательности. Решение класса алгебраических задач на сравнение величин методом сведения к сравнению средних: арифметического, геометрического, степенного, гармонического. |
11 | 17.12.2015 | Экзамен | Экзамен по темам семестра |
12 | 24.12.2015 | Пересдача | Пересдача + Чаепитие |
31.12.2015 | |||
07.01.2016 | |||
14.01.2016 | |||
21.01.2016 | |||
28.01.2016 | |||
13 | 04.02.2016 | Модули | Уравнения, неравенства и системы, содержащие модули. Графический метод. Метод интервалов. Решение задач с параметрами. |
14 | 11.02.2016 | Степенная функция | Определение степенной функции. Уравнения, неравенства и системы со степенными функциями. Использование различных свойств функции. |
15 | 18.02.2016 | Иррациональность | Уравнения, неравенства и системы, содержащие иррациональные элементы. Метод группировки. |
16 | 25.02.2016 | Системы уравнений | Решение систем алгебраических уравнений. Метод замены. Эквивалентность систем. |
17 | 03.03.2016 | Контрольная работа № 2 | Контрольная работа по пройденным темам |
18 | 10.03.2016 | Показательная функция | Определение показательной функции. Уравнения, неравенства и системы с показательными функциями. Метод замены. |
19 | 17.03.2016 | Логарифмы | Определение логарифма. Десятичный и натуральный логарифм. Уравнения, неравенства и системы, содержащие логарифмы. Метод замены. Использование свойств функции. |
20 | 24.03.2016 | Тригонометрия | Решение тригонометрических уравнений, неравенств и систем. Основные тригонометрические формулы. |
21 | 31.03.2016 | Тригонометрия. Продолжение | Решение тригонометрических уравнений, неравенств и систем. Метод замены. Метод вспомогательного угла. Некоторые дополнительные тригонометрические формулы. Отбор корней. Использование ограниченности. |
22 | 07.04.2016 | Нестандартные задачи | Решение нестандартных задач из ЕГЭ, в которых требуется знание иррациональности, логарифмов и тригонометрии. |
23 | 14.04.2016 | Консультация | Консультация по темам 1-го и 2-го семестров |
24 | 21.04.2016 | Экзамен | Экзамен по темам 1-го и 2-го семестров |
25 | 28.04.2016 | Пересдача | Пересдача + Чаепитие |
05.05.2016 | |||
12.05.2016 | |||
19.05.2016 | |||
26.05.2016 | |||
02.06.2016 | |||
09.06.2016 | |||
16.06.2016 | |||
23.06.2016 | |||
30.06.2016 | |||
Список литературы | |||
1 | В.В.Ткачук "Математика абитуриенту" | ||
2 | М.И. Сканави "Сборник задач для поступающих в ВУЗы" | ||
3 | Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. “Задачи с параметрами” | ||
4 | Шарыгин. И.Ф. "Сборник задач по математике с решениями." | ||
5 | Л. Кэррол "История с узелками" | ||
6 | Я. Перельман "Занимательная математика" | ||
7 | А.Х. Шахмейстер "Комбинаторика. Статистика. Вероятность" | ||
8 | А.Х. Шахмейстер "Множества. Функции. Последовательности. Прогрессии" | ||
9 | Сергеев И.Н. "Математика с ответами и решениями" |