Спецкурс Дистанционный курс по экономике
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса факультативный для всех
4 Преподаватели Калашнов Георгий, Ситкевич Даниил, Москалева Александра, Замалдинова Наталья, Иванов Владимир
5 Стажёры Нет
6 Время проведения Вторник (2 пары) 17:20- - 20:15
7 Цель курса Дистанционное обучение школьников основам экономической теории
8 Задачи курса  • ознакомление учащихся с основными понятиями, методами и подходами микро- и макроэкономики;
 • обучение решению задач базового уровня сложности с применением экономико-математических моделей;
 • предоставление необходимого инструментария для решения задач повышенного уровня сложности;
 • популяризация экономической науки среди школьников;
 • ознакомление учащихся с некоторыми интересными темами экономической науки для расширения приобретенных знаний
9 Особенности курса Дистанционный курс по экономике
10 Формат проведения занятия Для слушателей существует два формата обучения:
1. Вольнослушатель. Вольнослушателем может стать любой учащийся, который прошел регистрацию на сайте. Данная категория учащихся имеет доступ ко всем материалам курса. Домашние и проверочные работы вольнослушателей не проверяются; вольнослушатели не получают сертификат по окончанию курса.
2. Основной курс. Учащиеся, выбравшие данный формат, имеют возможность сдавать домашние и проверочные работы, принимать участие в обсуждениях пройденных тем, написать итоговый экзамен. Слушатели данной категории получают сертификат при условии успешного завершения курса.

Форма регистрации на дистанционный курс находится по ссылке: http://goo.gl/forms/3yN5fYz2LU

Каждую неделю слушателям будет предоставлен для изучения основной лекционный материал по теме занятия в формате видеолекции, а также дополнительные материалы (материалы "со звездочкой") для более углубленного изучения темы. После публикации материалов в течение недели слушателям будет предложено решить домашнее задание, включающее тестовые вопросы и задачи. Также в течение семестра школьникам будет предложено написать 2 эссе и решить 2 кейса. Помимо основных видов работ школьники могут получить дополнительные баллы за задачи по темам "со звездочкой"

Материалы курса и домашние задания будут выкладываться на платформе: classroom.google.com

Курс делает упор на содержательные вопросы, чем на математику. Большая часть математики вынесена в темы "со звездочкой". Большинство лекций отталкиваются от какого-то вопроса, который может заинтересовать школьника и к концу лекции на него дается ответ.

В конце каждого семестра слушатели сдают экзамен в режиме онлайн тестирования.
11 Целевая аудитория Школьники 9-11го класса, не имеющие возможности посещать очные занятия в ЭМШ. Разделение материала на основной материал и материалы "со звездочкой" позволяют сделать курс интересным как для школьников, которые никогда не изучали экономику, так и для тех, кто уже что-то знает.
12 Краткое описание курса Дистанционный курс по основам экономической теории. Слушатели формата "Основной курс", успешно сдавшие курс, получают сертификат от ЭМШ.

Зарегистрироваться можно по ссылке: http://goo.gl/forms/3yN5fYz2LU
13 Количество слушателей свыше 30 человек
14 Отбор Для слушателей существует два формата обучения:
1. Вольнослушатель. Отбора нет.
2. Основной курс. Чтобы попасть на основной курс школьникам необходимо:
 • или пройти успешно первый тур вступительных испытаний в ЭМШ;
 • или пройти онлайн тестирование на сайте.
15 Формы контроля и
система отчётности
Разбивка по баллам в семестре:
11 домашних работ по 10 баллов (итого 110 баллов),
2 эссе по 10 баллов (итого 20 баллов),
2 кейса по 10 баллов (итого 20 баллов)
Итого:150 баллов за семестр.
Также предполагается возможность получения дополнительных баллов за решение задач по темам "со звездочкой". Количество этих баллов не будет превышать 10% общего количества баллов за семестр.

Экзамен составляет 60 баллов.
Экзамен не считается сданным, если экзаменационная работа написана менее, чем на 30% от общего количества баллов независимо от количества баллов за семестр.

Критерии выставления оценки за семестр.
Удовлетворительная оценка: Выполнение критерия за экзамен, при общей сумме баллов от 30% до 50%. 
Хорошо: Выполнение критерия за экзамен, при общей сумме баллов, от 51 до 70%.
Отлично: Выполнение критерия за экзамен, при общей сумме баллов выше 70%

Для каждого семестра существует 1 (одна) возможность пересдачи экзамена (даты прописаны в программе).
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Нет
20 Дополнительная информация о курсе Обязательное техническое требование к слушателям курса: наличие доступа к сети интернет
Позанятийный план
№ занятия Дата (Вторник) Тематический блок План занятия
1 06.10.2015 Основные вопросы, проблемы и подходы в экономике. Примеры вопросов, которые изучают экономисты (ценообразование, благосостояние, эффективность, неравенство и регулирование, макроэкономические проблемы и другие). Ограниченность ресурсов, эффективное размещение ресурсов и его реализация через выбор (пример). Максимизирующее поведение (простой пример максимизирующего агента). Сравнение выгод и издержек (пример). Альтернативные издержки (определение, пример)

*Модель и абстракция, предпосылки и их источники, принцип "при прочих равных", эмпирическая верификация моделей. Фальсифицируемость. Методы оптимизации.
2 13.10.2015 КПВ Какой тариф мобильной связи выбрать?

Набор товаров. Множество производственных возможностей и КПВ. Полное и эффективное использование ресурсов. Альтернативные издержки (повторение). Возрастающие альтернативные издержки.

*Сложение КПВ.
3 20.10.2015 Спрос и предложение. Как определяется цена и объем торговли на рынке?

Фирмы и домохозяйства. Поведение домохозяйства на рынке, закон спроса. Поведение фирмы на рынке, закон предложения. Равновесие. Роль цены в равновесии, дефицит и профицит. Неценовые факторы спроса и предложения. Товар субституты и комплементы. Инфериорные и нормальные товары. Исторические примеры шоков, связанных с неценовыми факторами спроса. Исключения из закона спроса

*Эластичность. Эластичность по цене, доходу, перекрестная эластичность. Примеры использования эластичностей для ответов на вопросы исследователей. Сложение индивидуальных спросов и предложений.
4 27.10.2015 Выбор фирмы. Почему существуют фирмы с отрицательной прибылью?

Производственная функция. Свойства производственной функции и эффект масштаба. Издержки фирмы. Краткосрочный и долгосрочный период в микроэкономике. Постоянные и переменные издержки. Средние издержки. Их графики. Эффект масштаба в терминах издержек. Прибыль фирмы.

*Подробнее о свойствах производственной функции. Подробнее о построении графиков издержек. Производство на нескольких заводах. Дискретный товар.
5 03.11.2015 Выбор потребителя. Бросит ли курильщик вредную привычку, если ему платить $100 в месяц?

Бюджетное ограничение. Выявленные предпочтения. Кардиналистский подход и функция полезности, ее свойства. Примеры, когда предпочтения нельзя описать функцией полезности. Ординалистский подход и кривые безразличия, их свойства. Примеры использования теории полезности в исследованиях.

*Эквивалентность кардиналистского и ординалистского подхода. Спрос по Маршаллу. Межвременной выбор. Кривая Энгеля. Склонность к риску.
6 10.11.2015 Совершенная конкуренция. Выгодна ли обществу фирма, заботящаяся только о своей прибыли?

Pricetakers и pricemakers, виды рыночных структур. Задача фирмы -- совершенного конкурента. Условие максимума прибыли. Точка безубыточности и точка ухода с рынка. Индивидуальное предложение в краткосрочном периоде. Предложение в долгосрочном периоде.

*Угловые решения задачи фирмы с положительным эффектом масштаба.
7 17.11.2015 Монополия Может ли монополия быть полезна для общества?

Pricetakers и pricemakers. Задача фирмы и условие максимума для монополиста. Предельная выручка. Графическое решение задачи монополии. Ценовая дискриминация. Возникновение монополий, естественные монополии.

*Эластичность и максимизация выручки. Работа монополиста на эластичном участке. Индексы монопольной власти. Индекс Герфиндаля, индекс Лернера. Подробнее о ценовой дискриминации.
8 24.11.2015 Эффективность и неэффективность рынка, вмешательство государства. Нужно ли государству регулировать рынок?

Излишек производителя и излишек потребителя. Первая теорема благосостояния. Вмешательство государства на эффективный рынок. Влияние субсидий, налогов и квот. Кривая Лаффера. Регулирование цен. Неэффективность монополии.

*Провалы рынка. Внешние эффекты. Общественные решения: корректирующие налоги и субсидии, квоты. Теорема Коуза. Трагедия общин. Запрещенные рынки. Асимметрия информации. Рынок лимонов. Сигналы и модель Спенса.
9 01.12.2015 Теория игр и другие рыночные структуры Как пригласить девушку на футбольный матч?

Понятие игры. Равновесие по Нэшу. Эффективность по Парето. Примеры игр с разными наборами равновесий. Динамические игры и запись игр в развернутой форме. Метод обратной индукции. Примеры динамических игр.

*Олигополия Курно. Олигополия Штакельберга. Олигополия Бертрана.
10 08.12.2015 Рынок ресурсов Есть ли дискриминация на рынке труда?

Предельный и средний продукт ресурса (труда и капитала). Спрос совершенного конкурента на труд. Спрос монополиста на труд.

*Монопсония. Модели предложения труда (time allocation)
11 15.12.2015 Международная торговля Почему богатые страны торгуют с бедными? Зачем ограничивать торговлю?

Глобализация и внешняя торговля. Абсолютные и сравнительные преимущества. Большая и малая открытые экономики. Спрос и предложение в малой открытой экономике. Торговые барьеры и протекционизм в малой открытой экономике. Выигравшие и проигравшие.

*Спрос и предложение в большой открытой экономике. Торговые барьеры и протекционизм в большой открытой экономике.
12 22.12.2015 Экзамен Экзамен
  29.12.2015    
  05.01.2016    
  12.01.2016    
13 19.01.2016 Пересдача Пересдача (если потребуется)
14 26.01.2016 Введение в макроэкономику Вопросы макроэкономики. Общее равновесие. Экономический рост - тренд и цикл. Основные макроэкономические показатели (доход, инфляция, безработица), эндогенные и экзогенные показатели. Модель кругооборота. Макроэкономические агенты и рынки.
15 02.02.2016 ВВП Что определяет благосостояние? Приносит ли доход счастье?

Расчет ВВП по расходам, доходам и по добавленной стоимости, основное макроэкономическое тождество. Государственный бюджет. Располагаемый доход и сбережения. Платежный баланс.
16 09.02.2016 Инфляция и безработица Почему люди не находят работу?

Инфляция, индексы Пааше и Ласпейреса. Реальный доход. Номинальная и реальная ставки процента, связь с инфляцией. Занятость и безработица. Причины безработицы: фрикционная и структурная безработица.
17 16.02.2016 Экономика в долгосрочном периоде Кому достается ВВП?

Гибкость цен и эффективное использование ресурсов. Производственная функция. Распределение доходов между владельцами труда и капитала. Общее равновесие на фондовом и товарном рынках в долгосрочном периоде.

*Откуда берется производственная функция Кобба-Дугласа?
18 23.02.2016 AD-AS Что влечет экономические циклы?

Совокупный спрос и совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного спроса. Гибкость и жесткость цен. Классический и кейнсианский взгляд на совокупное предложение. Шоки спроса. Долгосрочный и краткосрочный период в макроэкономике. Контрциклические и проциклические показатели. Естественная и циклическая безработица. Ожидаемая инфляция. Закон Оукена. Кривая Филлипса.
19 01.03.2016 Денежный рынок Почему бы не напечатать денег на всех?

Что такое деньги и денежные агрегаты. Количественная теория денег. Банковский и денежный мультипликатор. Монетарная политика и инструменты монетарной политики. Инфляционный налог. Роль ожиданий.

*Модель сеньоража.
20 08.03.2016 Товарный рынок в краткосрочном периоде Как на экономике сказывается государственный долг?

Кейнсианский крест, фискальная политика, мультипликаторы государственных расходов и налогов. Политика сбалансированного бюджета. Влияние государственного долга на макроэкономику. Взаимодействие фискальной и монетарной политики. Независимость центрального банка от правительства.
21 15.03.2016 Валютный курс Почему в Европе все товары дороже, чем в России?

Девизный (прямой) валютный курс, обратный (обменный) валютный курс. Реальный валютный курс. Гипотеза паритета покупательной способности и причины ее нарушения. Рынок валюты. Интервенции центрального банка на валютный рынок.

*Международные валютные системы. Золотой стандарт, Бреттон-Вудская система. Ямайская система.
22 22.03.2016 Благосостояние и неравенство Как можно устранить бедность? Почему нельзя "отнять все и поделить"?

Справедливость и эффективность. Различные взгляды на общественное благосостояние. Распределение доходов и богатства. Измерение неравенства. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Перераспределение в экономике.

Влияние прогрессивной и регрессивной шкалы налогообложения на неравенство.
23 29.03.2016 Экономическое развитие Почему не все страны одинаково развиты?

Краткая история современного экономического роста. Мальтузианская ловушка и выход из нее: Промышленная революция. Развитые и развивающиеся страны. Существуют ли ловушки бедности? Может ли экономика улучшить жизнь бедняков?  
24 05.04.2016 Политика и экономика Почему правительство не всегда действует в интересах граждан?

Экономический анализ коллективных решений. Парадокс голосования и теорема о невозможности Эрроу. Выборы и стимулы политиков. Теорема о медианном избирателе.
25 12.04.2016 Заключение О чем мы не успели рассказать?
26 19.04.2016 Экзамен Экзамен
27 26.04.2016 Пересдача Пересдача (если потребуется)
  03.05.2016    
  10.05.2016    
  17.05.2016    
  24.05.2016    
  31.05.2016    
  07.06.2016    
  14.06.2016    
  21.06.2016    
  28.06.2016    
Список литературы
1 И.А. Алешковский, Ф.С. Картаев -- Математика в экономике, 2006
2 Т.A. Агапова и С.Ф. Серегина -- Макроэкономика, 2004
3 Daron Acemoglu, David Laibson, John A. List -- Economics, 2015
4 Mankiw N. Gregory -- Macroeconomics, 2013
5 Sam Bowles et al. -- Core economics, 2015
6 Robert Frank -- The Economic Naturalist: Why Economics Explains Almost Everything, 2008
7 Robert Pindyck, Daniel Rubinfeld - Microeconomics, 2013