Спецкурс | Дистанционный курс по экономике | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | факультативный для всех | |
4 | Преподаватели | Калашнов Георгий, Ситкевич Даниил, Москалева Александра, Замалдинова Наталья, Иванов Владимир | |
5 | Стажёры | Нет | |
6 | Время проведения | Вторник (2 пары) 17:20- - 20:15 | |
7 | Цель курса | Дистанционное обучение школьников основам экономической теории | |
8 | Задачи курса | • ознакомление учащихся с
основными понятиями, методами и подходами микро- и макроэкономики; • обучение решению задач базового уровня сложности с применением экономико-математических моделей; • предоставление необходимого инструментария для решения задач повышенного уровня сложности; • популяризация экономической науки среди школьников; • ознакомление учащихся с некоторыми интересными темами экономической науки для расширения приобретенных знаний |
|
9 | Особенности курса | Дистанционный курс по экономике | |
10 | Формат проведения занятия | Для слушателей существует два формата обучения: 1. Вольнослушатель. Вольнослушателем может стать любой учащийся, который прошел регистрацию на сайте. Данная категория учащихся имеет доступ ко всем материалам курса. Домашние и проверочные работы вольнослушателей не проверяются; вольнослушатели не получают сертификат по окончанию курса. 2. Основной курс. Учащиеся, выбравшие данный формат, имеют возможность сдавать домашние и проверочные работы, принимать участие в обсуждениях пройденных тем, написать итоговый экзамен. Слушатели данной категории получают сертификат при условии успешного завершения курса. Форма регистрации на дистанционный курс находится по ссылке: http://goo.gl/forms/3yN5fYz2LU Каждую неделю слушателям будет предоставлен для изучения основной лекционный материал по теме занятия в формате видеолекции, а также дополнительные материалы (материалы "со звездочкой") для более углубленного изучения темы. После публикации материалов в течение недели слушателям будет предложено решить домашнее задание, включающее тестовые вопросы и задачи. Также в течение семестра школьникам будет предложено написать 2 эссе и решить 2 кейса. Помимо основных видов работ школьники могут получить дополнительные баллы за задачи по темам "со звездочкой" Материалы курса и домашние задания будут выкладываться на платформе: classroom.google.com Курс делает упор на содержательные вопросы, чем на математику. Большая часть математики вынесена в темы "со звездочкой". Большинство лекций отталкиваются от какого-то вопроса, который может заинтересовать школьника и к концу лекции на него дается ответ. В конце каждого семестра слушатели сдают экзамен в режиме онлайн тестирования. |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11го класса, не имеющие возможности посещать очные занятия в ЭМШ. Разделение материала на основной материал и материалы "со звездочкой" позволяют сделать курс интересным как для школьников, которые никогда не изучали экономику, так и для тех, кто уже что-то знает. | |
12 | Краткое описание курса | Дистанционный курс по основам экономической теории. Слушатели
формата "Основной курс", успешно сдавшие курс, получают сертификат
от ЭМШ. Зарегистрироваться можно по ссылке: http://goo.gl/forms/3yN5fYz2LU |
|
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | |
14 | Отбор | Для слушателей существует два формата обучения: 1. Вольнослушатель. Отбора нет. 2. Основной курс. Чтобы попасть на основной курс школьникам необходимо: • или пройти успешно первый тур вступительных испытаний в ЭМШ; • или пройти онлайн тестирование на сайте. |
|
15 | Формы контроля и система отчётности |
Разбивка по баллам в семестре: 11 домашних работ по 10 баллов (итого 110 баллов), 2 эссе по 10 баллов (итого 20 баллов), 2 кейса по 10 баллов (итого 20 баллов) Итого:150 баллов за семестр. Также предполагается возможность получения дополнительных баллов за решение задач по темам "со звездочкой". Количество этих баллов не будет превышать 10% общего количества баллов за семестр. Экзамен составляет 60 баллов. Экзамен не считается сданным, если экзаменационная работа написана менее, чем на 30% от общего количества баллов независимо от количества баллов за семестр. Критерии выставления оценки за семестр. Удовлетворительная оценка: Выполнение критерия за экзамен, при общей сумме баллов от 30% до 50%. Хорошо: Выполнение критерия за экзамен, при общей сумме баллов, от 51 до 70%. Отлично: Выполнение критерия за экзамен, при общей сумме баллов выше 70% Для каждого семестра существует 1 (одна) возможность пересдачи экзамена (даты прописаны в программе). |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Обязательное техническое требование к слушателям курса: наличие доступа к сети интернет | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 06.10.2015 | Основные вопросы, проблемы и подходы в экономике. | Примеры
вопросов, которые изучают экономисты (ценообразование, благосостояние,
эффективность, неравенство и регулирование, макроэкономические проблемы и
другие). Ограниченность ресурсов, эффективное размещение ресурсов и его
реализация через выбор (пример). Максимизирующее поведение (простой пример
максимизирующего агента). Сравнение выгод и издержек (пример). Альтернативные
издержки (определение, пример) *Модель и абстракция, предпосылки и их источники, принцип "при прочих равных", эмпирическая верификация моделей. Фальсифицируемость. Методы оптимизации. |
2 | 13.10.2015 | КПВ | Какой тариф мобильной связи выбрать? Набор товаров. Множество производственных возможностей и КПВ. Полное и эффективное использование ресурсов. Альтернативные издержки (повторение). Возрастающие альтернативные издержки. *Сложение КПВ. |
3 | 20.10.2015 | Спрос и предложение. | Как определяется цена и объем торговли
на рынке? Фирмы и домохозяйства. Поведение домохозяйства на рынке, закон спроса. Поведение фирмы на рынке, закон предложения. Равновесие. Роль цены в равновесии, дефицит и профицит. Неценовые факторы спроса и предложения. Товар субституты и комплементы. Инфериорные и нормальные товары. Исторические примеры шоков, связанных с неценовыми факторами спроса. Исключения из закона спроса *Эластичность. Эластичность по цене, доходу, перекрестная эластичность. Примеры использования эластичностей для ответов на вопросы исследователей. Сложение индивидуальных спросов и предложений. |
4 | 27.10.2015 | Выбор фирмы. | Почему существуют фирмы с отрицательной
прибылью? Производственная функция. Свойства производственной функции и эффект масштаба. Издержки фирмы. Краткосрочный и долгосрочный период в микроэкономике. Постоянные и переменные издержки. Средние издержки. Их графики. Эффект масштаба в терминах издержек. Прибыль фирмы. *Подробнее о свойствах производственной функции. Подробнее о построении графиков издержек. Производство на нескольких заводах. Дискретный товар. |
5 | 03.11.2015 | Выбор потребителя. | Бросит ли курильщик вредную привычку,
если ему платить $100 в месяц? Бюджетное ограничение. Выявленные предпочтения. Кардиналистский подход и функция полезности, ее свойства. Примеры, когда предпочтения нельзя описать функцией полезности. Ординалистский подход и кривые безразличия, их свойства. Примеры использования теории полезности в исследованиях. *Эквивалентность кардиналистского и ординалистского подхода. Спрос по Маршаллу. Межвременной выбор. Кривая Энгеля. Склонность к риску. |
6 | 10.11.2015 | Совершенная конкуренция. | Выгодна ли обществу фирма, заботящаяся
только о своей прибыли? Pricetakers и pricemakers, виды рыночных структур. Задача фирмы -- совершенного конкурента. Условие максимума прибыли. Точка безубыточности и точка ухода с рынка. Индивидуальное предложение в краткосрочном периоде. Предложение в долгосрочном периоде. *Угловые решения задачи фирмы с положительным эффектом масштаба. |
7 | 17.11.2015 | Монополия | Может ли монополия быть полезна для
общества? Pricetakers и pricemakers. Задача фирмы и условие максимума для монополиста. Предельная выручка. Графическое решение задачи монополии. Ценовая дискриминация. Возникновение монополий, естественные монополии. *Эластичность и максимизация выручки. Работа монополиста на эластичном участке. Индексы монопольной власти. Индекс Герфиндаля, индекс Лернера. Подробнее о ценовой дискриминации. |
8 | 24.11.2015 | Эффективность и неэффективность рынка, вмешательство государства. | Нужно ли государству регулировать
рынок? Излишек производителя и излишек потребителя. Первая теорема благосостояния. Вмешательство государства на эффективный рынок. Влияние субсидий, налогов и квот. Кривая Лаффера. Регулирование цен. Неэффективность монополии. *Провалы рынка. Внешние эффекты. Общественные решения: корректирующие налоги и субсидии, квоты. Теорема Коуза. Трагедия общин. Запрещенные рынки. Асимметрия информации. Рынок лимонов. Сигналы и модель Спенса. |
9 | 01.12.2015 | Теория игр и другие рыночные структуры | Как пригласить девушку на футбольный
матч? Понятие игры. Равновесие по Нэшу. Эффективность по Парето. Примеры игр с разными наборами равновесий. Динамические игры и запись игр в развернутой форме. Метод обратной индукции. Примеры динамических игр. *Олигополия Курно. Олигополия Штакельберга. Олигополия Бертрана. |
10 | 08.12.2015 | Рынок ресурсов | Есть ли дискриминация на рынке труда? Предельный и средний продукт ресурса (труда и капитала). Спрос совершенного конкурента на труд. Спрос монополиста на труд. *Монопсония. Модели предложения труда (time allocation) |
11 | 15.12.2015 | Международная торговля | Почему богатые страны торгуют с
бедными? Зачем ограничивать торговлю? Глобализация и внешняя торговля. Абсолютные и сравнительные преимущества. Большая и малая открытые экономики. Спрос и предложение в малой открытой экономике. Торговые барьеры и протекционизм в малой открытой экономике. Выигравшие и проигравшие. *Спрос и предложение в большой открытой экономике. Торговые барьеры и протекционизм в большой открытой экономике. |
12 | 22.12.2015 | Экзамен | Экзамен |
29.12.2015 | |||
05.01.2016 | |||
12.01.2016 | |||
13 | 19.01.2016 | Пересдача | Пересдача (если потребуется) |
14 | 26.01.2016 | Введение в макроэкономику | Вопросы макроэкономики. Общее равновесие. Экономический рост - тренд и цикл. Основные макроэкономические показатели (доход, инфляция, безработица), эндогенные и экзогенные показатели. Модель кругооборота. Макроэкономические агенты и рынки. |
15 | 02.02.2016 | ВВП | Что определяет благосостояние? Приносит
ли доход счастье? Расчет ВВП по расходам, доходам и по добавленной стоимости, основное макроэкономическое тождество. Государственный бюджет. Располагаемый доход и сбережения. Платежный баланс. |
16 | 09.02.2016 | Инфляция и безработица | Почему люди не находят работу? Инфляция, индексы Пааше и Ласпейреса. Реальный доход. Номинальная и реальная ставки процента, связь с инфляцией. Занятость и безработица. Причины безработицы: фрикционная и структурная безработица. |
17 | 16.02.2016 | Экономика в долгосрочном периоде | Кому достается ВВП? Гибкость цен и эффективное использование ресурсов. Производственная функция. Распределение доходов между владельцами труда и капитала. Общее равновесие на фондовом и товарном рынках в долгосрочном периоде. *Откуда берется производственная функция Кобба-Дугласа? |
18 | 23.02.2016 | AD-AS | Что влечет экономические циклы? Совокупный спрос и совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного спроса. Гибкость и жесткость цен. Классический и кейнсианский взгляд на совокупное предложение. Шоки спроса. Долгосрочный и краткосрочный период в макроэкономике. Контрциклические и проциклические показатели. Естественная и циклическая безработица. Ожидаемая инфляция. Закон Оукена. Кривая Филлипса. |
19 | 01.03.2016 | Денежный рынок | Почему бы не напечатать денег на всех? Что такое деньги и денежные агрегаты. Количественная теория денег. Банковский и денежный мультипликатор. Монетарная политика и инструменты монетарной политики. Инфляционный налог. Роль ожиданий. *Модель сеньоража. |
20 | 08.03.2016 | Товарный рынок в краткосрочном периоде | Как на экономике сказывается
государственный долг? Кейнсианский крест, фискальная политика, мультипликаторы государственных расходов и налогов. Политика сбалансированного бюджета. Влияние государственного долга на макроэкономику. Взаимодействие фискальной и монетарной политики. Независимость центрального банка от правительства. |
21 | 15.03.2016 | Валютный курс | Почему в Европе все товары дороже, чем
в России? Девизный (прямой) валютный курс, обратный (обменный) валютный курс. Реальный валютный курс. Гипотеза паритета покупательной способности и причины ее нарушения. Рынок валюты. Интервенции центрального банка на валютный рынок. *Международные валютные системы. Золотой стандарт, Бреттон-Вудская система. Ямайская система. |
22 | 22.03.2016 | Благосостояние и неравенство | Как можно устранить бедность? Почему
нельзя "отнять все и поделить"? Справедливость и эффективность. Различные взгляды на общественное благосостояние. Распределение доходов и богатства. Измерение неравенства. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Перераспределение в экономике. Влияние прогрессивной и регрессивной шкалы налогообложения на неравенство. |
23 | 29.03.2016 | Экономическое развитие | Почему не все страны одинаково развиты? Краткая история современного экономического роста. Мальтузианская ловушка и выход из нее: Промышленная революция. Развитые и развивающиеся страны. Существуют ли ловушки бедности? Может ли экономика улучшить жизнь бедняков? |
24 | 05.04.2016 | Политика и экономика | Почему правительство не всегда
действует в интересах граждан? Экономический анализ коллективных решений. Парадокс голосования и теорема о невозможности Эрроу. Выборы и стимулы политиков. Теорема о медианном избирателе. |
25 | 12.04.2016 | Заключение | О чем мы не успели рассказать? |
26 | 19.04.2016 | Экзамен | Экзамен |
27 | 26.04.2016 | Пересдача | Пересдача (если потребуется) |
03.05.2016 | |||
10.05.2016 | |||
17.05.2016 | |||
24.05.2016 | |||
31.05.2016 | |||
07.06.2016 | |||
14.06.2016 | |||
21.06.2016 | |||
28.06.2016 | |||
Список литературы | |||
1 | И.А. Алешковский, Ф.С. Картаев -- Математика в экономике, 2006 | ||
2 | Т.A. Агапова и С.Ф. Серегина -- Макроэкономика, 2004 | ||
3 | Daron Acemoglu, David Laibson, John A. List -- Economics, 2015 | ||
4 | Mankiw N. Gregory -- Macroeconomics, 2013 | ||
5 | Sam Bowles et al. -- Core economics, 2015 | ||
6 | Robert Frank -- The Economic Naturalist: Why Economics Explains Almost Everything, 2008 | ||
7 | Robert Pindyck, Daniel Rubinfeld - Microeconomics, 2013 |