Спецкурс Экономический кружок: перезагрузка
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 9 - 10
3 Тип курса зачётный только для 9-10-ти классников
4 Преподаватели Журавлев Дмитрий, Асрибабаян Нора
5 Стажёры  
6 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
7 Цель курса Сформировать у школьников начальное представление об экономике и экономическом мироустройстве
8 Задачи курса • знакомство школьников с основными формулами и понятиями
• объяснение простейших экономических моделей
• решение простых экономических задач
• чтение и обсуждение деловой периодической литературы вместе со школьниками
• обучение школьников грамотно вести дискуссии на экономические темы
9 Особенности курса Сочетание дискуcсионных форм общения и стандартных форм проведения уроков экономики, что позволяет дать целостную картину экономики как отрасли жизни социума и науки. Предполагается большая доля активностей со стороны школьников.
10 Формат проведения занятия На каждом занятии отводится 10-20 минут для повторения предыдущей темы в форме мини-контрольной или ответа у доски. Далее идет разбор новой темы сначала в форме обсуждения, затем разбор задач и формул на тему, если таковые имеются. Форма обсуждения предполагает также и выступление, и подготовку домашних заданий в мини-группах. В каждой мини-группе будет свой лидер, которым должен будет побыть каждый за курс. Зона ответственности каждого участника группы будет строго определена.
11 Целевая аудитория Школьники, не изучавшие ранее экономику, а также школьники, интересующиеся мировым экономическим устройством
12 Краткое описание курса Этот курс предназначен для тех, кто хотел бы познакомиться с азами экономики, получить необходимую базу для дальнейшего изучения экономической науки.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Отбор отсутствует. Однако есть предварительное тестирование, направленное на то, чтобы выявить уровень знаний будущих слушателей курса. Тестирование включает в себя вопросы по мировой политической географии, географии России и общим экономическим вопросам. Результаты тестирования ни на что не влияют.
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка на курсе выставляется по результатам работы в семестре и на экзамене. Баллы набираются за счет:
1.присутствия
2.активной работы на занятии
3.ответа у доски
4.мини-контрольных
5.домашних работ
6.проверочных работ, контрольной работы
7.экзамена
ВСЕГО - 100 баллов. (Сумма баллов приведены для одного полугодия. Она одинакова для каждого семестра)
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Нет
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 08.10.2015 Введение в экономику Вступительное слово, знакомство со школьниками. Экономика – происхождение науки. Микро - и макроэкономика. Мир ограниченных ресурсов: безграничность потребностей человека и ограниченность ресурсов. Блага: экономические(товары и услуги) и неэкономические. Домашнее задание: обязательна к прочтению глава во "Фрикономике": "Что общего между Ку-клукс-кланом и агентами по торговле недвижимостью"
2 15.10.2015 Введение в экономику: продолжение Альтернативная стоимость (определение, приведение примеров), проблема выбора (перед кем стоит, приведение примеров),  эффективность (основная предпосылка в экономике, значение для различных экономических субъектов), кривая производственных возможностей (определение, как связана с альтернативной стоимостью, проблемой выбора и эффективностью, объяснение природы кривой, приведение примеров). Факторы производства (какие факторы производства различают, факторные доходы). Домашнее задание (в группах) подготовиться и прочитать про экономику стран с разными экономическими системами. Кейс, основанный на домашнем чтении.
3 22.10.2015 Экономические системы, дискуссия/дебаты на соотв.тему Экономическая система как понятие (определение). Три вопроса. Традиционная, централизованная, рыночная и смешанная системы. Дискуссия/дебаты по системам. Домашнее задание - прочитать главу "Первая большая инфляция (Франция, 1790е годы)" в книге "История финансовых потрясений" Андрея Аникина
4 29.10.2015 Спрос и предложение. Закон спроса и закон предложения. Величина спроса и предложения (приведение примеров, отличие величины спроса/предложения от спроса/предложения). Товары-заменители и товары-комплементы (приведение примеров). Кейс по командам по домашнему заданию
5 05.11.2015 Характеристики кривых спроса и предложения;факторы на них влияющие Исключения из закона спроса и предложения (товары Веблена, эффект Гиффена). Факторы, воздействующие на спрос и предложение (ценовые и неценовые, приведение примеров).  Эластичность.
6 12.11.2015 Продолжение темы спроса и предложения: ограничения государства. Поведение потребителя в рыночной экономике Государство в рыночной экономике: налоги, субсидии, квоты. Решение задач. Рациональность потребителя (два критерия рациональности: эгоистический стандарт и позиция "текущих целей", всегда ли рационален?). Институциональные аспекты рациональности потребителя.
7 19.11.2015 Формы предприятий Законодательная база. Кооперативы, товарищества, общества. Дискуссия на соответствующую тему. 
8 26.11.2015 Виды рыночных структур Совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Обсуждение актуальных проблем экономических структур, сложившихся в России в отдельных отраслях. Например, на рынке калийных удобрений. Обсуждения событий в связи с Беларускалием и Россией.
9 03.12.2015 Консультация, решение задач Консультация, решение задач
10 10.12.2015 Экзамен Экзамен
11 17.12.2015 Резерв Резерв
  24.12.2015    
  31.12.2015    
  07.01.2016    
  14.01.2016    
12 21.01.2016 Введение в макроэкономику Введение в макроэкономику. Экономический кругооборот (основные субъекты кругооборота, их роль в кругообороте). ВВП и ВНП (отличия данных показателей, приведение примеров). Обязательно к прочтению "Куда исчезли все преступники" в книге "Фрикономика" Левитта, Дабнера
13 28.01.2016 Продолжение темы ВВП. Основные макроэкономические величины Способы исчисления. Номинальные и реальные величины. Основные макроэкономические величины.
14 04.02.2016 Экономический цикл Механизм экономического цикла (какие периоды наблюдаются, понятие тренда, длинные циклы). Экономический рост (с помощью каких показателей нужно оценивать экономический рост, экстенсивные и интенсивные факторы роста, снижение темпов экономического роста в конце 20-го века в мире). Дискуссия на экономическую тему.
15 11.02.2016 Деньги Бартер. Бартерная экономика (возможна ли она в наше время?). История денег. Функции денег. Виды денег. Денежные агрегаты. Уравнение Фишера
16 18.02.2016 Инфляция Инфляция, дефляция, дезинфляция. Причины и формы инфляции. Последствия инфляции для разных социальных групп населения (примеры на гиперинфляции в Германии в начале 1920-х). Обязательно к прочтению "Гиперинфляция (Германия, 1919-1923), Глава 7, "История финансовых потрясений", А.Аникин
  25.02.2016    
17 03.03.2016 Основные показатели рынка труда Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Закон Оукена. Задачи по теме безработица. Великая депрессия в США (1929-1933)
18 10.03.2016 Бюджетно-налоговая политика.  Бюджетно-налоговая политика (доходы и расходы государственного бюджета, виды налогов, виды налоговой политики). Кривая Лаффера.  Обязательно к прочтению Глава 15, "Путь России" в книге А.Аникина "История финансовых потрясений"
19 17.03.2016 Дискуссионное занятие Обсуждение российского кризиса 1998 г. ЧГК на данную тему.
20 24.03.2016 Кредитно-денежная политика Кредитно-денежная политика (как Центробанк с помощью регулирования резервных норм, операций на открытом рынке и учетной ставки воздействует на экономику). Обязательна к прочтению статья в журнале "Эксперт" "Опиумные войны"
21 31.03.2016 Международная торговля.  Международная торговля. Теория абсолютных преимуществ. Теория сравнительных преимуществ. Решение задач.
22 07.04.2016 Валютный рынок Валюта (определение, девальвация, ревальвация). Валютный курс (определение, плавающий валютный курс, фиксированный валютный курс, валютные интервенции). Факторы, влияющие на изменение спроса и предложения на валютном рынке (соотношение доходов населения, соотношение уровня процентных ставок, соотношение уровня потребительских цен, изменение вкусов потребителей, спекуляции)
23 14.04.2016 Контрольная работа Контрольная работа: решение задач на пройденный материал.
24 21.04.2016 Подготовка к дебатам, консультация Подготовка к дебатам, консультация
25 28.04.2016 Дебаты Обсуждение последствий мирового кризиса 2008 года, изменения роли государства в экономике.
26 05.05.2016 Консультация, решение задач Консультация к экзамену
27 12.05.2016 Экзамен Экзамен
28 19.05.2016 Резерв Резерв
  26.05.2016    
  02.06.2016    
  09.06.2016    
  16.06.2016    
  23.06.2016    
  30.06.2016    
Список литературы
1 Алешковский И.А.;Картаев Ф.С.МАКС Пресс, 2008
2 Иванов С.И., Вита-пресс, 2007  
3 Чеканский А.Н., Фролова Н.Л., Инфра -М, 2008
4 Автономов В.С., Вита-пресс, 2004
5 Мицкевич А.А.,Вита-пресс, 2004
6 Нуреев Р.М., Норма, 2008  
7 Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Республика, 1992
8 Периодическое издание журналов "Эксперт", "Деньги", "Секрет фирмы"
9 Аникин А. История финансовых потрясений, Олимп-Бизнес, 2009    
10 Левитт. Дабнер, "Фрикономика", ИД Вильямс, 2009    
11 Паундстоун Уильям. Как сдвинуть гору Фудзи?
Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов/Пер. с англ.»: Альпина Бизнес Букс при содействии Headhunter.ru; Москва; 2004
   
12 Под ред. П.Самуэльсона и У.Барнетта: "О чем думают экномисты. Беседы с Нобелевскими лауреатами", Сколково, Москва 2010