Спецкурс | Время мыслей | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Припадчева Александра, Громов Николай | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Пятница 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Дать слушателям базовые знания по философии. | |
8 | Задачи курса | 1) Рассказать школьникам о классических идеях в философии, об их
различии, сходстве, взаимосвязи. 2) Познакомить школьников с философами, их биографиями, личными способами выработки философских идей. 3) Показать школьникам историческую связь философских идей. 4) Для выполнения заданий давать первоисточники. |
|
9 | Особенности курса | Историческая последовательность в изучении материала,
совмещенная с генезисным подходом. Взаимосвязь личности и философской концепции, позволяющая лучше понимать как личность философа, так и саму концепцию. Обращение к первоисточникам. |
|
10 | Формат проведения занятия | Начало занятия - тест-самостоятельная работа на 5-7
вопросов. Далее - лекция и обсуждение по материалам. Домашнее задание - чтение отрывков из оригинальных текстов, их анализ(письменный или устный). |
|
11 | Целевая аудитория | Все, кто желает разобраться в философии и понять ее роль в общественных науках. | |
12 | Краткое описание курса | Курс, на котором разбираются основы одной из отраслей обществоведческой науки - философии. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | нет | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка складывается из: - 30% - оценки за тесты по проверке знаний. - 10% - посещение. - 20% - домашнее задание. - 40% - оценка за контрольные/экзамены. Оценочная шкала - от 1 до 10. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Темы № 4, 7, 14, 17 - участие приглашенного лектора. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия |
1 | 09.10.2015 | Философия в системе культуры. Основные понятия и законы. | Место философии в системе мировоззрения человека. Философия как особый вид знания. Категориальный аппарат: бытие, материя, движение; пространство и время; сущность и явление; причина и следствие и т.д. Методы: диалектика, метафизика и т.д. Основной вопрос философии: соотношение материального и духовного, мышления и бытия, сознания и материи. Логические законы и их формальные правила. |
2 | 16.10.2015 | Античная философия: досократики | Открытость, публичность, свобода и
автономия в греческом обществе. Зарождение философских вопросов, поиск на них
ответов в космоцентризме. Мифологичная натурфилософия. Фалес – первоначало=вода. Анаксимен – первоначало=воздух. Анаксимандр – первоначало=«айперон». Переход от материальных категорий к идеальным. Субъективизация истины. Пифагор и философия чисел. Первоначало=число. Софисты. Актив: составление собственного софизма из случайных законов и понятий. |
3 | 23.10.2015 | Античная философия: досократики | Несвоевременные теории. Первый диалектик-материалист – Гераклит. Школа элеатов. Продолжение решения проблемы познания. Жесткое разделение на "чувственное" и "идеалистическое". Ксенофан Колофонский. Идея единого Бога - противоречие всем предыдущим философам. Парменид. Отрицание диалектики Гераклита. Учение о бытии. Зенон – продолжатель Парменида. Математические доказательства невозможности движения мира = «апории». Атомистика Демокрита. «Линия Демокрита». |
4 | 30.10.2015 | Античная философия: Сократ, Платон. | Отрицание натурфилософии. Расширение
спектра вопросов. Наиболее полное использование разума, расцвет
конструктивных онтологических и гносеологических исследований. Сократ: поворотный пункт в развитии античной философии. Жизненные ситуации, биография. Индукция для поиска истины. «Познай самого себя». Этический рационализм. Платон: идеалист, последователь Сократа. Взаимосвязь двух философов в выражении идей. Биография и жизнь. Концепция познания - "абсолютные идеи". Государственный строй. «Линия Платона» |
5 | 06.11.2015 | Античная философия: Аристотель. | Материализм и рационализм - классика в
греческой философии. Пик в эволюции античных идей. Аристотель. Несогласие с Платоном, его опровержение. Концепция познания. Проблемы: бытие, материя, душа, общество и человек, государство. 6 типов государств. Бытие мира - субстанция, имеющая 9 категорий. Актив: дебаты - материалисты-идеалисты. |
6 | 13.11.2015 | Античная философия: киники, скептики, стоики, эпикурейцы. | Нарастание неприязни к
рационалистической философии. Поиск новых, "легких" способов
принятия мира. Упадок интереса к фундаментальным вопросам. Критицизм и
эклектизм новых течений. Кинизм и его представитель: Диоген. Сознательное нарушение устоев. Скептицизм и его влияние на развитие мысли. Учение стоиков. Эпикур. Совершенствование идеи стоиков. Дискуссия: есть ли эти идеи в современной жизни, если классическая философия показала их несостоятельность? |
7 | 20.11.2015 | Философия Средневековья: патристика и схоластика. | Многолетний креационизм, повлиявший на
повсеместное насаждение идеализма. Патристы и их познание мира через
произведения с христианскими догматами. Рациональные искания схоластов в онтологии. Августин Блаженный – Отец Церкви, черпавший идеи от Платона. «Град Божий». Фома Аквинский. Синтез Аристотеля и христианства. Оппозиция патристам. О гносеологии: соотношение веры и знания. Этика. Поздние схоласты. Предтеча Реформации. Интерес к логике, философии, науке, а не религии. Критика схоластов «бритвой Оккама». Проблема свободной воли и выбора: Буриданов осел. |
8 | 27.11.2015 | Философия Возрождения: Николай Кузанский, Мартин Лютер, Эразм Роттердамский. | Переходная стадия в развитии.
Вырождение теоцентризма. Попирание церковных позиций гуманизмом и
античностью. Преобразования в обществе - развитие экономики, науки,
гуманитарной культуры, светской мысли. Неоплатонизм Кузанского. Идея пантеизма. Религиозный агностицизм. Лютер, положивший начало реформации. Опровержение догматов церкви. «Философия Христа» Роттердамского. Его социально-этические взгляды, выразившиеся в «Похвале глупости». |
9 | 04.12.2015 | Философия Нового Времени: Декарт. | Расширение интеллектуального мира
личности. Завершение размышлений о мире, переключение воззрений на человека -
центр вселенной. Замещение религии наукой. Рационализм в антропологии.
Постановка новых правил философствования. Жизнь и биография Декарта. Дуализм. Рождение фразы «Cogito ergo sum». Мышление и материя. Дедукция. «Врожденные идеи» - отсылка к Платону, опровержение Локка. Первое обращение к психологии - психофизиологический параллелизм. |
10 | 11.12.2015 | Экзамен. | |
11 | 18.12.2015 | Пересдача. | |
12 | 25.12.2015 | Резервный день. | |
01.01.2016 | |||
08.01.2016 | |||
15.01.2016 | |||
13 | 22.01.2016 | Резервный день. | |
14 | 29.01.2016 | Философия Нового времени: Локк, Гоббс. | Расширение научных размышлений до
систематического исследования общества. Попытка сочетания математики и
чувственного опыта. Сенсуализм Локка. Новое видение античных идей Аристотеля и Платона. Учение о познании. «Опыт о человеческом разумении». «Tabula rasa». Этика Локка. «Теория общественного договора». «Левиафан» Гоббса и его взгляды на общественно-политический строй. «Война всех против всех». «Общественный договор». Государство как «Левиафан» - противоположность Локку. |
15 | 05.02.2016 | Философия Нового Времени: Паскаль, Спиноза, Лейбниц. | Кризис в науке как способе ответа на
вопросы о мире. Обращение к философии. Поиск соединения разрыва между
природой и человеком. Антропологические идеи Паскаля. Агностицизм, опровержение всех предыдущих философов. Рационализм и монизм Спинозы. Развитие рационализма Декарта с помощью религиозных норм. Отвержение дуализма. Sub specie aeternitatis – жизненное кредо. Учение о свободе. Гносеология и учение о монадах Лейбница. Совершенствование теорий Декарта и Спинозы. |
16 | 12.02.2016 | Философия Просвещения: Монтескье, Вольтер, Руссо. | Поиск соотношения не
"человек-мир", а "человек-Бог". Объединяющее начало – деизм. Смещение рационализма с лидирующих позиций. Расширение взглядов - признание неразумного. Монтескье. Географический детерминизм. Идея о «естественном» состоянии человека. Идея «общественного договора». Принцип «разделения властей». 3 формы правления и основания для их существования. Вольтер: основоположник эпохи Просвещения. Решение спора о первичности бытия и познания. Режим «просвещенного абсолютизма». Руссо. Высказывания о «естественном человеке». «Назад к природе!» Мысли о политическом и социальном преобразовании общества. |
19.02.2016 | |||
17 | 26.02.2016 | Немецкая классика: Иммануил Кант. | Глубокий анализ главных вопросов
философии. Сочетание противоположных и разных школ для ответа на них.
Разработка диалектики. Кант. Биография философа. Значение философских идей для человечества. Связь с Аристотелем и античностью. Докритический период. Критический период. «Критика чистого разума». Исследования процесса познания. «Коперникианский переворот». «Критика практического разума», этика Канта. Гипотетический императив. Категорический императив. |
18 | 04.03.2016 | Немецкая классика: Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Артур Шопенгауэр. | Гегель. Абсолютный идеалист. Абсолютная противоположность кантианству. Восхождение к Пармениду и Гераклиту. Диалектика. «Наука логики». Принцип « восхождение от абстрактного к конкретному». Триада в развитии мира и мышления: Бытие, Сущность, Понятие. Законы диалектики Гегеля. Шопенгауэр. Синтез идей Платона, Канта и индуизма. Иррационализм. Конфронтация с Гегелем. Идея волюнтаризма. Закон достаточного основания. |
19 | 11.03.2016 | Немецкая классика: Фихте, Шеллинг, Фейербах. | Фихте. Разработка идей Канта. Слияние и взаимопроникновение субъективного и объективного, теории и практики, Я и не-Я. Шеллинг. Философские исследования практического опыта взаимодействия с природой – «натурфилософия». «Полярность». Фейербах. Взгляды на религию и веру. Диалектико-материалистический подход. |
20 | 18.03.2016 | Философия жизни: Ницше и Бергсон. | Философия, рассматривающая процессы в
человеческом обществе. Построение системы из "человека". Ницше. Развитие направления Шопенгауэра. Биография. Рассуждения о государстве и демократии. Идея о новой эпохе и новом Сверхчеловеке. Воля как основа мира. Бергсон. Продолжатель традиций «философии жизни» и основатель интуитивизма - нового синтеза рационализма и сенсуализма. Борьба жизненного порыва и косной материи. Открытые и закрытые общества. Дискуссия: были ли националистические идеи у философов (Гегеля, Ницше)? |
21 | 25.03.2016 | Философия психоанализа: фрейдизм и неофрейдизм. | Проявление гуманизма на практике -
исследования человека, поиск возможностей к улучшению жизни. Фрейд. Развитие побочных идей Лейбница и Декарта. Биография. Развитие учения о психоанализе. Взгляд на структуру личности. Эдипов комплекс. Критики и попытки доказать/опровергнуть учение Фрейда. Неофрейдизм и его представители. Юнг. От сподвижника Фрейда до его критика. Разделение личности на большее число составляющих. Архетипы. Фромм. Критика Фрейда. Рассуждение о современной эпохе и ее влиянии на человеческую личность. «Рыночный характер». |
22 | 01.04.2016 | Русская философия: славянофилы и западники. | Философское пробуждение в 30-40-х годах
XIX века. Чаадаев и его философия. Историзм и коллективизм в России. Славянофилы. Киреевский и Хомяков. Надежды на религию, христианство, как на религию свободы. Западники. Белинский. Герцен. Общие факты из жизни, эмиграция. Социализм. Безрелигиозность западников. Актив: подготовленное выступление - показать проявление идей двух сторон в художественной литературе. |
23 | 08.04.2016 | Русская философия: религиозные взгляды Федорова и Леонтьева. | Ортодоксально-монархическая философия.
Лозунг «Православие, самодержавие, народность». Федоров. Затрагиваемые проблемы: единство мира, жизнь и смерть, мораль. Воля и разум как основное связующее звено для природы, Бога, человека. Леонтьев. Критика в русской жизни капитализма. Взгляд на Россию как на будущий православный центр. |
24 | 15.04.2016 | Резервный день. | |
25 | 22.04.2016 | Экзамен. | |
26 | 29.04.2016 | Пересдача. | |
06.05.2016 | |||
13.05.2016 | |||
20.05.2016 | |||
27.05.2016 | |||
03.06.2016 | |||
10.06.2016 | |||
17.06.2016 | |||
24.06.2016 | |||
01.07.2016 | |||
Список литературы | |||
1 | Джентилле Дж., "Введение в философию" | ||
2 | Мейдер В.А., "Практикум по философии" | ||
3 | Миронов В.В., "Философия:учебник для вузов" | ||
4 | Рассел Б., "История западной философии" | ||
5 | Руденко А.М., "Философия в схемах и таблицах" |