Спецкурс Время мыслей
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Припадчева Александра, Громов Николай
5 Стажёры  
6 Время проведения Пятница 18:55 - 20:15
7 Цель курса Дать слушателям базовые знания по философии.
8 Задачи курса 1) Рассказать школьникам о классических идеях в философии, об их различии, сходстве, взаимосвязи.
2) Познакомить школьников с философами, их биографиями, личными способами выработки философских идей.
3) Показать школьникам историческую связь философских идей.
4) Для выполнения заданий давать первоисточники.
9 Особенности курса Историческая последовательность в изучении материала, совмещенная с генезисным подходом.
Взаимосвязь личности и философской концепции, позволяющая лучше понимать как личность философа, так и саму концепцию.
Обращение к первоисточникам.
10 Формат проведения занятия Начало занятия - тест-самостоятельная работа на 5-7 вопросов.
Далее - лекция и обсуждение по материалам.
Домашнее задание - чтение отрывков из оригинальных текстов, их анализ(письменный или устный).
11 Целевая аудитория Все, кто желает разобраться в философии и понять ее роль в общественных науках.
12 Краткое описание курса Курс, на котором разбираются основы одной из отраслей обществоведческой науки - философии.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор нет
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка складывается из:
- 30% - оценки за тесты по проверке знаний.
- 10% - посещение.
- 20% - домашнее задание.
- 40% - оценка за контрольные/экзамены.
Оценочная шкала - от 1 до 10.
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Да 
20 Дополнительная информация о курсе Темы № 4, 7, 14, 17 - участие приглашенного лектора.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 09.10.2015 Философия в системе культуры. Основные понятия и законы. Место философии в системе мировоззрения человека. Философия как особый вид знания.
Категориальный аппарат: бытие, материя, движение; пространство и время; сущность и явление; причина и следствие и т.д.
Методы: диалектика, метафизика и т.д.
Основной вопрос философии: соотношение материального и духовного, мышления и бытия, сознания и материи.
Логические законы и их формальные правила.
2 16.10.2015 Античная философия: досократики Открытость, публичность, свобода и автономия в греческом обществе. Зарождение философских вопросов, поиск на них ответов в космоцентризме. Мифологичная натурфилософия.
Фалес – первоначало=вода. Анаксимен – первоначало=воздух.
Анаксимандр – первоначало=«айперон».

Переход от материальных категорий к идеальным. Субъективизация истины.
Пифагор и философия чисел. Первоначало=число.
Софисты.

Актив: составление собственного софизма из случайных законов и понятий.
3 23.10.2015 Античная философия: досократики Несвоевременные теории.
Первый диалектик-материалист – Гераклит.

Школа элеатов. Продолжение решения проблемы познания. Жесткое разделение на "чувственное" и "идеалистическое".
Ксенофан Колофонский. Идея единого Бога - противоречие всем предыдущим философам.
Парменид. Отрицание диалектики Гераклита. Учение о бытии.
Зенон – продолжатель Парменида. Математические доказательства невозможности движения мира = «апории».
Атомистика Демокрита. «Линия Демокрита».
4 30.10.2015 Античная философия: Сократ, Платон. Отрицание натурфилософии. Расширение спектра вопросов. Наиболее полное использование разума, расцвет конструктивных онтологических и гносеологических исследований.
Сократ: поворотный пункт в развитии античной философии. Жизненные ситуации, биография. Индукция для поиска истины. «Познай самого себя». Этический рационализм.
Платон: идеалист, последователь Сократа. Взаимосвязь двух философов в выражении идей. Биография и жизнь. Концепция познания - "абсолютные идеи". Государственный строй. «Линия Платона»
5 06.11.2015 Античная философия: Аристотель. Материализм и рационализм - классика в греческой философии. Пик в эволюции античных идей.
Аристотель. Несогласие с Платоном, его опровержение. Концепция познания. Проблемы: бытие, материя, душа, общество и человек, государство. 6 типов государств. Бытие мира - субстанция, имеющая 9 категорий.

Актив: дебаты - материалисты-идеалисты.
6 13.11.2015 Античная философия: киники, скептики, стоики, эпикурейцы. Нарастание неприязни к рационалистической философии. Поиск новых, "легких" способов принятия мира. Упадок интереса к фундаментальным вопросам. Критицизм и эклектизм новых течений.
Кинизм и его представитель: Диоген. Сознательное нарушение устоев.
Скептицизм и его влияние на развитие мысли.
Учение стоиков.
Эпикур. Совершенствование идеи стоиков.

Дискуссия: есть ли эти идеи в современной жизни, если классическая философия показала их несостоятельность?
7 20.11.2015 Философия Средневековья: патристика и схоластика. Многолетний креационизм, повлиявший на повсеместное насаждение идеализма. Патристы и их познание мира через произведения с христианскими догматами.
Рациональные искания схоластов в онтологии.

Августин Блаженный – Отец Церкви, черпавший идеи от Платона. «Град Божий».
Фома Аквинский. Синтез Аристотеля и христианства. Оппозиция патристам. О гносеологии: соотношение веры и знания. Этика.

Поздние схоласты. Предтеча Реформации. Интерес к логике, философии, науке, а не религии.
Критика схоластов «бритвой Оккама». Проблема свободной воли и выбора: Буриданов осел.
8 27.11.2015 Философия Возрождения: Николай Кузанский, Мартин Лютер, Эразм Роттердамский. Переходная стадия в развитии. Вырождение теоцентризма. Попирание церковных позиций гуманизмом и античностью. Преобразования в обществе - развитие экономики, науки, гуманитарной культуры, светской мысли.

Неоплатонизм  Кузанского. Идея пантеизма. Религиозный агностицизм.
Лютер, положивший начало реформации. Опровержение догматов церкви.
«Философия Христа» Роттердамского. Его социально-этические взгляды, выразившиеся в «Похвале глупости».
9 04.12.2015 Философия Нового Времени:  Декарт. Расширение интеллектуального мира личности. Завершение размышлений о мире, переключение воззрений на человека - центр вселенной. Замещение религии наукой. Рационализм в антропологии. Постановка новых правил философствования.

Жизнь и биография Декарта. Дуализм. Рождение фразы «Cogito ergo sum». Мышление и материя. Дедукция. «Врожденные идеи» - отсылка к Платону, опровержение Локка.
Первое обращение к психологии - психофизиологический параллелизм.
10 11.12.2015   Экзамен.
11 18.12.2015   Пересдача.
12 25.12.2015   Резервный день.
  01.01.2016    
  08.01.2016    
  15.01.2016    
13 22.01.2016   Резервный день.
14 29.01.2016 Философия Нового времени: Локк, Гоббс. Расширение научных размышлений до систематического исследования общества. Попытка сочетания математики и чувственного опыта.

Сенсуализм Локка. Новое видение античных идей Аристотеля и Платона. Учение о познании. «Опыт о человеческом разумении». «Tabula rasa». Этика Локка. «Теория общественного договора».

«Левиафан» Гоббса и его взгляды на общественно-политический строй. «Война всех против всех». «Общественный договор». Государство как «Левиафан» - противоположность Локку.
15 05.02.2016 Философия Нового Времени: Паскаль, Спиноза, Лейбниц. Кризис в науке как способе ответа на вопросы о мире. Обращение к философии. Поиск соединения разрыва между природой и человеком.

Антропологические идеи Паскаля. Агностицизм, опровержение всех предыдущих философов.
Рационализм и монизм Спинозы. Развитие рационализма Декарта с помощью религиозных норм. Отвержение дуализма. Sub specie aeternitatis – жизненное кредо. Учение о свободе.
Гносеология и учение о монадах Лейбница. Совершенствование теорий Декарта и Спинозы.
16 12.02.2016 Философия Просвещения: Монтескье, Вольтер, Руссо. Поиск соотношения не "человек-мир", а "человек-Бог".
Объединяющее начало – деизм. Смещение рационализма с лидирующих позиций. Расширение взглядов - признание неразумного.


Монтескье. Географический детерминизм. Идея о «естественном» состоянии человека. Идея «общественного договора». Принцип «разделения властей». 3 формы правления и основания для их существования.
Вольтер: основоположник эпохи Просвещения. Решение спора о первичности бытия и познания. Режим «просвещенного абсолютизма».
Руссо. Высказывания о «естественном человеке». «Назад к природе!» Мысли о политическом и социальном преобразовании общества.
  19.02.2016    
17 26.02.2016 Немецкая классика: Иммануил Кант. Глубокий анализ главных вопросов философии. Сочетание противоположных и разных школ для ответа на них. Разработка диалектики.

Кант.
Биография философа. Значение философских идей для человечества. Связь с Аристотелем и античностью.
Докритический период.
Критический период.
«Критика чистого разума». Исследования процесса познания.
«Коперникианский переворот».
«Критика практического разума», этика Канта. Гипотетический императив. Категорический императив.
18 04.03.2016 Немецкая классика: Георг Вильгельм Фридрих Гегель.  Артур Шопенгауэр. Гегель.
Абсолютный идеалист. Абсолютная противоположность кантианству. Восхождение к Пармениду и Гераклиту. Диалектика.
«Наука логики». Принцип « восхождение от абстрактного к конкретному». Триада в развитии мира и мышления: Бытие, Сущность, Понятие. Законы диалектики Гегеля.
Шопенгауэр.
Синтез идей Платона, Канта и индуизма.
Иррационализм. Конфронтация с Гегелем. Идея волюнтаризма. Закон достаточного основания.
19 11.03.2016 Немецкая классика: Фихте, Шеллинг, Фейербах. Фихте.
Разработка идей Канта. Слияние и взаимопроникновение субъективного и объективного, теории и практики, Я и не-Я.
Шеллинг.
Философские исследования практического опыта взаимодействия с природой – «натурфилософия». «Полярность».
Фейербах.
Взгляды на религию и веру. Диалектико-материалистический подход.
20 18.03.2016 Философия жизни: Ницше и Бергсон. Философия, рассматривающая процессы в человеческом обществе. Построение системы из "человека".
Ницше. Развитие направления Шопенгауэра. Биография. Рассуждения о государстве и демократии. Идея о новой эпохе и новом Сверхчеловеке. Воля как основа мира.
Бергсон. Продолжатель традиций «философии жизни» и основатель интуитивизма - нового синтеза рационализма и сенсуализма. Борьба жизненного порыва и косной материи. Открытые и закрытые общества.

Дискуссия: были ли националистические идеи у философов (Гегеля, Ницше)?
21 25.03.2016 Философия психоанализа: фрейдизм и неофрейдизм. Проявление гуманизма на практике - исследования человека, поиск возможностей к улучшению жизни.
Фрейд. Развитие побочных идей Лейбница и Декарта. Биография. Развитие учения о психоанализе. Взгляд на структуру личности. Эдипов комплекс. Критики и попытки доказать/опровергнуть учение Фрейда.

Неофрейдизм и его представители.
Юнг. От сподвижника Фрейда до его критика. Разделение личности на большее число составляющих. Архетипы.
Фромм. Критика Фрейда. Рассуждение о современной эпохе и ее влиянии на человеческую личность. «Рыночный характер».
22 01.04.2016 Русская философия: славянофилы и западники. Философское пробуждение в 30-40-х годах XIX века.
Чаадаев и его философия. Историзм и коллективизм в России.
Славянофилы. Киреевский и Хомяков. Надежды на религию, христианство, как на религию свободы.
Западники. Белинский.
Герцен. Общие факты из жизни, эмиграция. Социализм. Безрелигиозность западников.

Актив: подготовленное выступление - показать проявление идей двух сторон в художественной литературе.
23 08.04.2016 Русская философия: религиозные взгляды Федорова и Леонтьева. Ортодоксально-монархическая философия. Лозунг «Православие, самодержавие, народность».

Федоров. Затрагиваемые проблемы: единство мира, жизнь и смерть, мораль. Воля и разум как основное связующее звено для природы, Бога, человека.
Леонтьев. Критика в русской жизни капитализма. Взгляд на Россию как на будущий православный центр.
24 15.04.2016   Резервный день.
25 22.04.2016   Экзамен.
26 29.04.2016   Пересдача.
  06.05.2016    
  13.05.2016    
  20.05.2016    
  27.05.2016    
  03.06.2016    
  10.06.2016    
  17.06.2016    
  24.06.2016    
  01.07.2016    
Список литературы
1 Джентилле Дж., "Введение в философию"
2 Мейдер В.А., "Практикум по философии"
3 Миронов В.В., "Философия:учебник для вузов"
4 Рассел Б., "История западной философии"
5 Руденко А.М., "Философия в схемах и таблицах"