Спецкурс | Льняная каша | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Корпушенков Иван, Кукушкин Владимир | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Понедельник 17:20 - 18:40 | |
7 | Цель курса | Сформировать у школьников представление о важности изучения экономической географии как системы наук. | |
8 | Задачи курса | Показать тесную связь природных условий и экономического
развития стран и регионов. Научить школьников ориентироваться в политической карте мира. Познакомить школьников с современными социально-экономическими показателями стран и регионов, типологией стран. Ознакомить школьников с географической номенклатурой. |
|
9 | Особенности курса | Курс направлен на знакомство школьников с основами социально-экономической географии, в частности, с теми темами, которые отсутствуют в школьной программе. | |
10 | Формат проведения занятия | Одна пара в неделю. Обычное занятие начинается с теста по домашнему заданию или теме предыдущего занятия (5 минут). Далее идет разбор проблем, возникших при выполнении домашнего задания с предыдущего занятия (от 5 до 15минут). После этого начинается знакомство с новым материалом - объяснение ведет один или оба преподавателя в форме презентации (от 40 до 60 минут). Далее идёт обсуждение с участием группы и обоих преподавателей (от 10 до 20 минут). | |
11 | Целевая аудитория | Курс для тех, кто хочет больше узнать об экономической действительности в разных странах и разобраться в современной социально-экономической картине мира и её предпосылках. Изучение данного курса направлено на облегчение дальнейшего изучения экономических дисциплин. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по социально-экономической географии, направленный на изучение политической карты мира, мирового хозяйства, географии населения и пр. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | отсутствует | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Работа школьников будет оцениваться в баллах по нескольким
критериям. В конце каждого семестра устанавливается количество баллов, по
которому принимается решение, о том продолжит ли школьник изучать курс во
втором семестре. Допуск к экзамену отсутствует. Зачет по семестру
складывается из баллов за экзамен и баллов полученных в результате работы в
семестре. Для зачета школьник должен набрать более 50% от максимального
балла. Источники получения баллов: 1. Присутствие – 3 балла; 2. Домашняя работа – 10 баллов; 3. Проверочные тесты - 10 баллов; 4. Контрольная работа - 60 и 50 баллов; 5. Экзамен - 140 и 120 баллов. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Понедельник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 06.10.2014 | Вводная лекция | Знакомство со школьниками. Общая информация о курсе. Основные понятия о политическом и административном устройстве государств. |
2 | 13.10.2014 | Общий экономико-географический обзор стран и регионов | Страны мира. Регионы. Понятие типологии стран. Критерии типологии стран мира. Роль экономико-географического положения. Анализ основных параметров: душевой ВВП, понятие отраслевой структуры, ИРЧП, и др. |
3 | 20.10.2014 | Колонии | Определение. Признаки колоний. Типы колоний. Влияние колонизации на современные государственные языки. Современные колонии. Территориальные претензии в Антарктике. |
4 | 27.10.2014 | Международные организации и объединения | Классификация. Список международных правительственных организаций. Военные и торговые блоки. Участие России в международных объединениях. |
03.11.2014 | - | ||
5 | 10.11.2014 | Карта военных конфликтов | Прямое или косвенное отношение стран к международным конфликтам, наличие «горячих точек» в пограничных регионах. Военно-стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом. Участиe стран в международном разоружении. |
6 | 17.11.2014 | Контрольная работа №1 | |
7 | 24.11.2014 | Непризнанные государства | Появление непризнанных государств. Современные непризнанные государства. Непризнанные автономии. Спорные территории. |
8 | 01.12.2014 | География природных ресурсов и мирового хозяйства | Учет
природной среды в социально-экономической географии. Формирование
территориальной структуры, промышленное районирование, география отдельных
отраслей, транснациональные корпорации. Влияние природных и
социально-экономических факторов на производственные типы сельского
хозяйства. |
9 | 08.12.2014 | География населения | Региональные
демографические особенности современного мира. Понятие о демографическом
переходе. Динамика численности населения. Различия возрастной структуры
населения стран мира. |
10 | 15.12.2014 | Географическая игра / Консультация | Географическая игра, консультация к экзамену. |
11 | 22.12.2014 | Экзамен | |
12 | 29.12.2014 | Пересдача / Чаепитие | |
05.01.2015 | - | ||
12.01.2015 | - | ||
19.01.2015 | - | ||
26.01.2015 | - | ||
13 | 02.02.2015 | Мировое разделение труда | Понятие МРТ. Факторы и условия МРТ. МРТ и глобализация и интернационализация экономики. Типы международного разделения труда. |
14 | 09.02.2015 | Международная торговля | Преимущества участия в международной торговле. Динамика развития международной торговли. Организации. |
15 | 16.02.2015 | Глобализация | Понятие глобализации. Предпосылки глобальных процессов. Позитивные и негативные последствия. Представление об объемах и структуре мирового хозяйства. Понятие «золотого миллиарда». Типы и виды глобальных проблем. Единство глобальных и региональных проблем. |
23.02.2015 | - | ||
16 | 02.03.2015 | Урбанизация | Понятие урбанизации: основные процессы и тенденции. Региональные особенности урбанизационных процессов. Городской образ жизни. Экология города. Закономерности размещения городов по территории. |
09.03.2015 | - | ||
17 | 16.03.2015 | Контрольная работа №2 | |
18 | 23.03.2015 | Общественное развитие | Показатели, тенденции, неравномерность распределения доходов, бедность. |
19 | 30.03.2015 | Общественное развитие | Образование, здоровье и долголетие, обобщающие показатели уровня развития общества. |
20 | 06.04.2015 | Положение России среди стран мира | Обобщающее занятие по всем предыдущим темам, на котором будет изложено общее социально-экономическое положение России. |
21 | 13.04.2015 | Консультация | |
20.04.2015 | Экзамен | ||
22 | 27.04.2015 | Пересдача / Чаепитие | |
04.05.2015 | |||
11.05.2015 | |||
18.05.2015 | |||
25.05.2015 | |||
01.06.2015 | |||
08.06.2015 | |||
15.06.2015 | |||
22.06.2015 | |||
29.06.2015 | |||
Список литературы | |||
1 | Максаковский В. П. Географическая картина мира. Книга 1. Общая характеристика мира. М.:Дрофа,2008 | ||
2 | Максаковский В. П. Географическая картина мира. Книга 2. Региональная характеристика. М.:Дрофа,2008 | ||
3 | В.Н. Холина, А.С. Наумов, И.А.Родионова. Социально-экономическая география мира. М.:Дрофа,2008. | ||
4 | Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций в двух частях. 2009 | ||
5 | Доманьски Р. Экономическая география: динамический аспект. 2010. | ||
6 | Арктика: зона мира и сотрудничества. Отв. ред. А. В. Загорский М., ИМЭМО РАН, 2011. | ||
7 | Верлен Б. Общество, действие, пространство. Альтернативная социальная география 2001. | ||
8 | С.И. Болысов 555 вопросов по географии для поступающих в вузы 2007 | ||
9 | А.С. Наумов и др. Задания всероссийской олимпиады школьников по географии 1992-2006 , 2006 | ||
10 | Горкин А. П. География постиндустриальной промышленности 2012 | ||
11 | www.prb.org People Reference Bureau | ||
12 | The World Factbook https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ | ||
13 | www.gks.ru Росстат |