Спецкурс | ХЗ: химические забавы | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Богданов Виктор, Кудрявцев Дмитрий | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Среда 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Сформировать у учащихся представление о современной химической науке | |
8 | Задачи курса | 1. Познакомить учащихся с различными областями химии 2. Научить базовым вещам в каждой области химического знания 3. Повысить понимание причин протекания химических реакций 4. Показать, где получаемые знания используются в реальной жизни |
|
9 | Особенности курса | В отличие от школьного курса, основной акцент делается не на механические аспекты химии, вроде уравнивания химических реакций или решения задач, а на понимание сути происходящих процессов и использовании их во всех областях жизни. Каждая тема иллюстрируется примерами использования получаемых знаний для объяснения реальных промышленных и природных процессов, работы бытовых приборов. Некоторые темы данного курса совсем не рассматриваются в школьном курсе, или же о них упоминается вскользь. (К примеру, методы аналитической химии, принципы действия наркотиков и лекарств, понятие о поверхностно-активных веществах) | |
10 | Формат проведения занятия | Начало каждого занятия отводится на разбор предыдущего домашнего задания и краткое повторение материалов, необходимых для понимания читаемой на этом занятии лекции. Каждая лекция заканчивается небольшим домашним заданием. | |
11 | Целевая аудитория | Все интересующиеся химией и/или тем, как устроен мир. Требований к начальному уровню подготовки нет. | |
12 | Краткое описание курса | Обзорный курс по всем областям химии с примерами применения химических знаний в современной науке и технике. | |
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | |
14 | Отбор | Нет | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
1. Небольшие домашние задания (например, объяснить некоторый
процесс или предположить, что получится в его результате). 25% суммы баллов за
семестр 2. Коллоквиум - обсуждение пройденного материала, в результате которого рассматриваются различные вопросы по плану и из аудитории. Работа на коллоквиуме оценивается. Цель коллоквиума - повысить понимание школьниками полученной информации. 25% суммы баллов за семестр 3. Устный экзамен в конце каждого семестра. 50% суммы баллов за семестр |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия |
1 | 08.10.2014 | Введение | Вводное
Немного о химии. Области химического знания, краткая история развития. Организация курса и правила игры. |
2 | 15.10.2014 | Основы химии | Атом мирный и не очень Строение атома. История и современные представления. Изотопы и их стабильность. Радиоактивный распад. Ядерная бомба, ядерный реактор и радиоуглеродный анализ. |
3 | 22.10.2014 | Основы химии | Обращая горы в пыль Химическая связь. Типы химических связей. От молекул к веществам: кристаллическая решетка. Зависимость твердости от кристаллической решетки. Минералы и их добыча. |
4 | 29.10.2014 | Неорганическая химия | Как растворить самолет Кислоты и основания. Различные определения кислотности, количественные параметры кислотности. Применение кислот и оснований при анализе металлов и сплавов. |
5 | 05.11.2014 | Неорганическая химия | Электричество в кармане Процессы окисления и восстановления. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях, разделение процессов окисления и восстановления в пространстве. Химические источники тока. Электролиз. |
6 | 12.11.2014 | Коллокивум | Коллоквиум по основам химии, неорганическим реакциям |
7 | 19.11.2014 | Физическая химия | Химия для чайников (и кофеварок) Причины протекания химических реакций. Энтальпия, энтропия, энергия Гиббса и их связь. Понятие о равновесии и константе равновесия. Экстракция как пример равновесного процесса. Экстракция в жизни: приготовление чая и кофе. |
8 | 26.11.2014 | Физическая химия | Теория "большого" взрыва Понятие о скорости протекания реакции. Порядок реакций, основной закон кинетики. Зависимость скорости реакций от температуры. Понятие об энергии активации. Механизм действия катализаторов. Необходимые и достаточные условия взрыва, различные взрывчатые вещества |
9 | 03.12.2014 | Аналитическая химия | Что в бутылке? Химические методы анализа Цели и задачи аналитической химии. Качественный и количественный анализ. Химические методы анализа: титриметрия, гравиметрия. Методы разделения веществ. |
10 | 10.12.2014 | Аналитическая химия | Что в бутылке? Физико-химические методы анализа Понятие о световом излучении, его энергии, длине волны. Поглощение и испускание фотонов. Спектры поглощения и испускания, спектрофотометрия. Основы хроматографии, виды хроматографии и её применение для разделения и анализа смесей. Другие физико-химические методы. |
11 | 17.12.2014 | Коллокивум | Коллоквиум по физической и аналитической химии |
12 | 24.12.2014 | Экзамен | Экзамен |
31.12.2014 | |||
07.01.2015 | |||
14.01.2015 | |||
21.01.2015 | |||
28.01.2015 | |||
13 | 04.02.2015 | Органическая химия | Углерод с приставкой нано- Аллотропные модификации углерода. Графит и алмаз. Фуллерены и нанотрубки. Графен. Получение и применение углеродных наноматериалов. |
14 | 11.02.2015 | Органическая химия | Оценивая "черное золото" Углеродные цепочки и функциональные группы. Основные классы органических соединений. Принципы их названия по номенклатуре. Нахождение в природе. Ректификация нефти и использование её компонентов. |
15 | 18.02.2015 | Органическая химия | От газа до чехла на iphone Простые принципы всех органических реакций. Некоторые механизмы реакций, примеры цепочек превращения органических соединений друг в друга. Полимеризация. Виды полимеров, их синтез, свойства и использование. |
16 | 25.02.2015 | Органическая химия | Мир - Органические вещества вокруг нас. Косметика и её производство. Красители: откуда берется цвет.Органические растворители. |
17 | 04.03.2015 | Коллоидная химия | Намылиться и смыться. Ну или смыть. Поверхностные процессы. Поверхностое натяжение, смачивание. Поверхностно-активные вещества. Структура ПАВ, принцип действия. Мыло, шампунь, чистящие средства. |
18 | 11.03.2015 | Коллокивум | Коллоквиум по органической химии и поверхностным явлениям |
19 | 18.03.2015 | Биохимия | Сам ты органика: а внутри я катализирую Аминокислоты, пептиды, белки (энзимы). Их синтез в организме и строение молекул. Причины катализа реакций энзимами. Использование белкового катализа в жизни: кисломолочные продукты. |
20 | 25.03.2015 | Биохимия | Сам ты органика: наши гены - наше всё Хранение генетической информации. ДНК, РНК, принципы считывания инфорамции и репликации ДНК. Полимеразная цепная реакция, расшифровака и анализ ДНК. Использование анализа ДНК в криминалистике и опредедение родственных связей. |
21 | 01.04.2015 | Биохимия | Сам ты органика: энергия внутри нас Жиры и углеводы. Запасание и использование энергии внутри организма. Определение калорийности пищи и понятие об оптимальном питании. |
22 | 08.04.2015 | Коллоквиум | Коллоквиум по биохимии |
23 | 15.04.2015 | Экзамен | Экзамен |
24 | 22.04.2015 | Резерв 1 | |
25 | 29.04.2015 | Резерв 2 | |
06.05.2015 | |||
13.05.2015 | |||
20.05.2015 | |||
27.05.2015 | |||
03.06.2015 | |||
10.06.2015 | |||
17.06.2015 | |||
24.06.2015 | |||
01.07.2015 | |||
Список литературы | |||
1 | М. Кох "Химия для чайников" | ||
2 | П. Деповер "О химия!" | ||
3 | Н.Е. Кузименко и др. "Начала химии" | ||
4 | Б.Д. Сумм "Начала коллоидной химии" | ||
5 | Ю.А. Золотов "Аналитическая химия" | ||
6 | Г.В. Эрлих "Золото, пуля, спасительный яд. 250 лет нанотехнологий" |