Спецкурс | Клетка: тайны жизни | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Герасимович Евгения, Павлова Надежда | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Пятница 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Ознакомить учащихся с современными представлениями о строении клетки, в дальнейшем расширяя и дополняя их знания сведениями из смежных областей биологии (биохимии и физиологии) | |
8 | Задачи курса | Дать учащимся представление о морфологии клетки: об основных органоидах, их молекулярном составе и строении, взаимодействии друг с другом и разнообразии у различных клеток. Рассмотреть основные процессы, протекающие в клетке, на молекулярном и органоидном уровнях.Сформировать у учащихся представление о строении молекул основных классов органических соединений, рассмотреть их метаболизм и общую схему всех биохимических превращений, происходящих в клетке. Познакомить слушателей с различием внутри- и внеклеточного ионного состава, понятием потенциала покоя и потенциала действия, рассмотреть основные рецепторы и ионные переносчики и их вовлечение в процессы электрофизиологии. | |
9 | Особенности курса | Углубленные знания по сравнению со школьной программой; демонстрация связи между различными подходами к изучению живого. Формирование целостной картины процессов, происходящих в клетке, на разных уровнях организации живого. | |
10 | Формат проведения занятия | Начало занятия (10-15 минут) уделяется на короткие проверочные работы по материалу предыдущего, затем один из преподавателей читает лекцию, после чего обсуждаются вопросы учащихся и задаётся домашнее задание. | |
11 | Целевая аудитория | Учащиеся с базовыми знаниями биологии, заинтересованные в углублённом, продвинутом изучении цитологии. | |
12 | Краткое описание курса | Курс о строении и биохимии элементарной единицы всех живых организмов - клетки, процессах, происходящих в ней на разных уровнях, а также об их вкладе в существование целого организма. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Отсутствует | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Проверочные работы в начале занятий (20%), домашние задания (20%), устный экзамен в конце каждого семестра (60%). В скобках указан вклад каждого вида отчётности в итоговую оценку. | |
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия |
1 | 10.10.2014 | Введение | Что такое жизнь? Что такое клетка? Органоиды клетки и их функции. Клеточная теория. |
2 | 17.10.2014 | Генетический аппарат клетки | Строение ядра, организация наследственной информации клетки, нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК и их функции. |
3 | 24.10.2014 | Основной постулат молекулярной биологии | Реализация наследственной информации клетки: от ДНК к белку. Аминокислоты, пептиды, белки: строение, синтез, упаковка. |
4 | 31.10.2014 | Строение и формирование синтетического аппарата клетки. Мембраны | Ядрышко - место синтеза рибосом. Строение ядерной оболочки и транспорт через неё макромолекул. Строение и свойства мембран, мембранные белки, роль мембраны в жизни клетки. |
5 | 07.11.2014 | Система одномембранных органелл клетки | Строение эндоплазматического ретикулума и синтез на нём органических молекул, роль аппарата Гольджи в синтезе белков и их дальнейшей судьбе, другие одномембранные органеллы клетки. |
6 | 14.11.2014 | Двумембранные органеллы клетки | Строение митохондрий и хлоропластов, их роль в энергетическом обеспечении клетки, симбиотическая теория происхождения двумембранных органелл. |
7 | 21.11.2014 | Клеточный скелет | Основные понятия о форме и передвижении клетки, строение цитоскелета: микрофиламенты, промежуточные филаменты, микротрубочки, их участие в движении клетки. Строение сократительного аппарата мышечных клеток. |
8 | 28.11.2014 | Межклеточные контакты. Деление клеток: митоз | Основные типы межклеточных соединений, их роль в функционировании клеток и участие в процессах на более высоких уровнях организации. Понятие митоза, его характеристики. Репликация ДНК, процесс митоза, участие в нём и метаморфозы других органелл. |
9 | 05.12.2014 | Деление клеток: мейоз | Понятие мейоза, его характеристики. Процесс мейоза, участие в нём и метаморфозы других органелл. Принципиальные отличия митоза от мейоза. |
10 | 12.12.2014 | Клеточный цикл, клеточная гибель | Общая схема жизненного цикла клетки, маркёры различных его стадий, методы изучения. Клеточная гибель: некроз, апоптоз и другие, их механизмы и отличия. |
11 | 19.12.2014 | Финальное занятие семестра | Повторение пройденного материала, ответы на вопросы, консультация к экзамену. |
12 | 26.12.2014 | Экзамен | |
02.01.2015 | |||
13 | 09.01.2015 | Пересдача | |
14 | 16.01.2015 | Резерв | |
15 | 23.01.2015 | Резерв | |
30.01.2015 | |||
06.02.2015 | |||
16 | 13.02.2015 | Биохимия: основные классы органичских соединений | Строение и классификация аминокислот, понятие о пептидной связи, различные уровни организации белков. Основные классы моно-, олиго- и полисахаридов, роль последних в формировании клеточных структур. Строение липидов, их организация в мембраны. Понятие о строении нуклеотидов и нуклеиновых кислот. |
20.02.2015 | |||
17 | 27.02.2015 | Физиология: потенциал покоя и потенциал действия | Основные ионы клетки, их концентрации внутри и снаружи её. Ионные транспортёры: активный транспорт, пассивный транспорт. Потенциал покоя, ионные токи потенциала покоя, потенциал покоя различных клеток. Потенциал действия: основные характеристики, причины и следствия, ионные токи. ПД различных клеток, пейсмейкеры. |
18 | 06.03.2015 | Биохимия: метаболизм клетки | Общее представление о метаболизме клетки. Принципы энергетического обеспечения клетки. Гликолиз - центральный путь метаболизма углеводов. Превращения и использование аминокислот в клетке. |
19 | 13.03.2015 | Физиология: мышечные сокращения | Строение сократительного аппарата мышц скелетных, гладких, сердечных. Получение нервного сигнала и преобразование его в сокращение у этих трёх типов мышц. |
20 | 20.03.2015 | Биохимия: цикл Кребса и клеточное дыхание | Цикл ди- и трикарбоновых кислот, связь с метаболическими путями, рассмотренными ранее. Заключительный этап образования энергии в клетке - электрон-транспортная цепь. |
21 | 27.03.2015 | Физиология: синапсы и медиаторы | Организация и функционирование синапсов электрических, химических, смешанных. Медиаторы, участвующие в различных типах нервной передачи. Рецепторы основных медиаторов. |
22 | 03.04.2015 | Биохимия: общая схема метаболизма | Общая схема метаболических путей в клетке, их взаимосвязи. Принципы и некоторые частные случаи регуляции метаболизма. |
23 | 10.04.2015 | Физиология: рецепторы | Ионотропные и метаботропные рецепторы медиаторов, их строение и функционирование, ионные токи и клеточные каскады, запускаемые ими. |
24 | 17.04.2015 | Экзамен | Экзамен |
25 | 24.04.2015 | Пересдача | Пересдача |
01.05.2015 | |||
08.05.2015 | |||
15.05.2015 | |||
22.05.2015 | |||
29.05.2015 | |||
05.06.2015 | |||
12.06.2015 | |||
19.06.2015 | |||
26.06.2015 | |||
03.07.2015 | |||
Список литературы | |||
1 | Ченцов Ю. С., "Цитология", 2004 | ||
2 | Ленинджер А., "Основы биохимии", 1985 | ||
3 | Нельсон Д., Кокс М., "Основы биохимии Ленинджера", 2011 | ||
4 | Шмидт Р. и Тевс Г. "Физиология человека в 3х томах", 2005 | ||
5 | Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. "Физиология животных в двух томах", 1991 |