Спецкурс Что и как ёжику спросить у ясеня
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Старостинская Анастасия, Фомина Даша
5 Стажёры  
6 Время проведения Понедельник 18:55 - 20:15
7 Цель курса Развить коммуникативные навыки школьников и помочь им лучше понять себя и окружающих через основные теории социальной психологии.
8 Задачи курса 1) Привить школьникам навыки целеполагания и планирования.
2) Обучить их методам эффективного общения в различных ситуациях и опробовать их на практике.
3) Развить умение работать в команде.
4) Дать школьникам основные понятия социальной психологии, необходимые для систематизации представлений о структуре личности и коммуникациях.
5) Привить навыки самоанализа и дать инструментарий, необходимый для определения особенностей своего психотипа.
6) Проанализировать вместе со школьниками основные теории и феномены социальной психологии.
7) Помочь преодолеть страх перед публичными выступлениями.
8) Способствовать раскрытию творческого потенциала и реализации амбиций школьников.
9 Особенности курса Программа курса составлена таким образом, чтобы помочь школьникам познакомиться, научиться эффективно общаться друг с другом и работать в команде, в процессе этого узнать больше о самих себе (первый семестр); а затем через призму развития психологической теории проанализировать с ними причинно-следственные связи различных вариантов поведения людей и социальных взаимодействий, изучить вопросы взаимовлияния личности и социума (второй семестр). Завершается курс итоговой отработкой коммуникативных навыков на практике, когда школьники уже лучше понимают все особенности социальных взаимодействий.
10 Формат проведения занятия В начале занятия, как правило, разминка (психологические упражнения, направленные на практику эффективного общения и на сплочение группы).
Теоретический материал подается в форме презентации Power Point и разбивается играми и тренингами.
При обсуждении психологических теорий школьники делятся на 2 группы, чтобы выделить достоинства и недостатки представленных концепций.
11 Целевая аудитория Школьники, желающие понять самих себя и окружающих, развить свои коммуникативные навыки и другие личностные качества.
12 Краткое описание курса Курс, направленный на получение важных коммуникативных навыков и  обучение успешной работе в группах, с множеством психологических игр, тренингов, экспериментов. 
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Не планируется
15 Формы контроля и
система отчётности
Домашнее задание (закрытые и открытые вопросы) - 30%
Работа на занятии - 30%
Экзамен (устный опрос терминов, онлайн-зачет командного проекта, письменная часть с закрытыми и открытыми вопросами) - 40%
Экзаменационный проект представляет собой ролик, снятый по заданной теме, и сопровождающий аналитический комментарий к нему. Тема ролика зависит от семестра: в 1 семестре мы снимаем и анализируем интервью с найденными лидерами; во 2 семестре мы снимаем и анализируем соц.эксперимент. Ролик необходимо загрузить в группу курса ВКонтакте до начала экзамена. Проект весит 15% из 40% и является обязательным условием получения положительной отметки.
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Нет
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Понедельник) Тематический блок План занятия
1 06.10.2014 Знакомство. Целеполагание Рассказ о цели, задачах и структуре курса. Игра на знакомство. Теория и практика целеполагания. SMART-технология постановки цели. 5 шагов до цели. Постановка целей на конец семестра. Написание письма себе на конец года, заполнение анкеты.
2 13.10.2014 Планирование Разминка: "Паззл". Дискуссия об устройстве времени и сложности его планирования. Теория и практика тайм-менеджмента. Матрица Эйзенхауэра. Мини-лекция по технологии делегирования. Кейс "Впихнуть невпихуемое".
3 20.10.2014 Командообразование Разминка: "Печатная машинка". Определение группы, типы групп. Отличия группы от команды. Принципы работы в команде. Разбиение по командам, придумывание названий.  Командная игра "Адская башня".
4 27.10.2014 Командообразование Разминка: "Солнце светит". Теория: типы ролей в команде. Разбиение по командам, создание и презентация названий и символов. Игра "Что? Где? Когда?"
  03.11.2014    
5 10.11.2014 Лидерство Разминка: "Семейная фотография". Психология лидерства. Основные подходы к изучению лидерства. Стили лидерства. Тест по эмоционально-волевой сфере. Игра "Кто лидер?" Формирование команд для экзаменационного командного проекта.
6 17.11.2014 Коммуникации Разминка: "Эстафета чувств". Виды социальных взаимодействий. Три стороны общения. Вербальное и невербальное общение. Игры: "Выбрать подарок", "Сказка втроем".
7 24.11.2014 Межкультурные коммуникации Разминка: "Лифт". Межкультурные коммуникации. Особенности западных и восточных стилей делового общения. Невербалика в разных культурах. Культура и гендер. Игра "Альфа и бета культуры".
8 01.12.2014 Межгендерные коммуникации Разминка: "Роддом". Гендерные различия: генетика и социализация. Особенности мужской и женской логики. Социальные роли мужчин и женщин на разных жизненных этапах. Стереотипы мужского и женского поведения. Тест на выявление стереотипов идеальных мужчин и женщин.
9 08.12.2014 Конфликты Разминка: "Победа или поражение". Понятие социального конфликта. Структура и типология конфликтов. Позитивные и негативные стороны конфликта. Выход из конфликтной ситуации. Игра "Ерунда - катастрофа".
10 15.12.2014 Экзамен Экзамен (устная и письменная часть). К этому моменту снятые ролики должны быть добавлены в группу ВКонтакте.
11 22.12.2014 Чаепитие Чаепитие. Квест. Пересдача.
12 29.12.2014   Резерв
  05.01.2015    
  12.01.2015    
  19.01.2015    
  26.01.2015    
13 02.02.2015 Повторение. Личность и социум Разминка: "2 правды - 1 ложь". Повторение пройденного материала в форме командной игры "Конквизтадор". Дискуссия о причинах межличностных различий. Различные подходы к вопросу структуры личности. Теория типов личности Ганса Айзенка и классическое учение о темпераменте. Тесты Айзенка на определение типов личности. 
14 09.02.2015 Личность и социум Разминка: "Пятна Роршаха". Становление психодинамического направления в психологии. Краткая биография и основные идеи Зигмунда Фрейда о структуре личности. Психоанализ и движущие силы поведения человека. Обсуждение достоинств и недостатков теории. Игра "Ассоциации".
15 16.02.2015 Личность и социум Разминка: художественные эксперименты. Пересмотр психодинамического направления: идеи Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера. Обсуждение достоинств и недостатков теории. Опросник Юнга "Интроверт/экстраверт". Особенности общения с экстравертами и интровертами в современном мире. Домашняя игра "Убийца".
  23.02.2015    
16 02.03.2015 Личность и социум Подведение итогов игре "Убийца". Разминка: короткий опрос по пройденному материалу. Условия и движущие силы социального развития: споры о главенстве влияния среды и наследственности. Обсуждение достоинств и недостатков различных подходов.
  09.03.2015    
17 16.03.2015 Личность и социум Разминка: "Поход". Изменения, происходящие с личностью в толпе. Конформизм и нонконформизм. Обсуждение известных психологических экспериментов. Теории бихевиоризма. Трансакционный анализ Эрика Берна. Анализ разных ситуаций общения. Игра "Родитель-ребенок-взрослый". Формирование команд для экзаменационного проекта.
18 23.03.2015 Личность и социум Разминка: короткий опрос по пройденному материалу. Гуманистическая психология Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей, характеристики самоактуализирующихся людей. Обсуждение достоинств и недостатков теории. Самоанализ, самооценка и саморазвитие. Д/з: подготовка презентаций об успешных людях.
19 30.03.2015 Риторика Разминка: "Alias". Презентации школьников. Обсуждение презентаций и советов по выступлению перед аудиторией.
20 06.04.2015 Риторика Выступление перед аудиторией в заданных обстоятельствах. Спонтанные презентации. Умение держаться на публике.
21 13.04.2015 Коммуникации Полевой тренинг по развитию коммуникативных навыков.
22 20.04.2015 Экзамен Экзамен (устная и письменная часть). К этому моменту снятые ролики должны быть добавлены в группу ВКонтакте.
23 27.04.2015 Чаепитие Чаепитие. Квест. Пересдача. 
24 04.05.2015   Резерв
  11.05.2015    
  18.05.2015    
  25.05.2015    
  01.06.2015    
  08.06.2015    
  15.06.2015    
  22.06.2015    
  29.06.2015    
Список литературы
1 Андреева Г.М. "Социальная психология. Учебник для вузов".
2 Берн Э. "Лидер и группа", "Игры, в которые играют люди"
3 Брайан Т. "Оставьте брезгливость, съешьте лягушку", "Результативный тайм-менеджмент", "Достижение цели".
4 Ильин Е.П. "Психология общения и межличностных отношений".
5 Карнеги Дейл "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", "Как перестать беспокоиться и начать жить".
6 Кинг Л. "Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно".
7 Козлов Н.И. "Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста".
8 Лавриненко В.Н. "Психология и этика делового общения".
9 Лерер Д. "Как мы принимаем решения".
10 Майерс Д. "Социальная психология".
11 Пиз А., Пиз Б. "Почему он все откладывает на последний момент, а ей всегда не хватает времени". "Почему мужчины врут, а женщины ревут".
12 Хьелл Л., Дэниел З. "Теории личности. Основные положения, исследования и применение"
13 Экман П. "Психология лжи. Обмани меня, если сможешь".