Спецкурс | Что и как ёжику спросить у ясеня | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Старостинская Анастасия, Фомина Даша | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Понедельник 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Развить коммуникативные навыки школьников и помочь им лучше понять себя и окружающих через основные теории социальной психологии. | |
8 | Задачи курса | 1) Привить школьникам навыки целеполагания и планирования. 2) Обучить их методам эффективного общения в различных ситуациях и опробовать их на практике. 3) Развить умение работать в команде. 4) Дать школьникам основные понятия социальной психологии, необходимые для систематизации представлений о структуре личности и коммуникациях. 5) Привить навыки самоанализа и дать инструментарий, необходимый для определения особенностей своего психотипа. 6) Проанализировать вместе со школьниками основные теории и феномены социальной психологии. 7) Помочь преодолеть страх перед публичными выступлениями. 8) Способствовать раскрытию творческого потенциала и реализации амбиций школьников. |
|
9 | Особенности курса | Программа курса составлена таким образом, чтобы помочь школьникам познакомиться, научиться эффективно общаться друг с другом и работать в команде, в процессе этого узнать больше о самих себе (первый семестр); а затем через призму развития психологической теории проанализировать с ними причинно-следственные связи различных вариантов поведения людей и социальных взаимодействий, изучить вопросы взаимовлияния личности и социума (второй семестр). Завершается курс итоговой отработкой коммуникативных навыков на практике, когда школьники уже лучше понимают все особенности социальных взаимодействий. | |
10 | Формат проведения занятия | В начале занятия, как правило, разминка (психологические
упражнения, направленные на практику эффективного общения и на сплочение
группы). Теоретический материал подается в форме презентации Power Point и разбивается играми и тренингами. При обсуждении психологических теорий школьники делятся на 2 группы, чтобы выделить достоинства и недостатки представленных концепций. |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники, желающие понять самих себя и окружающих, развить свои коммуникативные навыки и другие личностные качества. | |
12 | Краткое описание курса | Курс, направленный на получение важных коммуникативных навыков и обучение успешной работе в группах, с множеством психологических игр, тренингов, экспериментов. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Не планируется | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Домашнее задание (закрытые и открытые вопросы) - 30% Работа на занятии - 30% Экзамен (устный опрос терминов, онлайн-зачет командного проекта, письменная часть с закрытыми и открытыми вопросами) - 40% Экзаменационный проект представляет собой ролик, снятый по заданной теме, и сопровождающий аналитический комментарий к нему. Тема ролика зависит от семестра: в 1 семестре мы снимаем и анализируем интервью с найденными лидерами; во 2 семестре мы снимаем и анализируем соц.эксперимент. Ролик необходимо загрузить в группу курса ВКонтакте до начала экзамена. Проект весит 15% из 40% и является обязательным условием получения положительной отметки. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Понедельник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 06.10.2014 | Знакомство. Целеполагание | Рассказ о цели, задачах и структуре курса. Игра на знакомство. Теория и практика целеполагания. SMART-технология постановки цели. 5 шагов до цели. Постановка целей на конец семестра. Написание письма себе на конец года, заполнение анкеты. |
2 | 13.10.2014 | Планирование | Разминка: "Паззл". Дискуссия об устройстве времени и сложности его планирования. Теория и практика тайм-менеджмента. Матрица Эйзенхауэра. Мини-лекция по технологии делегирования. Кейс "Впихнуть невпихуемое". |
3 | 20.10.2014 | Командообразование | Разминка: "Печатная машинка". Определение группы, типы групп. Отличия группы от команды. Принципы работы в команде. Разбиение по командам, придумывание названий. Командная игра "Адская башня". |
4 | 27.10.2014 | Командообразование | Разминка: "Солнце светит". Теория: типы ролей в команде. Разбиение по командам, создание и презентация названий и символов. Игра "Что? Где? Когда?" |
03.11.2014 | |||
5 | 10.11.2014 | Лидерство | Разминка: "Семейная фотография". Психология лидерства. Основные подходы к изучению лидерства. Стили лидерства. Тест по эмоционально-волевой сфере. Игра "Кто лидер?" Формирование команд для экзаменационного командного проекта. |
6 | 17.11.2014 | Коммуникации | Разминка: "Эстафета чувств". Виды социальных взаимодействий. Три стороны общения. Вербальное и невербальное общение. Игры: "Выбрать подарок", "Сказка втроем". |
7 | 24.11.2014 | Межкультурные коммуникации | Разминка: "Лифт". Межкультурные коммуникации. Особенности западных и восточных стилей делового общения. Невербалика в разных культурах. Культура и гендер. Игра "Альфа и бета культуры". |
8 | 01.12.2014 | Межгендерные коммуникации | Разминка: "Роддом". Гендерные различия: генетика и социализация. Особенности мужской и женской логики. Социальные роли мужчин и женщин на разных жизненных этапах. Стереотипы мужского и женского поведения. Тест на выявление стереотипов идеальных мужчин и женщин. |
9 | 08.12.2014 | Конфликты | Разминка: "Победа или поражение". Понятие социального конфликта. Структура и типология конфликтов. Позитивные и негативные стороны конфликта. Выход из конфликтной ситуации. Игра "Ерунда - катастрофа". |
10 | 15.12.2014 | Экзамен | Экзамен (устная и письменная часть). К этому моменту снятые ролики должны быть добавлены в группу ВКонтакте. |
11 | 22.12.2014 | Чаепитие | Чаепитие. Квест. Пересдача. |
12 | 29.12.2014 | Резерв | |
05.01.2015 | |||
12.01.2015 | |||
19.01.2015 | |||
26.01.2015 | |||
13 | 02.02.2015 | Повторение. Личность и социум | Разминка: "2 правды - 1 ложь". Повторение пройденного материала в форме командной игры "Конквизтадор". Дискуссия о причинах межличностных различий. Различные подходы к вопросу структуры личности. Теория типов личности Ганса Айзенка и классическое учение о темпераменте. Тесты Айзенка на определение типов личности. |
14 | 09.02.2015 | Личность и социум | Разминка: "Пятна Роршаха". Становление психодинамического направления в психологии. Краткая биография и основные идеи Зигмунда Фрейда о структуре личности. Психоанализ и движущие силы поведения человека. Обсуждение достоинств и недостатков теории. Игра "Ассоциации". |
15 | 16.02.2015 | Личность и социум | Разминка: художественные эксперименты. Пересмотр психодинамического направления: идеи Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера. Обсуждение достоинств и недостатков теории. Опросник Юнга "Интроверт/экстраверт". Особенности общения с экстравертами и интровертами в современном мире. Домашняя игра "Убийца". |
23.02.2015 | |||
16 | 02.03.2015 | Личность и социум | Подведение итогов игре "Убийца". Разминка: короткий опрос по пройденному материалу. Условия и движущие силы социального развития: споры о главенстве влияния среды и наследственности. Обсуждение достоинств и недостатков различных подходов. |
09.03.2015 | |||
17 | 16.03.2015 | Личность и социум | Разминка: "Поход". Изменения, происходящие с личностью в толпе. Конформизм и нонконформизм. Обсуждение известных психологических экспериментов. Теории бихевиоризма. Трансакционный анализ Эрика Берна. Анализ разных ситуаций общения. Игра "Родитель-ребенок-взрослый". Формирование команд для экзаменационного проекта. |
18 | 23.03.2015 | Личность и социум | Разминка: короткий опрос по пройденному материалу. Гуманистическая психология Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей, характеристики самоактуализирующихся людей. Обсуждение достоинств и недостатков теории. Самоанализ, самооценка и саморазвитие. Д/з: подготовка презентаций об успешных людях. |
19 | 30.03.2015 | Риторика | Разминка: "Alias". Презентации школьников. Обсуждение презентаций и советов по выступлению перед аудиторией. |
20 | 06.04.2015 | Риторика | Выступление перед аудиторией в заданных обстоятельствах. Спонтанные презентации. Умение держаться на публике. |
21 | 13.04.2015 | Коммуникации | Полевой тренинг по развитию коммуникативных навыков. |
22 | 20.04.2015 | Экзамен | Экзамен (устная и письменная часть). К этому моменту снятые ролики должны быть добавлены в группу ВКонтакте. |
23 | 27.04.2015 | Чаепитие | Чаепитие. Квест. Пересдача. |
24 | 04.05.2015 | Резерв | |
11.05.2015 | |||
18.05.2015 | |||
25.05.2015 | |||
01.06.2015 | |||
08.06.2015 | |||
15.06.2015 | |||
22.06.2015 | |||
29.06.2015 | |||
Список литературы | |||
1 | Андреева Г.М. "Социальная психология. Учебник для вузов". | ||
2 | Берн Э. "Лидер и группа", "Игры, в которые играют люди" | ||
3 | Брайан Т. "Оставьте брезгливость, съешьте лягушку", "Результативный тайм-менеджмент", "Достижение цел | ||
4 | Ильин Е.П. "Психология общения и межличностных отношений". | ||
5 | Карнеги Дейл "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", "Как вырабатывать уверенность в себ | ||
6 | Кинг Л. "Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно". | ||
7 | Козлов Н.И. "Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста". | ||
8 | Лавриненко В.Н. "Психология и этика делового общения". | ||
9 | Лерер Д. "Как мы принимаем решения". | ||
10 | Майерс Д. "Социальная психология". | ||
11 | Пиз А., Пиз Б. "Почему он все откладывает на последний момент, а ей всегда не хватает времени". "Почему м | ||
12 | Хьелл Л., Дэниел З. "Теории личности. Основные положения, исследования и применение" | ||
13 | Экман П. "Психология лжи. Обмани меня, если сможешь". |