Спецкурс | Эффект бабочки | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Воротникова Татьяна, Доценко Сергей, Шахлевич Антон | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Познакомить слушателей с историей и культурой западноевропейской
цивилизации, показав взаимосвязь между политическими, экономическими и
культурными событиями |
|
8 | Задачи курса | 1) дать краткий исторический обзор событий, происходящих во
время важнейших этапов развития западноевропейской цивилизации - начиная от
Древней Греции и заканчивая XIX веком; 2) показать взаимосвязь политической и экономической истории; 3) рассказать о важнейших культурных особенностях того или иного периода (в области литературы, музыки, архитектуры, живописи и т.п.), обсудить взаимное влияние культуры и экономики; 4) развить у школьников навыки работы в команде во время подготовки совместных проектов и выступлений; 5) научить слушателей аргументировано отстаивать свое мнение во время проведения дискуссий; 6) предоставить школьникам возможность написать научную работу или подготовить самостоятельный проект на основе как материала, рассказанного на занятиях, так и подобранного самими учащимися |
|
9 | Особенности курса | В курсе рассматриваются как единое целое разные аспекты развития
цивилизации, которые в стандартных школьных или даже университетских курсах
подразделены на несколько дисциплин: историю, экономику, литературу, историю
культуры и т.д. |
|
10 | Формат проведения занятия | На каждом занятии читается лекция по новому материалу, которая
сопровождается фотографиями, видеоматериалами или
слайдами. Как дополнение к лекционному материалу планируется использование
раздаток. На некоторых занятиях проводятся либо дискуссии на заранее заданную тему, к которым слушатели должны подготовиться дома, либо презентации школьниками своих проектов, выполненных в группах. |
|
11 | Целевая аудитория | Все школьники 9-11 классов, которые интересуются историей и
культурой Западной Европы и при этом готовы работать
самостоятельно вне рамок занятий над творческими нестандартными
заданиями |
|
12 | Краткое описание курса | Курс об истории, экономике и культуре Западной Европы | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Если на курс придет более 30 человек, будет произведен отбор по результатам выполнения первого домашнего
задания |
|
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка формируется на основе баллов, которые можно набрать в
течение семестра, в том числе: 25% - за работу на занятиях и презентацию различных групповых проектов и заданий; 30% - за выполнение домашних заданий; 20% - за индивидуальную научную работу или проект, которые нужно подготовить в течение семестра; 25% - за экзамен. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия |
1 | 09.10.2014 | Вводное занятие: рассказ
преподавателей о курсе и об ЭМШ. Разные подходы к истории: эволюционный подход (Ростоу, Белл, Тоффлер, Маркс, Гэлбрейт и др.), теория исторического кругооборота (Вико, Гердер, Мейер) и цивилизационный подход (Данилевский, Тойнби, Шпенглер, Л. Гумилев). Игра. |
|
2 | 16.10.2014 | Древняя Греция | Периодизация: крито-микенская цивилизация, полисный этап (гомеровская
Греция, архаическая, классическая), эллинистический этап. Временные рамки для более подробного рассказа: VIII-I века до н.э. Исторический обзор: Афины и Спарта, Афинский морской союз и Пелопонесская война. Образование и распад мировой державы: система эллинистических государств и завоевание их Римом. Развитие экономики: эгинская и эвбейская монетные системы, реформы Солона и реформы Ликурга, полисы, внешняя торговля, роль метеков в экономике, кризис полисов как следствие экономического роста. |
3 | 23.10.2014 | Древняя Греция | Культура:
античная музыка - история развития, тетрахорды, лидийский и дорийский лады;
философия - натурфилософия (Милетская школа, пифагорейцы, Элеаты, Гераклит,
атомисты) и классический период (Сократ, платоники, перипатетики); литература
- Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан; живопись - геометрический,
ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили, помпейская мозаика;
скульптура - архаический и классический стили, эллинизм; архитектура -
ордера, примеры: храм Артемиды в Эфесе, Калликрат, Фидий. Дискуссия на основе задания, полученного на предыдущем занятии. |
4 | 30.10.2014 | Древний Рим | Периодизация: царский период, республика, императорский период и его
кризис. Временные рамки для более подробного рассказа: VI век до н.э. - IV век н.э. Исторический обзор: борьба плебеев с патрициями и войны Рима периода республик; Цезарь и Август - основные вехи правления. Римская империя и ее кризис в III в. н.э. Развитие экономики: римское право, колонат, налоговая политика, территориальная специализация сельского хозяйства и ремесел, виллы, строительство дорог и акведуков. Сравнение Древней Греции и Древнего Рима: характеристика периодов, формы государственного устройства, степень участия в политической жизни, права собственности на землю, участие в военных действиях, социальная защищенность, судебная система, основные ценности, культура, отношение друг к другу. |
5 | 06.11.2014 | Древний Рим | Римское право, появление профессиональных юристов. Культура: литература - Цицерон, Тит Лукреций Кар, Вергилий, Гораций, Овидий, Тацит; архитектура - бетон, арки и своды, Аппиева дорога, храм Весты, Пантеон, Колизей, термы Каракаллы; скульптура - арка Тита, колонна Трояна. Проекты школьников: презентация сценок из древнегреческих трагедий и комедий, подготовленных командами в рамках заранее заданных стилей. |
6 | 13.11.2014 | Раннее Средневековье | Периодизация: раннее, классическое и позднее Средневековье. Временные рамки: V - середина XI века. Игра на узнавание латинских корней. Исторический обзор: Великое переселение народов - причины, названия племен и сведения о них; романо-германский синтез; франкское государство в эпоху Меровингов - Хлодвиг, Салическая правда, Империя Карла Великого; саксы в Англии - Эгберт и Альфред Великий. Институт церкви и монашеское движение. Политическое развитие Европы (феодальная раздробленность) - Верденский договор, дальнейший раздел трех королевств. Развитие экономики: упадок городов, потеря античных технологий, право собственности на землю; сельское хозяйство - сельское хозяйство, развитие технологий и последствия этого. |
7 | 20.11.2014 | Раннее Средневековье | Культура:
упадок городов - потеря навыков работы по камню, деревянное зодчество, шуты и
жонглеры; особенности - полихромное искусство, исчезновение изображений
человека и последующее возрождение антропоморфного искусства; ранняя
полифоническая музыка. Эпосы - Беовульф, легенды о короле Артуре, Старшая
Эдда. Монополия церкви на образование
и культуру - образовательные программы при монастырях, скриптории, миниатюры
в церковных книгах. Каролингское возрождение! Архитектура - план собора,
наиболее интересные постройки (Ахенская капелла, гробница Теодора Великого в
Равенне, итальянские капеллы, появление крипт). Дискуссия на основе задания, полученного на предыдущем занятии: материальное благополучие и влиятельность церкви - "за" и "против"; команды церкви, аристократии, народа и независимые арбитры. |
8 | 27.11.2014 | Классическое Средневековье | Временные рамки: середина XI - середина XV века. Исторический обзор, события в отдельных регионах Европы: образование Священной Римской империи, ганзейский союз; франкское государство; завоевание Англии норманнами; Столетняя война; морские республики (Венеция, Генуя, Пиза, Амальфи); война с маврами в Испании; роль Византийской империи. Церковь: образование двух ветвей христианства, крестовые походы, идеи реформирования церкви. Развитие экономики: демографическая ситуация, коммунальные революции, миграция населения и ее последствия, изменение отношения к науке, важнейшие изобретения; цехи, гильдии, ярмарки и банки. |
9 | 04.12.2014 | Классическое Средневековье | Культура:
архитектура - романский стиль, готика, вариации готики в разных регионах
(Франция, Англия, Испания); живопись (интернациональная и куртуазная готика);
музыка - народная, церковные песнопения (григорианские), придворная песня;
Проторенессанс в Италии; литература -
Петрарка, Данте, Бокаччо, Чосер, "Тристан и Изольда", "Песнь о
Нибелунгах"; средневековый театр; искусство Византии, периодизация -
ранневизантийский период, иконоборчество, македонское возрождение,
консерватизм, палеологовское возрождение; геральдика - причины зарождения,
правила блазонирования, деление щита, тинктуры, основные фигуры, девиз. Проекты школьников: декламирование отрывков из сочиненных командами эпосов на основе материала, полученного в теме "Раннее Средневековье". |
10 | 11.12.2014 | Позднее Средневековье: эпоха Возрождения | Временные рамки: XV-XVI века. Исторический обзор: усиление Османской империи, падение Константинополя; Реформация и Контрреформация - кальвинизм, лютеранство, религиозные войны; Аугсбургский мир. Развитие экономики: университеты и образование, изобретение книгопечатания, появление и развитие мануфактур, биржи. Проекты школьников: презентация рыцарских гербов, подготовленных командами на основе заданных исходных данных. |
11 | 18.12.2014 | Позднее Средневековье: эпоха Возрождения | Игра на
узнавание сюжетов известных картин. Культура: живопись - терминология (темпера и масляная живопись, фреска, гравюра), примеры (Итальянское возрождение - Микеланджело, Рафаэль, Леонардо, Северный гуманизм - Дюрер, Кранах, Босх, Брейгель, отдельно Эль Греко); течения (изучение человеческого тела, трактаты о живописи, подражание античности, маньеризм, монументализм, натурализм, сфумато и тонализм, Реформация и Контрреформация); литература - Шекспир; философия - утописты (Николай Кузанский, Эразм Роттердамский), Макиавелли. |
12 | 25.12.2014 | Экзамен | |
01.01.2015 | |||
08.01.2015 | |||
13 | 15.01.2015 | Пересдача | |
22.01.2015 | |||
29.01.2015 | |||
14 | 05.02.2015 | Великие географические открытия | Временные рамки: XV-XVII века. Исторический обзор: великие мореплаватели и открытие новых территорий (Колумб, Диаш, Васко да Гама, Кабот, Магеллан); предпосылки бурного развития торговли и колонизации; их последствия. Завоевания отдельных стран - Испания, Португалия, Франция, Нидерланды, Англия, Ост-Индская и Вест-Индская компании. Развитие экономики: переворот в представлениях о мире, появление новых товаров, изменение структуры потребления, революция цен, этапы развития мировой торговли. |
15 | 12.02.2015 | Великие географические открытия | Культура: эволюция восприятия туземцев (пренебрежение, страх, идеализация, романтизм); появление новых образов (от грабителей и убийц к романтизации); трансформация европейской культуры в колониях (архитектура, американская литература, музыка - джаз, регги); колониальная культура в Европе (шинуазри, возвращение Египта, ориентализм, японизм); литературная обработка туземных эпосов ("Гайавата" Лонгфелло и сходство с финской "Калевалой"). Игра: Колониальный торговец. |
19.02.2015 | |||
16 | 26.02.2015 | Новое время: промышленная революция | Временные рамки: XVII -первая половина XVIII века. Исторический обзор: возникновение абсолютизма в Западной Европе (Франция), тридцатилетняя война и Вестфальский мир. Английская революция и ее последствия. Оливер Кромвель. Развитие экономики: ситуация в отдельных странах (Франция, Нидерланды, Англия, Испания, империя Габсбургов), протекционизм или свободная торговля - "за" и "против", важнейшие изобретения в разных областях (физика, астрономия и математика; сельское хозяйство; промышленность; сервис, общественная жизнь и торговля; развлечения; укрупнение сельского хозяйства, огораживание, замена мануфактур фабриками, появление акций, рост городов). |
17 | 05.03.2015 | Новое время: промышленная революция | Культура: течения (барокко, классицизм, реализм, рококо); живопись - Караваджо; архитектура - Кристофер Рен и перестройка Лондона; литература - Мольер, Корнель, Расин, эпистолярный жанр; философия - Гоббс, Локк; музыка - появление оперы, эксперименты в области звука, Люлли и Перселл, Пахельбель. Дискуссия на основе задания, полученного на предыдущем занятии. |
18 | 12.03.2015 | Переход к индустриальной экономике | Временные рамки: вторая половина XVIII - первая половина XIX века. Исторический обзор: борьба за господство в Европе, Семилетняя война и ее последствия, Великая французская революция, Наполеон (завоевательные войны, реформы, экономические последствия). Развитие экономики: появление крупных фабрик, применение паровых двигателей, рост тяжелой промышленности, монополизация; тяжелые условия труда, движение луддитов, чартисты. |
19 | 19.03.2015 | Переход к индустриальной экономике | Игра:
компания Южных морей. Культура: музыка - Бах и Гендель; развитие музыки в XVIII веке, венская классическая школа - Гайдн, Моцарт, Бетховен, расцвет классической оперы - Россини, Верди; живопись и архитектура - стили (возвышенное, неоклассицизм, ампир, романтизм); театр - Бомарше. |
20 | 26.03.2015 | Индустриальная экономика | Временные рамки: вторая половина XIX века. Исторический обзор: Англия - реформы королевы Виктории, становление гражданского общества, мировой экономический лидер и "рабочий вопрос"; Германия - объединение, развитие тяжелой промышленности, победа во Франко-Прусской войне, монополизация производства, Пангерманский союз; формирование блоков и борьба за передел мира. Развитие экономики: демографическая ситуация в Европе, понятие демографического перехода; динамика ВВП на душу населения в странах Западной Европы в XIX веке; научно-техническая революция, изобретения (электрогенератор, динамо-машина, телеграф, телефон, радиоволны, начало разработки синтетических материалов и пластмассы, создание двигателя внутреннего сгорания и первого автомобиля, строительство железных дорог); укрупнение капиталов, развитие финансового сектора, экономические кризисы. |
21 | 02.04.2015 | Индустриальная экономика | Культура: музыка - Лист, Штраус, Пуччини; живопись и
архитектура - стили (реализм, прерафаэлиты, эклектизм, импрессионизм,
пуантилизм, символизм, ар нуво).
Проекты школьников: презентация проектов "Газета" (один день XIX столетия). |
22 | 09.04.2015 | Консультация Проекты школьников: презентация проектов "Музей", в рамках которого каждый автор должен подготовить "экскурсию" по залу эпохи Возрождения, с фотографиями произведений искусства и рассказом экскурсовода. |
|
23 | 16.04.2015 | Экзамен | |
24 | 23.04.2015 | Пересдача | |
30.04.2015 | |||
07.05.2015 | |||
14.05.2015 | |||
21.05.2015 | |||
28.05.2015 | |||
04.06.2015 | |||
11.06.2015 | |||
18.06.2015 | |||
25.06.2015 | |||
02.07.2015 | |||
Список литературы | |||
1 | "История мировой экономики" под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н. - М.: Юнити, 2010 | ||
2 | "Экономическая история: хрестоматия", отв. ред. Кульмичев А.Д., Никитина С.К. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008 | ||
3 | Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. "Всеобщая история" - М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010 | ||
4 | Иванов С. "1000 лет озарений: удивительные истории простых вещей" - М.: Вокруг света, 2010 | ||
5 | Стэндидж Т. "История мира в шести стаканах" - Екатеринбург: У-Фактория, 2008 | ||
6 | Аникин А. "История финансовых потрясений" - М.: Олимп-Бизнес, 2009 | ||
7 | "Всеобщая история искусств", подготовлена Институтом теории и истории изобразительных искусств Академ | ||
8 | Тарабра Д. "Стили в искусстве: от романтики до модерна. Серия Энциклопедия искусства" - М.: Омега, 2009 | ||
9 | Дзуффи С. "Возрождение. XV век: Кватроченто. Серия Художественные эпохи" - М: Омега, 2008 | ||
10 | Дзуффи С. "Возрождение. XVI век: Чинквеченто. Серия Художественные эпохи" - М: Омега, 2009 | ||
11 | Кулишер И.М. "История экономического быта Западной Европы" - М: Социум, 2012 |