Спецкурс Эффект бабочки
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Воротникова Татьяна, Доценко Сергей, Шахлевич Антон
5 Стажёры  
6 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
7 Цель курса Познакомить слушателей с историей и культурой западноевропейской цивилизации, показав взаимосвязь между политическими, экономическими и культурными событиями
8 Задачи курса 1) дать краткий исторический обзор событий, происходящих во время важнейших этапов развития западноевропейской цивилизации - начиная от Древней Греции и заканчивая XIX веком;
2) показать взаимосвязь политической и экономической истории;
3) рассказать о важнейших культурных особенностях того или иного периода (в области литературы, музыки, архитектуры, живописи и т.п.), обсудить взаимное влияние культуры и экономики;
4) развить у школьников навыки работы в команде во время подготовки совместных проектов и выступлений;
5) научить слушателей аргументировано отстаивать свое мнение во время проведения дискуссий;
6) предоставить школьникам возможность написать научную работу или подготовить самостоятельный проект на основе как материала, рассказанного на занятиях, так и подобранного самими учащимися
9 Особенности курса В курсе рассматриваются как единое целое разные аспекты развития цивилизации, которые в стандартных школьных или даже университетских курсах подразделены на несколько дисциплин: историю, экономику, литературу, историю культуры и т.д.

10 Формат проведения занятия На каждом занятии читается лекция по новому материалу, которая сопровождается фотографиями, видеоматериалами или слайдами. Как дополнение к лекционному материалу планируется использование раздаток. 
На некоторых занятиях проводятся либо дискуссии на заранее заданную тему, к которым слушатели должны подготовиться дома, либо презентации школьниками своих проектов, выполненных в группах.
11 Целевая аудитория Все школьники 9-11 классов, которые интересуются историей и культурой Западной Европы и при этом готовы работать самостоятельно вне рамок занятий над творческими нестандартными заданиями
12 Краткое описание курса Курс об истории, экономике и культуре Западной Европы
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Если на курс придет более 30 человек, будет произведен отбор по результатам выполнения первого домашнего задания
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка формируется на основе баллов, которые можно набрать в течение семестра, в том числе:
25% - за работу на занятиях и презентацию различных групповых проектов и заданий;
30% - за выполнение домашних заданий;
20% - за индивидуальную научную работу или проект, которые нужно подготовить в течение семестра;
25% - за экзамен.
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Нет
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 09.10.2014   Вводное занятие: рассказ преподавателей о курсе и об ЭМШ.
Разные подходы к истории: эволюционный подход (Ростоу, Белл, Тоффлер, Маркс, Гэлбрейт и др.), теория исторического кругооборота (Вико, Гердер, Мейер) и цивилизационный подход (Данилевский, Тойнби, Шпенглер, Л. Гумилев).
Игра.
2 16.10.2014 Древняя Греция Периодизация: крито-микенская цивилизация, полисный этап (гомеровская Греция, архаическая, классическая), эллинистический этап.
Временные рамки для более подробного рассказа: VIII-I века до н.э.
Исторический обзор: Афины и Спарта, Афинский морской союз и Пелопонесская война. Образование и распад мировой державы: система эллинистических государств и завоевание их Римом.
Развитие экономики: эгинская и эвбейская монетные системы, реформы Солона и реформы Ликурга, полисы, внешняя торговля, роль метеков в экономике, кризис полисов как следствие экономического роста.
3 23.10.2014 Древняя Греция Культура: античная музыка - история развития, тетрахорды, лидийский и дорийский лады; философия - натурфилософия (Милетская школа, пифагорейцы, Элеаты, Гераклит, атомисты) и классический период (Сократ, платоники, перипатетики); литература - Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан; живопись - геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, краснофигурный стили, помпейская мозаика; скульптура - архаический и классический стили, эллинизм; архитектура - ордера, примеры: храм Артемиды в Эфесе, Калликрат, Фидий.

Дискуссия на основе задания, полученного на предыдущем занятии.

4 30.10.2014 Древний Рим Периодизация: царский период, республика, императорский период и его кризис.
Временные рамки для более подробного рассказа: VI век до н.э. - IV век н.э.
Исторический обзор: борьба плебеев с патрициями и войны Рима периода республик; Цезарь и Август - основные вехи правления. Римская империя и ее кризис в III в. н.э.
Развитие экономики: римское право, колонат, налоговая политика, территориальная специализация сельского хозяйства и ремесел, виллы, строительство дорог и акведуков.
Сравнение Древней Греции и Древнего Рима: характеристика периодов, формы государственного устройства, степень участия в политической жизни, права собственности на землю, участие в военных действиях, социальная защищенность, судебная система, основные ценности, культура, отношение друг к другу.
5 06.11.2014 Древний Рим Римское право, появление профессиональных юристов.
Культура: литература - Цицерон, Тит Лукреций Кар, Вергилий, Гораций, Овидий, Тацит; архитектура - бетон, арки и своды, Аппиева дорога, храм Весты, Пантеон, Колизей, термы Каракаллы; скульптура - арка Тита, колонна Трояна.

Проекты школьников: презентация сценок из древнегреческих трагедий и комедий, подготовленных командами в рамках заранее заданных стилей.
6 13.11.2014 Раннее Средневековье Периодизация: раннее, классическое и позднее Средневековье.
Временные рамки: V - середина XI века.
Игра на узнавание латинских корней.
Исторический обзор: Великое переселение народов - причины, названия племен и сведения о них; романо-германский синтез; франкское государство в эпоху Меровингов - Хлодвиг, Салическая правда, Империя Карла Великого; саксы в Англии - Эгберт и Альфред Великий. Институт церкви и монашеское движение. Политическое развитие Европы (феодальная раздробленность) - Верденский договор, дальнейший раздел трех королевств.
Развитие экономики: упадок городов, потеря античных технологий, право собственности на землю; сельское хозяйство - сельское хозяйство, развитие технологий и последствия этого.
7 20.11.2014 Раннее Средневековье Культура: упадок городов - потеря навыков работы по камню, деревянное зодчество, шуты и жонглеры; особенности - полихромное искусство, исчезновение изображений человека и последующее возрождение антропоморфного искусства; ранняя полифоническая музыка. Эпосы - Беовульф, легенды о короле Артуре, Старшая Эдда.  Монополия церкви на образование и культуру - образовательные программы при монастырях, скриптории, миниатюры в церковных книгах. Каролингское возрождение! Архитектура - план собора, наиболее интересные постройки (Ахенская капелла, гробница Теодора Великого в Равенне, итальянские капеллы, появление крипт).

Дискуссия на основе задания, полученного на предыдущем занятии: материальное благополучие и влиятельность церкви - "за" и "против"; команды церкви, аристократии, народа и независимые арбитры.
8 27.11.2014 Классическое Средневековье Временные рамки: середина XI - середина XV века.
Исторический обзор, события в отдельных регионах Европы: образование Священной Римской империи, ганзейский союз; франкское государство; завоевание Англии норманнами; Столетняя война; морские республики (Венеция, Генуя, Пиза, Амальфи); война с маврами в Испании; роль Византийской империи. Церковь: образование двух ветвей христианства, крестовые походы, идеи реформирования церкви.
Развитие экономики: демографическая ситуация, коммунальные революции, миграция населения и ее последствия, изменение отношения к науке, важнейшие изобретения; цехи, гильдии, ярмарки и банки.
9 04.12.2014 Классическое Средневековье Культура: архитектура - романский стиль, готика, вариации готики в разных регионах (Франция, Англия, Испания); живопись (интернациональная и куртуазная готика); музыка - народная, церковные песнопения (григорианские), придворная песня; Проторенессанс в Италии; литература  - Петрарка, Данте, Бокаччо, Чосер, "Тристан и Изольда", "Песнь о Нибелунгах"; средневековый театр; искусство Византии, периодизация - ранневизантийский период, иконоборчество, македонское возрождение, консерватизм, палеологовское возрождение; геральдика - причины зарождения, правила блазонирования, деление щита, тинктуры, основные фигуры, девиз.

Проекты школьников: декламирование отрывков из сочиненных командами эпосов на основе материала, полученного в теме "Раннее Средневековье".
10 11.12.2014 Позднее Средневековье: эпоха Возрождения
Временные рамки
: XV-XVI века.
Исторический обзор: усиление Османской империи, падение Константинополя; Реформация и Контрреформация - кальвинизм, лютеранство, религиозные войны; Аугсбургский мир.
Развитие экономики: университеты и образование, изобретение книгопечатания, появление и развитие мануфактур, биржи.

Проекты школьников: презентация рыцарских гербов, подготовленных командами на основе заданных исходных данных.

11 18.12.2014 Позднее Средневековье: эпоха Возрождения Игра на узнавание сюжетов известных картин.

Культура: живопись - терминология (темпера и масляная живопись, фреска, гравюра), примеры (Итальянское возрождение - Микеланджело, Рафаэль, Леонардо, Северный гуманизм - Дюрер, Кранах, Босх, Брейгель, отдельно Эль Греко); течения (изучение человеческого тела, трактаты о живописи, подражание античности, маньеризм, монументализм, натурализм, сфумато и тонализм, Реформация и Контрреформация); литература - Шекспир; философия - утописты (Николай Кузанский, Эразм Роттердамский),  Макиавелли.
12 25.12.2014   Экзамен
  01.01.2015    
  08.01.2015    
13 15.01.2015   Пересдача
  22.01.2015    
  29.01.2015    
14 05.02.2015 Великие географические открытия
Временные рамки: XV-XVII века.
Исторический обзор: великие мореплаватели и открытие новых территорий (Колумб, Диаш, Васко да Гама, Кабот, Магеллан); предпосылки бурного развития торговли и колонизации; их последствия. Завоевания отдельных стран - Испания, Португалия, Франция, Нидерланды, Англия, Ост-Индская и Вест-Индская компании.
Развитие экономики: переворот в представлениях о мире, появление новых товаров, изменение структуры потребления, революция цен, этапы развития мировой торговли.
15 12.02.2015 Великие географические открытия
Культура: эволюция восприятия туземцев (пренебрежение, страх, идеализация, романтизм); появление новых образов (от грабителей и убийц к романтизации); трансформация европейской культуры в колониях (архитектура, американская литература, музыка - джаз, регги); колониальная культура в Европе (шинуазри, возвращение Египта, ориентализм, японизм); литературная обработка туземных эпосов ("Гайавата" Лонгфелло и сходство с финской "Калевалой").
 
Игра: Колониальный торговец.
  19.02.2015    
16 26.02.2015 Новое время: промышленная революция Временные рамки: XVII -первая половина XVIII века.
Исторический обзор: возникновение абсолютизма в Западной Европе (Франция), тридцатилетняя война и Вестфальский мир. Английская революция и ее последствия. Оливер Кромвель.
Развитие экономики: ситуация в отдельных странах (Франция, Нидерланды, Англия, Испания, империя Габсбургов), протекционизм или свободная торговля - "за" и "против", важнейшие изобретения в разных областях (физика, астрономия и математика; сельское хозяйство; промышленность; сервис, общественная жизнь и торговля; развлечения; укрупнение сельского хозяйства, огораживание, замена мануфактур фабриками, появление акций, рост городов).
17 05.03.2015 Новое время: промышленная революция
Культура: течения (барокко, классицизм, реализм, рококо); живопись - Караваджо; архитектура - Кристофер Рен и перестройка Лондона; литература - Мольер, Корнель, Расин, эпистолярный жанр; философия - Гоббс, Локк; музыка - появление оперы, эксперименты в области звука, Люлли и Перселл, Пахельбель.

Дискуссия на основе задания, полученного на предыдущем занятии.
18 12.03.2015 Переход к индустриальной экономике Временные рамки: вторая половина XVIII - первая половина XIX века.
Исторический обзор: борьба за господство в Европе, Семилетняя война и ее последствия, Великая французская революция, Наполеон (завоевательные войны, реформы, экономические последствия).
Развитие экономики: появление крупных фабрик, применение паровых двигателей, рост тяжелой промышленности, монополизация; тяжелые условия труда, движение луддитов, чартисты.
19 19.03.2015 Переход к индустриальной экономике Игра: компания Южных морей.

Культура
: музыка - Бах и Гендель; развитие музыки в XVIII веке, венская классическая школа - Гайдн, Моцарт, Бетховен, расцвет классической оперы - Россини, Верди; живопись и архитектура - стили (возвышенное, неоклассицизм, ампир, романтизм); театр - Бомарше.
20 26.03.2015 Индустриальная экономика
Временные рамки: вторая половина XIX века.
Исторический обзор: Англия - реформы королевы Виктории, становление гражданского общества, мировой экономический лидер и "рабочий вопрос"; Германия - объединение, развитие тяжелой промышленности, победа во Франко-Прусской войне, монополизация производства, Пангерманский союз;  формирование блоков и борьба за передел мира.
Развитие экономики: демографическая ситуация в Европе, понятие демографического перехода; динамика ВВП на душу населения в странах Западной Европы в XIX веке; научно-техническая революция, изобретения (электрогенератор, динамо-машина, телеграф, телефон, радиоволны, начало разработки синтетических материалов и пластмассы, создание двигателя внутреннего сгорания и первого автомобиля, строительство железных дорог); укрупнение капиталов, развитие финансового сектора, экономические кризисы.
21 02.04.2015 Индустриальная экономика Культура:  музыка - Лист, Штраус, Пуччини; живопись и архитектура - стили (реализм, прерафаэлиты, эклектизм, импрессионизм, пуантилизм, символизм, ар нуво). 

Проекты школьников: презентация проектов "Газета" (один день XIX столетия).
22 09.04.2015   Консультация

Проекты школьников: презентация проектов "Музей", в рамках которого каждый автор должен подготовить "экскурсию" по залу эпохи Возрождения, с фотографиями произведений искусства и рассказом экскурсовода.
23 16.04.2015   Экзамен
24 23.04.2015   Пересдача
  30.04.2015    
  07.05.2015    
  14.05.2015    
  21.05.2015    
  28.05.2015    
  04.06.2015    
  11.06.2015    
  18.06.2015    
  25.06.2015    
  02.07.2015    
Список литературы
1 "История мировой экономики" под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н. - М.: Юнити, 2010
2 "Экономическая история: хрестоматия", отв. ред. Кульмичев А.Д., Никитина С.К. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008
3 Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. "Всеобщая история" - М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010 
4 Иванов С. "1000 лет озарений: удивительные истории простых вещей" - М.: Вокруг света, 2010
5 Стэндидж Т. "История мира в шести стаканах" - Екатеринбург: У-Фактория, 2008
6 Аникин А. "История финансовых потрясений" - М.: Олимп-Бизнес, 2009
7 "Всеобщая история искусств", подготовлена Институтом теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР (размещена в интернете на сайтах http://artyx.ru, http://www.bibliotekar.ru)
8 Тарабра Д. "Стили в искусстве: от романтики до модерна. Серия Энциклопедия искусства" - М.: Омега, 2009
9 Дзуффи С. "Возрождение. XV век: Кватроченто. Серия Художественные эпохи" - М: Омега, 2008
10 Дзуффи С. "Возрождение. XVI век: Чинквеченто. Серия Художественные эпохи" - М: Омега, 2009
11 Кулишер И.М. "История экономического быта Западной Европы" - М: Социум, 2012