Спецкурс | По Следам Кейнса | ||
Основная | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Ботов Евгений, Лебедева Екатерина | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Пятница 17:20 - 18:40 | |
7 | Цель курса | Показать экономику как науку, развивающуюся во времени; рассмотреть этапы формирования экономической мысли в ретроспективе. | |
8 | Задачи курса | • Сформировать у школьников представление о поэтапном развитии
экономической мысли. • Рассказать об основных школах и направлениях экономической мысли и об экономических институтах. • Дать возможность ученикам самостоятельно сформулировать теории, выдвинутые учеными-экономистами. • Рассмотреть предпосылки формирования экономических теорий и последствия применения их на практике. • Сформировать навыки сравнительного анализа основных течений экономической мысли. • Научить школьников видеть достоинства и недостатки различных экономических теорий. |
|
9 | Особенности курса | На курсе будет затронута та часть экономической науки, которая редко рассматривается в школьной программе. Курс дает возможность каждому слушателю пройти весь тернистый путь великих экономистов. | |
10 | Формат проведения занятия | Большинство занятий будет включать в себя следующие пункты: тест по предыдущему занятию; лекция; обсуждение темы лекции; выступление учеников. | |
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов с любым уровнем знания экономики | |
12 | Краткое описание курса | Экономическая теория, рассмотренная в ретроспективе экономической мысли. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Отбор не планируется | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Итоговая оценка будет складываться из: оценки за экзамен в конце каждого семестра (50%), работы на занятиях (20%), тесты в начале каждого занятия (15%), домашнего задания (15%). | |
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позаняти | |||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия |
1 | 10.10.2014 | Вводное занятие. Экономическая мысль Античного времени | Рассказ об ЭМШ, форме оценивания на курсе. Связь экономики и философии. Потребности человека. Способы распределения. «Справедливая цена» по Аристотелю. Хрематистика. «Домострой» Ксенофонта; понятие «ойкономия». Экономика домохозяйств. |
2 | 17.10.2014 | Эпоха меркантилизма | Зарождение школы меркантилизма. Развитие идей меркантилизма в Англии, Франции, Голландии и Испании. Понятия торгового баланса, импорта и экспорта. Роль государства в экономике. |
3 | 24.10.2014 | Меркантилисты | Идеи Ж.Б.Кольбера. Джон Ло и первая финансовая пирамида. Меркантилизм в России: «Книга о скудости и богатстве» И.Посошкова. |
4 | 31.10.2014 | Возникновение классической политической экономии. Физиократы | Понятие и функции рынка. Процесс и факторы производства. Теория богатства У.Петти. Теория торговли и денег Д.Юма. Принцип «Laissez-faire». Характеристика учения физиократов. «Экономическая таблица» Ф.Кэне как первая попытка моделирования экономических процессов. |
5 | 07.11.2014 | Классическая школа | Личность А.Смита. «Исследование о природе и причинах богатства
народов». Теории Д.Рикардо. Трудовая теория стоимости. Теории абсолютного и относительного преимущества. Денежная и банковская школы. |
6 | 14.11.2014 | Макроэкономические теории | Теория народонаселения Т.Мальтуса. «Закон рынков» Ж.Б.Сэя. Эффект Р.Кантильона. Теория Д.Юма. |
7 | 21.11.2014 | Резервное занятие. Утопии и утопический социализм. Марксизм | Понятие утопии. «Атлантида» Платона; «Утопия» Т.Мора; «Город
Солнца» Т.Компанеллы; Социалисты-утописты: К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн. Отечественные социалисты-утописты: Н.Г.Чернышевский. Исторические условия возникновения марксизма. |
8 | 28.11.2014 | Марксизм | Личность К.Маркса. Теория прибавочной стоимости. Трудовая теория стоимости. Теория перемены труда. Политэкономия. Теория кризисов. |
9 | 05.12.2014 | Маржинализм | Понятие маржиналистской революции. Предельные величины. Теория предельной полезности (ординалистский и кардиналистский подходы). Лозаннская школа экономики: Л.Вальрас и В.Парето |
10 | 12.12.2014 | Критика маржинализма | Критика маржинализма. Австрийская школа экономики: К.Менгер,
О.Бем-Баверк. Повторение, подготовка к экзамену. |
11 | 19.12.2014 | Экзамен | Экзамен. |
12 | 26.12.2014 | Чаепитие | Чаепитие. |
02.01.2015 | |||
09.01.2015 | |||
16.01.2015 | |||
23.01.2015 | |||
13 | 30.01.2015 | Неоклассическая школа | Неоклассическая школа Количественная теория денег, уравнение И.Фишера. А.Маршалл и его вклад в развитие экономической мысли |
14 | 06.02.2015 | Кейнсианство | Личность Дж.М.Кейнса. " Общая теория занятости, процента и денег". Экономическая теория Кейнса. Модель регулирования народного хозяйства. |
15 | 13.02.2015 | Кейнсианско-неоклассический синтез | Кейнсианско-неоклассический синтез: Д.Р.Хикс и П.Самуэльсон. |
20.02.2015 | |||
16 | 27.02.2015 | Институциональная экономика | Понятие институтов. Роль институтов в экономике. Рациональность. Теории Веблена, У.Митчела, Дж.Гэлбрейта. Трансакционные издержки. Теорема Р.Коуза. |
17 | 06.03.2015 | Монетаризм | Особенности направления. Личность М.Фридмана. Роль денег в экономике. "Правило Фридмана". |
18 | 13.03.2015 | Неолиберализм | Личность Ф.фон Хайека. Теория денег и кредита. |
19 | 20.03.2015 | Экономические циклы | Учения об экономических циклах: Китчина, Жюгляра, Кузнеца, Кондратьева. |
20 | 27.03.2015 | Нобелевские лауреаты по экономике | Анализ популярности направлений экономики XX века. Нобелевские лауреаты: К. Эрроу (1972, теория общего равновесия), Д. Нэш, (1994, теория игр), Д. Акерлоф (2001, анализ рынков с ассиметричной информацией), Ю. Фама (2013, анализ изменений цен активов) |
21 | 03.04.2015 | Резервное занятие | Другие экономические теории конца XX века. Теория эволюционной экономики Р. Нельсона и С. Уинтера. Поведенческая теория потребления Дж. Катона |
22 | 10.04.2015 | Подготовка к экзамену | Выступления учеников по заранее подготовленным темам. |
23 | 17.04.2015 | Экзамен | Экзамен. |
24 | 24.04.2015 | Чаепитие | Чаепитие. |
01.05.2015 | |||
08.05.2015 | |||
15.05.2015 | |||
22.05.2015 | |||
29.05.2015 | |||
05.06.2015 | |||
12.06.2015 | |||
19.06.2015 | |||
26.06.2015 | |||
03.07.2015 | |||
Список ли | |||
1 | История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, | ||
2 | Гловели Г. Д. История экономических учений; Юрайт - Москва, 2013. | ||
3 | Майбурд Е.М. "Введение в историю экономической мысли", “Вита-Пресс”, 1996. | ||
4 | Адам Фишуик, Кристакис Джорджиу, Кэти Хьюстон, Урели Мэришель. Экономика за 30 секунд. пер. с англ. А.Графов | ||
5 | Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе, 4-е изд., Пер. с англ., 4-е изд. — М.: "Дело Лтд", 1994. | ||
6 | Хайлбронер Р.Л. Философы от мира сего. - М.:Астрель, Corpus,2011 | ||
7 | Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. -М.:Политиздат, 1971 | ||
8 | Экономическая теория / Под ред. Е. Н. Лобачёвой. — 2-е изд.. — М.: Высшее образование, 2009 | ||
9 | Экономическая теория. Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПбГУЭФ, Питер, 2004 |