Спецкурс | Мировое экономическое развитие | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 9 - 10 | |
3 | Тип курса | зачётный только для 9-10-ти классников | |
4 | Преподаватели | Азимов Л. | |
5 | Стажёры | Калашнов Г. | |
6 | Время проведения | Пятница 17:20 - 18:40 | |
7 | Цель курса | Проанализировать различия в экономическом развитии разных стран мира, выявить наиболее значимые факторы, определяющие вектор и успешность развития | |
8 | Задачи курса | 1. Научить школьников структурировать информацию об
экономическом развитии различных стран 2. Продемонстрировать "работу" базовых экономических концепций (ограниченность ресурсов и выбор, специализация, обмен, спрос и предложение и пр.) на страновом уровне 3. Продемонстрировать влияние социальных, политических и институциональных факторов на экономическое развитие |
|
9 | Особенности курса | В отличие от школьного курса экономической географии, где перед школьниками предстает беспорядочный калейдоскоп стран, фактов и оценочных суждений, данный курс акцентирует внимание школьников на причинах успехов и неудач экономического развития различных стран, помогает лучше понять экономическую природу страновых различий | |
10 | Формат проведения занятия | Семинар-обсуждение | |
11 | Целевая аудитория | школьники, интересующиеся мировой экономикой и историей | |
12 | Краткое описание курса | Смысл курса - выяснить, как исходные условия (географическое положение, обеспеченность ресурсами, культурные и политические факторы) влияют на долгосрочные результаты экономического развития разных стран. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | необходимости в предварительном отборе нет | |
15 | Формы
контроля и система отчётности |
промежуточные мини-тесты и практические задания в течение учебного года, контрольная работа по итогам 1 семестра, экзамен по итогам года (примерное соотношение работы в семестре и экзамена - 60:40) | |
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | да, это было бы полезно, хотелось бы эту систему использовать | |
17 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Тематический блок | План занятия | |
1 | Эк.рост и эк.развитие | Политическая карта мира. Возможные классификации и типологии стран. Взаимосвязь с показателями экономического развития | |
2 | Эк.рост и эк.развитие | Понятия "экономический рост" и "экономическое развитие" - взаимосвязи и отличия. | |
3 | Эк.рост и эк.развитие | Показатели экономического развития. ВВП на душу населения. Валовый национальный доход на душу населения | |
4 | Природные факторы эк.роста | Внутренние и внешние факторы. Основные факторы производства и их влияние на экономический рост. Бельгия и Нидерланды. | |
5 | Природные факторы эк.роста | Географическое положение. "Открытые" и "закрытые" страны. Великобритания и Испания. Швейцария и Япония. | |
6 | Природные факторы эк.роста | Свободные территории как ресурс. Ограниченность территории как фактор роста. Нидерланды, Япония, США. | |
7 | Природные факторы эк.роста | Обеспеченность природными ресурсами и экономическое развитие: Англия, ЮАР, Науру. | |
8 | Природные факторы эк.роста | Природно-климатические условия. Промышленный север и аграрный юг. Бельгия и Кот-д'Ивуар. | |
9 | Природные факторы эк.роста | Обеспеченность энергетическими и сырьевыми ресурсами. Мексика, Колумбия, Норвегия. | |
10 | Демографич. факторы | Численность и структура населения как ресурс и фактор роста. Демографические процессы. Китай, Индия. | |
11 | Демографич. факторы | Миграция населения и экономический рост. США, Австралия, ЮАР | |
12 | Демографич. факторы | Качественные характеристики населения - показатели экономического и социального развития. Тест по материалам 1 семестра. | |
13 | Культурно-религиозные факторы | Влияние религии и этнокультурных особенностей на экономическое развитие. Китай, Япония, Индия. | |
14 | Культурно-религиозные факторы | Экономические и социальные институты и их роль в экономическом развитии - Европа и США | |
15 | Культурно-религиозные факторы | Экономические и социальные институты и их роль в экономическом развитии - "экономическое чудо" в ЮВА | |
16 | Технологии как фактор роста | Уровень технологического развития - источник экономического роста или его следствие? | |
17 | Финансовые рынки | Развитие финансовых рынков - источник экономического роста или его следствие? | |
18 | Межд.торговля | Международное разделение труда и межнациональные корпорации. Интеграция стран Восточной Европы в европейский и мировой рынок. | |
19 | Межд.торговля | Основные потоки ресурсов, денег, товаров и услуг в международной торговле. Процветание на транзите - новая ниша стран Залива. | |
20 | Межд.торговля | Место России в мировой экономике | |
21 | Госполитика | Воздействие государства на экономическое развитие. Чили до и после Пиночета. | |
22 | Госполитика | Меры стимулирования экономического развития. Всемирный банк и международные финансовые организации. Истории успеха и провальные проекты | |
23 | Госполитика | Международная экономическая и финансовая помощь – плюсы и минусы. Африка и беднейшие страны Азии. | |
24 | Экология | Экономическое развитие и экологические проблемы | |
25 | Экзамен | Экзамен | |
Список литературы | |||
1 | У.Истерли "В поисках роста" М., ИКСИ, 2006 | ||
2 | Д.Лал "Непреднамеренные последствия" М., Ирисэн, 2007 | ||
3 | Е.Гайдар "Гибель империи" М., Росспэн, 2007 | ||
4 | Д.Неру "Открытие Индии", М., Изд-во иностранной литературы, 1955 | ||
5 | А.Я.Гуревич "Категории средневековой культуры" М, "Искусство", 1972 | ||
6 | М.Вебер "Протестантская этика и дух капитализма" М., "Прогресс", 1990 | ||
7 | "Устойчивое развитие и равенство возможностей: Лучшее будущее для всех" ПРООН, 2011 | ||
8 | World Development Reports 2003-2012 | ||
9 | Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский "Экономическая и социальная география мира" М., "Русское слово", 201 | ||
10 | В.П.Максаковский "Экономическая и социальная география мира", М, "Просвещение", 2011 | ||
11 | В.С.Автономов "Экономика" М., "Вита-пресс", 2012 | ||
12 | И.В.Липсиц "Экономика" М., "Вита-пресс", 2011 | ||