Спецкурс | Сверху вниз или другая история | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Абрамов Сергей, Аксенова Карина, Клещева Олеся | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Среда 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Пробудить у школьников любовь к изучению родной истории, показав ее многосторонность и нарисовав четкую картину исторического пути России. | |
8 | Задачи курса | 1. Систематизировать знания школьников по отечественной
истории. 2. Сформировать у аудитории не только информационную базу, но и интуитивное понимание истории, повысить ориентируемость в историческом пути России. 3. Показать наличие альтернативных точек зрения на исторические процессы, научить аргументировать собственное мнение. |
|
9 | Особенности курса | Дедуктивный подход к пониманию истории: сначала рисуется "фон" (образ эпохи, культуру, быт, социально-экономическое развитие), и лишь затем - "крупные планы". Отказ от событийного подхода и односторонности концепций. | |
10 | Формат проведения занятия | Первые 20 минут - интерактивная лекция, посвященная демонстрации эпохи; затем - описание событий, происходивших в период, заявленный в теме лекции. Во время 2го этапа предусмотрены дискуссии со школьниками. Через занятие в конце пары проводится проверочная работа на материал двух лекций (этой и предыдущей). | |
11 | Целевая аудитория | Курс предназначен для всех желающих с любым уровнем подготовки. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по истории России с применением дедуктивного подхода и рассмотрением альтернативных точек зрения. | |
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | |
14 | Отбор | Предварительного отбора не существует. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Активность во время дискуссий - 20%, проверочные работы - 10%,
контрольная работа - 30% (если по каким-то причинам слушатель не смог
написать контрольную вовремя, ему придется делать это во время устного
экзамена), эссе (1ый семестр) и творческая работа (2 семестр) - 10%, экзамен
- 30%. Критерии оценок: "5": больше 80% от максимума "4": от 60% "3" от 40%. Для любой оценки необходимо выполнить каждый из пунктов не менее чем на 40%. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия |
1 | 03.10.2012 | Тема 0. "Все новое - это хорошо забытое старое". а)Цикличность истории. Принцип эволюционного развития. б)Периодизация российской истории. Тема 1 "Славяне в I - X вв.". а) Культура, религия, социально-экономическое развитие. География расселения. Свидетельства греческих историков. Влияние географического положения на историческую судьбу России. б) Норманнская и антинорманнская теории. (Дискуссия ок. 10 мин.). От Рюрика до крещения Руси. | |
2 | 10.10.2012 | Тема 2. "Ярослав и Ярославичи. Каждый да владеет вотчиной своею". а) Русское общество до татаро-монгольского нашествия. Социально-экономическое развитие. "Правда Ярослава". Владимир, Галич, Новгород, Псков. Культура Руси в период раздробленности." Татарское ханство: зарождение великой империи. б) Междоусобицы Владимировичей и Ярославичей. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Татаро-Монгольское нашествие, усобицы княжеские не прекратившее. | |
3 | 17.10.2012 | Тема 3. "Становление Москвы". а) Культура Руси времен Золотой Орды. От упадка до подъема. Социально-экономическое положение Руси. Быт под игом. б) "Собака лает - караван идет". Александр Невский, Юрий Данилович Московский, Иван Калита. Собирание русских земель. Победа Дмитрия Донского и ее значение для истории России. | |
4 | 24.10.2012 | Тема 4. "Государство Московия". а) Культура и социально-экономическое развитие Руси XV - XVI вв. Быт от крестьянина до боярина. Россия и мир. б) Василий Темный, Иван Грозный. Хорошие начинания и ужасные последствия. Предпосылки Смуты. | |
5 | 31.10.2012 | Тема 5. "Смута.". Интерактивная лекция "Без царя в голове". Общенародная трагедия и подвиг патриотизма. Кардинально противоположные точки зрения на период. | |
6 | 07.11.2012 | Тема 6. "Первые Романовы". а) Что изменилось в умах после Смуты. Культурные и социальные последствия. Россия XVII века. б) Филарет. Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Международное положение допетровской Руси: отвоевание позиций. Войны и бунты: что страшнее. Петр Алексеевич и падение Боярской Руси. | |
7 | 14.11.2012 | Тема 7. "Петр I". а) Культура России в первой половине XVIII в. Как радикализм Петра вписывается в эволюционную концепцию? Неверное истолкование петровских реформ. Новая культура. Судьба императора и его империи. б) Описание того, как Петр I "рубил окно в Европу". Итоги правления. | |
8 | 21.11.2012 | Тема 8. "Эпоха дворцовых переворотов". а) Роскошь, введенная спартанцем. Культура излишества XVIII в. Настроения в крестьянстве. Быт и культура Российской империи во 2ой пол. XVIII века. б) От Екатерины до Екатерины. Как наследие петрово проживали и как его начали восстанавливать. | |
9 | 28.11.2012 | Тема 9. "Первые шаги к реформам". а) Культура XIX века. Павел I - император, непонятый потомками. Настроения в среде дворянства и крестьянства. Мещане и промышленники. Нравы. Наука и изобретения. Система образования. Социально-экономическое и политическое развитие. б) От Павла I до Александра II. Реформаторский пыл юного императора. Война 12 года. Аракчеевщина. Итоги правления Александра I. Николай I и декабристы. Мирная эпоха. Внутренняя политика. | |
10 | 05.12.2012 | Тема 10. "Великие Реформы". а) Социально-культурный аспект. б) Анализ реформ. Эта часть проводится в форме семинара. | |
11 | 12.12.2012 | Контрольная работа. | |
12 | 19.12.2012 | Разбор контрольной работы и повторение материала первого семестра. Возможность задать преподавателям все интересующие вопросы по теме курса. | |
13 | 26.12.2012 | Экзамен. | |
02.01.2013 | |||
09.01.2013 | |||
16.01.2013 | |||
23.01.2013 | |||
14 | 30.01.2013 | Тема 11. "300-летие дома Романовых". Подробный анализ событий. Особый акцент на спорный характер большинства утверждений, приводимых различными концепциями в качестве фактов. Показ отрывков из нескольких фильмов, в которых события преподносятся по-разному. Дискуссия: "Влияние династии Романовых на судьбу России". | |
15 | 06.02.2013 | Тема 12. "Долой царя!". а) Культура XX века. Особенности строения российского общества. Коренные причины свержения монархии. Группы интересов. Предпосылки гражданской войны. б) Первая мировая война. Февральская и октябрьская революции. | |
16 | 13.02.2013 | Тема 13. "Гражданская война". а) "Брат на брата" - война и мир в 17 - 21 гг. Культура НЭПменов. Партийная идеология. б) История Гражданской войны. Продразверстка. НЭП. Кризисы и смена курса. | |
17 | 20.02.2013 | Тема 14. "Кризисы коммунизму не страшны! ". а) Партия и подполье: культура и наука после отмены НЭПа. Настроения в обществе: к светлому будущему или в лагеря? "Штампы" и реальность. б) 3 пятилетки. Россия и мир. Подготовка к войне. История внешней политики СССР с момента образования по 1939 г. | |
18 | 27.02.2013 | Тема 15. "Великая Отечественная Война". Часть 1: Цена победы. (Описание военных действий. Применение интерактивных карт. Обсуждение стратегий главнейших битв. Достоинства и недостатки советского командования". | |
19 | 06.03.2013 | Тема 15. "Великая Отечественная Война". Часть 2. "Жизнь вопреки смерти." Культура фронта и тыла. "За Родину! За Сталина!: Мифы и правда о патриотизме советского народа. | |
20 | 13.03.2013 | Тема 16. "Цена победы". а) Радость со слезами на глазах. Общая картина разрушений. Настроения людей в России и мире. Судьба народов России во время и после войны. Компартия. б) Восстановление и развитие СССР до смерти Сталина. Внешняя и внутренняя политика. | |
21 | 20.03.2013 | Контрольная работа. | |
22 | 27.03.2013 | Тема 17. "Холодная война". а) Советское общество после волны триумфа. Космическая эра. б) Политика Хрущева. Сложности дипломатии и гонка вооружений. СССР в эпоху "застоя". | |
23 | 03.04.2013 | Тема 18. "От Брежнева до Горбачева". а) Влияние Запада. Кинематограф. Литература. Наука. Радости и печали из будней обыкновенного русского интеллигента. Культура колхозов. б) Проблемы внутренней и внешней политики СССР. Берлинская стена. Карибский кризис. Афганская война. Новый курс. | |
24 | 10.04.2013 | Тема 19. "Перестройка". (заключительная лекция, 30 минут). Далее - повторение пройденного материала. | |
25 | 17.04.2013 | Защита творческих проектов. | |
26 | 24.04.2013 | Экзамен. | |
01.05.2013 | |||
27 | 08.05.2013 | Пересдача. Подведение итогов курса. Чаепитие. | |
15.05.2013 | |||
22.05.2013 | |||
29.05.2013 | |||
05.06.2013 | |||
12.06.2013 | |||
19.06.2013 | |||
26.06.2013 | |||
Список литературы | |||
1 | "История отечественного государства и права" (2 тома) Учебник/ Под ред. Чистякова О.И. - 4-е изд. | ||
2 | "История России": учеб. - 3-е изд., перераб. и доп./ И90 А.С Орлов, В.А. Георгиев, Н.В Георгиева | ||
3 | "Курс русской истории" В.О. Ключевский | ||
4 | "История России с древнейших времен" С.М.Соловьев | ||
5 | "От Руси до России" Л.Н.Гумилев, изд-во АСТ-Астрель, 2004г, 412с. | ||
6 | "История государства Российского" Н. М. Карамзин | ||
7 | "Царствование императора Николая II" С.С. Ольденбург | ||
8 | "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" | ||
9 | "Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса".Л.В. Милов | ||