Спецкурс Так государство богатеет
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Чович Даниэл, Коноплюк Анастасия
5 Стажёры нет
6 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
7 Цель курса Представить экономику как науку, развивающуюся во времени, а также выстроить некую «эволюционную лестницу» идей, подходов и теорий.
8 Задачи курса  -рассказать, какие существовали этапы в развитии экономической мысли, и объяснить, как тот или иной исторический этап влиял на подход к изучению экономики на соответствующую экономическую школу;
-рассказать, благодаря каким выдающимся личностям экономика сейчас представляет собой обширную научную сферу;
-научить слушателей правильно понимать значения основных экономических институтов и процессов;
-научить школьников грамотно вести дискуссии, выявляя плюсы и минусы того или иного подхода, а также работать в команде
9 Особенности курса Будет освещен тот аспект экономики, который обычно очень скудно рассматривается в школьной программе по экономике или обществознанию. Кроме того, для более полного понимания экономических процессов и их значения, в рамках семинарских занятий предусмотрены различные дискуссии и командные экономические игры.
10 Формат проведения занятия Каждое нечетное занятие предусматривает небольшой тест по пройденной теме. В рамках лекционного занятия будет разбираться соответствующая экономическая школа, основные ее представители, а также основные мысли и теории данной эпохи. На семинарских занятиях будут формулироваться выводы по теме. Кроме того, в форме дискуссии будет осуществляться критика или защита соответствующих экономических подходов.
11 Целевая аудитория Школьники 9-11 классов с любым уровнем знания экономики, не знакомые с историей экономической мысли.
12 Краткое описание курса Курс по истории экономических учений, в рамках которого будут освещены основные экономические понятия.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор не планируется
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка за семестр складывается из баллов за выполненные домашние задания, тесты, активность на семинарах и за экзамен, состоящий из письменной и устной части. Около 55% баллов можно получить за экзамен, 15% баллов - за активность на занятиях, 10% - за тесты, 10% - за выполненные домашние задания и 10% - за участие в играх. Оценки определяются следующим образом: "тройка" ставится, если ученик набрал 45% и более баллов, "четверка" - 60% и более, "пятерка" - 80% и более. 
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ да
20 Дополнительная информация о курсе Даты проведения пересдач и чаепитий будут установлены в течение семестра по договоренности со слушателями.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 04.10.2012 Вводное занятие  Знакомство.
Вводная лекция. Человек и экономика. Понятие, предмет и метод экономической теории. Разделы экономтеории – микро и макро (понятия). Позитивный и нормативный подход. Функции экономической теории. Модели человека в экономической теории.
Обзор программы курса – основных экономических направлений и школ. Зарождение экономики. Платон об экономике. Разделение экономики и хрематистики по Аристотелю.
2 11.10.2012 Эпоха меркантилизма  Исторические особенности периода XVI-XVIII веков. А. Монкретьен и зарождение школы. Воззрения основных французских и английских экономистов–меркантилистов (Т.Ман, Ж.Б. Кольбер).
Понятия торгового баланса, импорта и экспорта. Роль государства в экономике.
3 18.10.2012 Эпоха меркантилизмаИгра  Тест по пройденному материалу.
Джон Ло и первые финансовые пирамиды.
Игра «меркантилисты».
4 25.10.2012 Физиократы  Особенности школы физиократов. Экономическая таблица Ф.Кёнэ. Ж.Тюрго.
Дискуссия на тему «Меркантилисты против физиократов».
5 01.11.2012 Зарождение классической школы  Тест по пройденному материалу.
Понятие и функции рынка. Процесс и факторы производства.
Понятия спроса и предложения.Черты эпохи. Принцип «Laisser faire».
У истоков. У. Петти, Дж. Локк.
Личность А. Смита. «Невидимая рука рынка».
6 08.11.2012 Классическая школа  Экономические идеи А.Смита. Д. Рикардо.
Теории абсолютных и относительных преимуществ. Трудовая теория стоимости.
Макрономические теории классической школы: теория народонаселения Т. Мальтуса, "закон рынков" Ж.-Б. Сэя, эффект Р. Кантильона, теория Д. Юма.
7 15.11.2012 Классическая школа  Тест по пройденной теме.
Формирование денежной (лорд Оверстоун, Р.Торренс) и банковской школ (Дж.Ст. Милль, Т. Тук).
Выделение двух либеральных течений: фритредеры (Ф. Бастиа) и реформисты (Дж. Бентам, Дж.Ст. Милль)
Семинар. Выводы по теме «классическая школа».
8 22.11.2012 Игра  Сравнение теорий классической школы на примере командной игры "Спрос и предложение. Факторы производства". Подведение итогов игры.
9 29.11.2012 Марксизм Тест по пройденной теме.
Исторические предпосылки возникновения марксистской концепции. Утопические социализм ХIХ века (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Личность К.Маркса. Экономическая теория К.Маркса. Капитал по Марксу. Теория прибавочной стоимости. Теория экономических кризисов.
10 06.12.2012 Марксизм Семинар. Отношение школьников к теории Маркса. Критика или поддержка идеи.
11 13.12.2012 Повторение  Тест по пройденной теме.
Семинар. Формулирование основных идей и принципов каждой пройденной эпохи, подготовка к экзамену.
12 20.12.2012 Экзамен Экзамен.
  27.12.2012    
  03.01.2013    
  10.01.2013    
  17.01.2013    
  24.01.2013    
13 31.01.2013 Маржинализм Эпоха маржинализма. Причины и последствия маржиналистской революции.
Австрийская (К.Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер), лозаннская (Л.Вальрас и В.Парето) и англо-американская школы (Дж. Кларк, У.Джевонс), различия.
Теория предельной полезности. Ординалистский и кардиналистский подходы.
14 07.02.2013  Неоклассическая школа  Особенности школы. Вклад А.Маршалла и И.Фишера в развитие экономической мысли.
15 14.02.2013   Кейнсианство  Тест по пройденной теме.
Личность Дж.М.Кейнса. Экономическая теория Кейнса. Модель регулирования народного хозяйства.
  21.02.2013    
16 28.02.2013 Монетаризм Общая характеристика концепции. М.Фридмен и его теория. Монетаристская модель регулирования экономики.
17 07.03.2013           Кейнсианство.Монетаризм     Тест по пройденной теме.
Дискуссия на тему «Наиболее эффективный способ регулирования экономики».
18 14.03.2013 Новая классическая школа Р.Лукас и гипотеза рациональных ожиданий.
А.Лаффер и теория экономического предложения.
Влияние денежной политики на экономику.
19 21.03.2013 Институционализм Тест по пройденной теме.
Специфика школы. Учения Т.Веблена, Дж.Гэлбрейта, У.Митчелла.
20 28.03.2013 Экономические воззрения ХХ века   Ф.Хайек и его вклад в экономическую теорию.
Ученые об экономических циклах (циклы Китчина, Жюгляра, Кузнеца и Кондратьева).
21 04.04.2013 Экономические воззрения ХХ века   Семинар. Различные экономические системы. Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах. «Перечень Оноре».
22 11.04.2013 Проблемы современной экономики  Семинар. Выступления школьников по заранее выбранной и подготовленной теме. Обсуждение предложенных путей решения проблем.
23 18.04.2013 Игра  Экономическая игра.
24 25.04.2013 Экзамен Финальный экзамен.
  02.05.2013    
  09.05.2013    
  16.05.2013    
  23.05.2013    
  30.05.2013    
  06.06.2013    
  13.06.2013    
  20.06.2013    
  27.06.2013    
Список литературы
1  Автономов В.С. "История экономических учений", учебное пособие,  «Инфра-М», 2009
2  "Курс экономической теории" под редакцией проф. Кафедры экономической теории МГИМО(У) МИД России Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А., учебник,  «АСА», 2005
3  Майбурд Е.М. "Введение в историю экономической мысли", “Вита-Пресс”, 1996.
4  Н. Грегори Мэнкью "Принципы экономикс",   СПб.: Питер Ком, 1999
5  Канке В.А. "Философия экономической науки",  М.: Инфра-М, 2009
6  Аникин А.В. "Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса", Издательство политической литературы, М., 1971 
7  Покидченко М.Г. , Чаплыгина И.Г. "История экономических учений", М.: Инфра-М, 2008
8  "История экономики" под ред. О.Д. Кузнецовой и И.Н. Шапкина, М.: ИНФРА-М, 2002
9  Д.А. Шевчук "История экономики", М.: Эксмо, 2009