Спецкурс | Так государство богатеет | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Чович Даниэл, Коноплюк Анастасия | |
5 | Стажёры | нет | |
6 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Представить экономику как науку, развивающуюся во времени, а также выстроить некую «эволюционную лестницу» идей, подходов и теорий. | |
8 | Задачи курса | -рассказать, какие существовали этапы в
развитии экономической мысли, и объяснить, как тот или иной исторический этап
влиял на подход к изучению экономики на соответствующую экономическую
школу; -рассказать, благодаря каким выдающимся личностям экономика сейчас представляет собой обширную научную сферу; -научить слушателей правильно понимать значения основных экономических институтов и процессов; -научить школьников грамотно вести дискуссии, выявляя плюсы и минусы того или иного подхода, а также работать в команде |
|
9 | Особенности курса | Будет освещен тот аспект экономики, который обычно очень скудно рассматривается в школьной программе по экономике или обществознанию. Кроме того, для более полного понимания экономических процессов и их значения, в рамках семинарских занятий предусмотрены различные дискуссии и командные экономические игры. | |
10 | Формат проведения занятия | Каждое нечетное занятие предусматривает небольшой тест по пройденной теме. В рамках лекционного занятия будет разбираться соответствующая экономическая школа, основные ее представители, а также основные мысли и теории данной эпохи. На семинарских занятиях будут формулироваться выводы по теме. Кроме того, в форме дискуссии будет осуществляться критика или защита соответствующих экономических подходов. | |
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов с любым уровнем знания экономики, не знакомые с историей экономической мысли. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по истории экономических учений, в рамках которого будут освещены основные экономические понятия. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | не планируется | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка за семестр складывается из баллов за выполненные домашние задания, тесты, активность на семинарах и за экзамен, состоящий из письменной и устной части. Около 55% баллов можно получить за экзамен, 15% баллов - за активность на занятиях, 10% - за тесты, 10% - за выполненные домашние задания и 10% - за участие в играх. Оценки определяются следующим образом: "тройка" ставится, если ученик набрал 45% и более баллов, "четверка" - 60% и более, "пятерка" - 80% и более. | |
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Даты проведения пересдач и чаепитий будут установлены в течение семестра по договоренности со слушателями. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия |
1 | 04.10.2012 | Вводное занятие | Знакомство. Вводная лекция. Человек и экономика. Понятие, предмет и метод экономической теории. Разделы экономтеории – микро и макро (понятия). Позитивный и нормативный подход. Функции экономической теории. Модели человека в экономической теории. Обзор программы курса – основных экономических направлений и школ. Зарождение экономики. Платон об экономике. Разделение экономики и хрематистики по Аристотелю. |
2 | 11.10.2012 | Эпоха меркантилизма | Исторические особенности периода XVI-XVIII веков. А. Монкретьен
и зарождение школы. Воззрения основных французских и английских
экономистов–меркантилистов (Т.Ман, Ж.Б. Кольбер). Понятия торгового баланса, импорта и экспорта. Роль государства в экономике. |
3 | 18.10.2012 | Эпоха меркантилизмаИгра | Тест по пройденному материалу. Джон Ло и первые финансовые пирамиды. Игра «меркантилисты». |
4 | 25.10.2012 | Физиократы | Особенности школы физиократов. Экономическая таблица Ф.Кёнэ.
Ж.Тюрго. Дискуссия на тему «Меркантилисты против физиократов». |
5 | 01.11.2012 | Зарождение классической школы | Тест по пройденному материалу. Понятие и функции рынка. Процесс и факторы производства. Понятия спроса и предложения.Черты эпохи. Принцип «Laisser faire». У истоков. У. Петти, Дж. Локк. Личность А. Смита. «Невидимая рука рынка». |
6 | 08.11.2012 | Классическая школа | Экономические идеи А.Смита. Д. Рикардо. Теории абсолютных и относительных преимуществ. Трудовая теория стоимости. Макрономические теории классической школы: теория народонаселения Т. Мальтуса, "закон рынков" Ж.-Б. Сэя, эффект Р. Кантильона, теория Д. Юма. |
7 | 15.11.2012 | Классическая школа | Тест по пройденной теме. Формирование денежной (лорд Оверстоун, Р.Торренс) и банковской школ (Дж.Ст. Милль, Т. Тук). Выделение двух либеральных течений: фритредеры (Ф. Бастиа) и реформисты (Дж. Бентам, Дж.Ст. Милль) Семинар. Выводы по теме «классическая школа». |
8 | 22.11.2012 | Игра | Сравнение теорий классической школы на примере командной игры "Спрос и предложение. Факторы производства". Подведение итогов игры. |
9 | 29.11.2012 | Марксизм | Тест по пройденной теме. Исторические предпосылки возникновения марксистской концепции. Утопические социализм ХIХ века (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Личность К.Маркса. Экономическая теория К.Маркса. Капитал по Марксу. Теория прибавочной стоимости. Теория экономических кризисов. |
10 | 06.12.2012 | Марксизм | Семинар. Отношение школьников к теории Маркса. Критика или поддержка идеи. |
11 | 13.12.2012 | Повторение | Тест по пройденной теме. Семинар. Формулирование основных идей и принципов каждой пройденной эпохи, подготовка к экзамену. |
12 | 20.12.2012 | Экзамен | Экзамен. |
27.12.2012 | |||
03.01.2013 | |||
10.01.2013 | |||
17.01.2013 | |||
24.01.2013 | |||
13 | 31.01.2013 | Маржинализм | Эпоха маржинализма. Причины и последствия маржиналистской
революции. Австрийская (К.Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер), лозаннская (Л.Вальрас и В.Парето) и англо-американская школы (Дж. Кларк, У.Джевонс), различия. Теория предельной полезности. Ординалистский и кардиналистский подходы. |
14 | 07.02.2013 | Неоклассическая школа | Особенности школы. Вклад А.Маршалла и И.Фишера в развитие экономической мысли. |
15 | 14.02.2013 | Кейнсианство | Тест по пройденной теме. Личность Дж.М.Кейнса. Экономическая теория Кейнса. Модель регулирования народного хозяйства. |
21.02.2013 | |||
16 | 28.02.2013 | Монетаризм | Общая характеристика концепции. М.Фридмен и его теория. Монетаристская модель регулирования экономики. |
17 | 07.03.2013 | Кейнсианство.Монетаризм | Тест по пройденной теме. Дискуссия на тему «Наиболее эффективный способ регулирования экономики». |
18 | 14.03.2013 | Новая классическая школа | Р.Лукас и гипотеза рациональных ожиданий. А.Лаффер и теория экономического предложения. Влияние денежной политики на экономику. |
19 | 21.03.2013 | Институционализм | Тест по пройденной теме. Специфика школы. Учения Т.Веблена, Дж.Гэлбрейта, У.Митчелла. |
20 | 28.03.2013 | Экономические воззрения ХХ века | Ф.Хайек и его вклад в экономическую теорию. Ученые об экономических циклах (циклы Китчина, Жюгляра, Кузнеца и Кондратьева). |
21 | 04.04.2013 | Экономические воззрения ХХ века | Семинар. Различные экономические системы. Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах. «Перечень Оноре». |
22 | 11.04.2013 | Проблемы современной экономики | Семинар. Выступления школьников по заранее выбранной и подготовленной теме. Обсуждение предложенных путей решения проблем. |
23 | 18.04.2013 | Игра | Экономическая игра. |
24 | 25.04.2013 | Экзамен | Финальный экзамен. |
02.05.2013 | |||
09.05.2013 | |||
16.05.2013 | |||
23.05.2013 | |||
30.05.2013 | |||
06.06.2013 | |||
13.06.2013 | |||
20.06.2013 | |||
27.06.2013 | |||
Список литературы | |||
1 | Автономов В.С. "История экономических учений", учебное пособие, «Инфра-М», 2009 | ||
2 | "Курс экономической теории" под редакцией проф. Кафедры экономической теории МГИМО(У) МИД Росс | ||
3 | Майбурд Е.М. "Введение в историю экономической мысли", “Вита-Пресс”, 1996. | ||
4 | Н. Грегори Мэнкью "Принципы экономикс", СПб.: Питер Ком, 1999 | ||
5 | Канке В.А. "Философия экономической науки", М.: Инфра-М, 2009 | ||
6 | Аникин А.В. "Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса", Издательство политическо | ||
7 | Покидченко М.Г. , Чаплыгина И.Г. "История экономических учений", М.: Инфра-М, 2008 | ||
8 | "История экономики" под ред. О.Д. Кузнецовой и И.Н. Шапкина, М.: ИНФРА-М, 2002 | ||
9 | Д.А. Шевчук "История экономики", М.: Эксмо, 2009 | ||