Спецкурс | ООН (Основы Общественных Наук) | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Харина Наталья, Мехтиева Лейла | |
5 | Стажёры | Горбунова Мария | |
6 | Время проведения | Вторник 17:20 - 18:40 | |
7 | Цель курса | Дать слушателям представления об основных науках, которые изучают человека и общество. | |
8 | Задачи курса | 1) Познакомить слушателей с ключевыми темами, изучаемыми в
рамках курса обществознания. 2) Обучить написанию работ по обществознанию в формате эссе. 3) Дать необходимый минимум знаний по общественным наукам. 4) Развить навыки, необходимые для самостоятельных размышлений, построения гипотез и обоснования своей точки зрения. |
|
9 | Особенности курса | Курс охватывает основные темы по обществознанию; проводятся научно-познавательные игры, дискуссии, школьники обучаются написанию эссе по обществоведческой проблематике. | |
10 | Формат проведения занятия | Занятия начинаются с лекционной части, где дается новый материал. После, непосредственно, обсуждение данного материала. Если заранее дается дополнительный раздаточный материал, то часть семинара отводится на игры и дискуссии. | |
11 | Целевая аудитория | Все школьники, интересующиеся общественными науками | |
12 | Краткое описание курса | Курс по обществознанию и общественным наукам для школьников с любым начальным уровнем знаний. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Нет | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Во время учебного семестра будет вестись рейтинг. В конце семестра будет проведен экзамен. Доля экзамена в формировании оценки - 60%, результатов семестра - 40% (15% оценок составляют баллы за дискуссии и игры, 20% - домашние задания, 5% - тесты в начале занятия и активность школьников на занятии). Дискуссии занимают 50% времени от занятия, игры от 15 до 20 минут. | |
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Нет | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Некоторые занятия, возможно, будут вести приглашенные лекторы, в частности, по праву и глобалистике. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 02.10.2012 | Введение | Знакомство со слушателями. Рассказ о программе курса, форме проведения занятий и отчетности. Человек и его деятельность. Общество. Общественные отношения. Государство в широком смысле. Соотношение общества и государства. |
2 | 09.10.2012 | Духовная сфера | Личность и индивидуальность. Структура личности: различные подходы и проблемы описания. Типология личности на основе свойств индивида. Тест на определение собственного типа личности. |
3 | 16.10.2012 | Духовная сфера | Духовная деятельность, духовный мир, духовная сфера. Игра: "Такие разные культуры" (массовая, элитарная, народная). |
4 | 23.10.2012 | Психика | Реальность. Ценности, потребности, целеполагание. Мировоззрение, менталитет человека. Дискуссия: "Добро, зло, справедливость". |
5 | 30.10.2012 | Психика | Сознание. Решение и риск. Рациональный и нерациональный выбор. Игра: "Принятие человеком решений: рациональные и нерациональные мотивы". |
6 | 06.11.2012 | Социальная структура | Социальная группа, классификации социальных групп, социальные роли и статусы. Социальные общности. Теории социальной стратификации и социальной мобильности. |
7 | 13.11.2012 | Социальный контроль | Нормы и отклонения социального поведения. Виды норм и механизмы их функционирования. Понятие конфликта. Типы конфликтов и возможные пути их разрешения. Дискуссия: "Коспромисс как путь выхода из конфликта: плюсы и минусы. Проблемные ситуации". |
8 | 20.11.2012 | Микроэкономика | Экономические блага, производство и факторы производства. Основная проблема экономики, экономический детерминизм. Разделение и координация труда, собственность, обмен и деньги. Типы экономических систем, натуральное и рыночное хозяйство. |
9 | 27.11.2012 | Микроэкономика | Домохозяйство как субъект экономики и элементарная страта, принятие решений на уровне домохозяйства, домохозяйство правителя, понятие ресурса. |
10 | 04.12.2012 | Микрополитика | Политическая власть, отношения, акторы, публичная власть как инструмент регулирования общественной жизни, формирование идеологии, политическое сознание. |
11 | 11.12.2012 | ТГП | Теории о происхождении государства и права, право как совокупность санкционированных государством норм, государство в современном смысле. |
12 | 18.12.2012 | ТГП | Структура нормативно-правового акта, классификации нормативно-правовых актов, общая иерархия нормативно-правовых актов, иерархия нормативно-правовых актов в России. |
13 | 25.12.2012 | Экзамен | Экзамен. Пересдача по договоренности. |
01.01.2013 | |||
08.01.2013 | |||
15.01.2013 | |||
14 | 22.01.2013 | Макрополитика | Политические режимы, демократический режим как реальность и абстракция, тоталитарный, авторитарный режимы. |
15 | 29.01.2013 | Макрополитика | Партии, партийная система, однопартийные системы, двухпартийные системы, многопартийные системы, государство без партийной системы. |
16 | 05.02.2013 | Макрополитика | Основные принципы правового регулирования электоральной борьбы и процедуры выборов в Российской Федерации, правовое государство, политическая и неполитическая роль гражданского общества. |
17 | 12.02.2013 | Макроэкономика | Экономика как область государственных интересов, национальная экономика и ее контрагенты, обобщающие показатели размера национальной экономики. |
18 | 19.02.2013 | Макроэкономика | Цели государственного планирования. Макроэкономическая статистика и постановка целей. Плановая экономика. Вмешательство государства как рыночного контрагента. Вмешательство государства как хозяйствующего субъекта. Вмешательство государства как регулятора. Роль права в государственном регулировании экономики. Публично правовое и частноправовое регулирование экономики. |
19 | 26.02.2013 |
|
|
20 | 05.03.2013 | Макроэкономика | Налогообложение и нагрузка (налоговая, инфляционная,
коррупционная). Валютная политика как инструмент регулирования. Государственный бюджет. |
21 | 12.03.2013 | Социальная сфера | Исторические подходы к социальной роли государства.Возможные
цели социальной политики. Направления социальной политики. Дискуссия:"Социальная политика: зачем работать, если дают пособие?" |
22 | 19.03.2013 | Социальная сфера | Инструментарий правового обеспечения государственной социальной политики. Экономическое и политическое значение социальной политики. Социальное государство. |
23 | 26.03.2013 | Современное государство | Нации и национальная идентичность. Национальная экономика. Национальное государство. Сосуществование национальных и донациональных государств. Колониализм и империализм. Модель сфер влияния. |
24 | 02.04.2013 | Современное государство | Государство как актор и его структура. Государственные коммуникации. Институциональная сущность государства. |
25 | 09.04.2013 | Глобалистика | Понятие международных отношений. Человечество как единая система. Понятие мировой политики. Понятие глобализации. Интеграционные процессы в различных сферах жизни. Различные модели полярности мира и сфер влияния. Понятие дипломатии. Соотношение глобализации и локализации в современном мире. |
26 | 16.04.2013 | Глобалистика | Научно-технический прогресс и его ускорение; влияние
скорости технологического развития на общественные отношения. Понятие глобальной экономики. Понятия информационного общества и экономики знаний. Понятие международного разделения труда. Понятие мирового рынка. Внешнеторговая политика государства. Сальдо торгового баланса. Экономическая интеграция и ее формы. |
27 | 23.04.2013 | Глобалистика | Конференция Глобальные проблемы. |
28 | 30.04.2013 | Экзамен | Экзамен |
29 | 07.05.2013 | Пересдача | Пересдача, чаепитие |
14.05.2013 | |||
21.05.2013 | |||
28.05.2013 | |||
04.06.2013 | |||
11.06.2013 | |||
18.06.2013 | |||
25.06.2013 | |||
Список литературы | |||
1 | Арбузкин А.М. "Учебное пособие по обществознанию", М-2006. | ||
2 | Аузан А.А. "Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория:Учебник", М-2 | ||
3 | Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. и др. "Обществознание : учебник для учащихся 11 кл. | ||
4 | Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н.Данилевск | ||
5 | Майерс Д. "Социальная психология", Спб-2007. | ||
6 | Марченко М.Н. "Обществознание", М-2006. | ||
7 | Марченко М.Н. "Теория государства и права", М-2005. | ||
8 | Петрунин Ю.Ю. "Обществознание", М-2007. | ||
9 | Рассел Б. "История западной философии", Н-2001. | ||
Рассел Б. "История западной философии", Н-2001. | |||