Спецкурс | Нобелевский комитет | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | факультативный для всех | |
4 | Преподаватели | Селезнев Алексей, Сафин Ильгиз | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Четверг 17:20 - 18:40 | |
7 | Цель курса | Сформировать у слушателей представление о гениях отечественной науки и способствовать её популяризации. | |
8 | Задачи курса | Показать школьникам возможные пути самореализации на примере
крупных российских ученых (и не только) - лауреатов Нобелевской премии. Показать школьникам многогранность отечественной науки. Ознакомить школьников с некоторыми крупными научными достижениями за последние 100 лет. Дать школьникам возможность принять участие в дискуссиях. |
|
9 | Особенности курса | В школах учащиеся узнают о нобелевских лауреатах очень разрозненно в рамках некоторых школьных предметов. Но, например, не у всех в школе есть экономика, а тем более медицина - поэтому о многих нобелевских лауреатах школьники практически ничего не знают. | |
10 | Формат проведения занятия | Занятия двух типов: 1. Лекции. 2. Лекция 70 - 75% времени, остальное время - обсуждения. Номера занятий с обсуждениями: 1, 2, 4, 7, 10, 17, 20. | |
11 | Целевая аудитория | Для школьников, интересующихся развитием отечественной науки. | |
12 | Краткое описание курса | Курс о российских лауреатах Нобелевской премии. | |
13 | Количество слушателей | до 10 человек | |
14 | Отбор | Отсутствует | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка первого семестра выставляется исходя из оценки,
полученной на экзамене (70%), и степени участия в обсуждениях во время
занятий (30%). К концу второго семестра школьники должны выполнить проект по одному из нобелевских лауреатов и защитить его (занятия 22 - 23). Оценка второго семестра складывается из оценок за проект (30%), экзамен (50%), степени участия в обсуждениях (20%). |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия |
1 | 04.10.2012 | О Нобелевской премии. | Альфред Нобель. Идея создания премии. Обсуждение: Этические аспекты. Первые награждения. Развитие Нобелевской премии. Аналоги Нобелевской премии. Игнобель. |
2 | 11.10.2012 | Физиология и медицина | Биография Ивана Павлова. Известные работы. Рефлексы. Обсуждение: Этично ли проводить опыты над животными? Нобелевская премия . Известные ученики. Нобелевская премия 1904 года. |
3 | 18.10.2012 | Физиология и медицина | Биография Ильи Мечникова. Работы и ученики. Пауль Эрлих. Нобелевская премия 1908 года. |
4 | 25.10.2012 | Литература | Биография Ивана Бунина. Обсуждение: проблема эмиграции. Стихи. Проза. Нобелевская премия 1933 года. |
5 | 01.11.2012 | Физиология и медицина | Биография Зельмана Ваксмана. Вклад в науку. Антибиотики. Стрептомицин. Нобелевская премия 1952 года Ученики. |
6 | 08.11.2012 | Физика | Биография Павла Черенкова. Работы и открытия. Биография Игоря Тамма. Работы и открытия. Биография Ильи Франка. Работы и открытия. Нобелевская премия 1958 года. |
7 | 15.11.2012 | Экономика | Биография Саймона Кузнеца. Обсуждение: что такое экономический рост? Экономический рост. Работы и ученики. Милтон Фридман. Нобелевская премия 1971 года. |
8 | 22.11.2012 | Физика | Биография Льва Ландау. Научная школа. Ученики. Научные работы. Нобелевская премия 1962 года. |
9 | 29.11.2012 | Физика | Биографии Николая Басова и Александра Прохорова. Вклад в науку. Практическое примение открытий. Лазеры. Чарлз Таунс и Нобелевская премия 1964 года. |
10 | 06.12.2012 | Литература | Биографии Александра Солженицына и Бориса Пастернака. Диссидентские движения. Обсуждение: Какое влияние оказало диссидентское движение на советское общество? Сильные личности и власть. Творчество писателей. Нобелевские премии 1958 и 1970 годов. |
11 | 13.12.2012 | Экзамен | Экзамен |
12 | 20.12.2012 | Пересдача. Чаепитие | Пересдача. Чаепитие |
27.12.2012 | |||
03.01.2013 | |||
10.01.2013 | |||
17.01.2013 | |||
24.01.2013 | |||
13 | 31.01.2013 | Литература | Биография Михаила Шолохова. Донское казачество. Произведения. Нобелевская премия 1965 года. |
14 | 07.02.2013 | Экономика | Биография Василия Леонтьева. Метод "затраты - выпуск". Парадокс Леонтьева. Прогнозирование развития мировой экономики. Нобелевская премия 1973 года. |
15 | 14.02.2013 | Экономика | Биография Леонида Канторовича. Работы. Тьяллинг Чарльз Купманс. Нобелевская премия 1975. |
16 | 21.02.2013 | Физика | Биография Петра Капицы. Семья: Иероним Стебницкий, Сергей Капица, Андрей Капица. Вклад в науку. Нобелевская премия 1978 года. |
17 | 28.02.2013 | Премия мира | Биография Андрея Сахарова. Диссидентские движения. Обсуждение: проблемы, связанные с ядерным оружием. Конфликт с Михаилом Горбачевым. Нобелевская премия 1975 года. |
18 | 07.03.2013 | Премия мира | Биография Михаила Горбачева. Поздний СССР. Обсуждение: Какие проблемы стояли перед Советским Союзом в это время? Итоги президентства. Нобелевская премия 1990 года. |
19 | 14.03.2013 | Физика | Биография Жореса Алферова. Вклад в науку. Биография Алексея Абрикосова. Вклад в науку. Биография Виталия Гинзбурга. Вклад в науку. Нобелевская премии 2000 и 2003 годов. |
20 | 21.03.2013 | Физика | Биографии Андрея Гейма и Константина Новоселова. Проблема утечки мозгов. Обсуждение: Почему возникла такая проблема? Пути её решения. Вклад в науку. Нобелевская премия 2010 года. |
21 | 28.03.2013 | Великие Лауреаты Мира | Защита проектов |
22 | 04.04.2013 | Великие Лауреаты Мира | Защита проектов |
23 | 11.04.2013 | Экзамен | Экзамен |
24 | 18.04.2013 | Пересдача. Чаепитие | Пересдача. Чаепитие |
25 | 25.04.2013 | РЕЗЕРВ | Резерв |
02.05.2013 | |||
09.05.2013 | |||
16.05.2013 | |||
23.05.2013 | |||
30.05.2013 | |||
06.06.2013 | |||
13.06.2013 | |||
20.06.2013 | |||
27.06.2013 | |||
Список литературы | |||
1 | С. А. Мусский, 100 Великих нобелевских лауреата, Москва, "Вече", 2009 | ||
2 | 100 Великих имён. Наша история, "Де Агостини", 2011 | ||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||