Спецкурс | Качалка | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Григорьева Анна, Мирсаитова Елена, Шевченко Мария | |
5 | Стажёры | нет | |
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Дать школьникам общее представление о социальной психологии и теориях лидерства, развить у них коммуникативные навыки, умение презентовать себя и работать в группах. | |
8 | Задачи курса | 1) ознакомить школьников с понятием «группа» в социальной
психологии, а также теориями и понятиями лидерства; 2) научить создавать рабочие группы и распределять в них функции; 3) развить навыки групповой работы с помощью игр и тренингов; 4) развить коммуникативные способности школьников и навыки самопрезентации; 5) помочь школьникам адекватно оценивать имеющиеся у них ресурсы (способности) и находить наиболее эффективную роль в команде. |
|
9 | Особенности курса | Множество игр и тренингов | |
10 | Формат проведения занятия | Тест на знание прошлой лекции (10 мин), затем разминка (10 мин), после этого лекция (30-40 мин), в конце игра (20-30 мин). | |
11 | Целевая аудитория | Школьники, заинтересованные в развитии своих личностных качеств. | |
12 | Краткое описание курса | Курс, направленный на получение важных коммуникативных навыков и обучение успешной работе в группах, с множеством психологических игр, тренингов, экспериментов. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | нет | |
15 | Формы
контроля и система отчётности |
Семестровая оценка на курсе будет складываться из двух
показателей: суммарного балла, набранного в результате работы в течение
полугодия, а также ответа на письменном экзамене. Источники получения баллов: 1. Присутствие: по 1 баллу за каждое занятие (всего в первом семестре - 8 баллов; во втором - 9); 2. Домашняя письменная работа: 10 баллов (50 баллов; 40 баллов); 3. Работа на занятии: 10 баллов (80 баллов; 90 баллов); 4. Еженедельные тесты: 10 баллов (80 баллов; 90 баллов); 5. Проект (30 баллов в первом семестре; 40 - во втором); 6.Экзамен (100 баллов в первом и 100 баллов во втором). Итого в первом семестре можно заработать 348 баллов, во втором - 369. Итоговая оценка ставится следующим образом: "3"- 30% от максимума (105 баллов в первом семестре и 111 баллов во втором); "4" - 50% от максимума (174 балла в первом семестре и 185 баллов во втором семестре); "5" - 65% от максимума (227 баллов в первом семестре и 240 баллов во втором). |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 02.10.2012 | Знакомство | Рассказ о целях, задачах и структуре курса. Игра: "Кельтское колесо". Заполнение анкеты. |
2 | 09.10.2012 | Введение в социальную психологию | Понятие социальной психологии, история ее развития. Методы и законы социальной психологии. Социальное мышление и Я-концепция. Игра: "Поиск выгоды". |
3 | 16.10.2012 | Введение в социальную психологию | Разминка: "Яблоко". Понятие "группа" в социальной психологии. Групповая структура: внешние и внутренние границы, простые и сложные группы. Игра: "Рекламируй друга". |
4 | 23.10.2012 | Введение в социальную психологию | Разминка: "Коробок". Групповая динамика: выживание группы, силы группы, групповая работа. Конструктивная и деструктивная деятельность. Эффективность. Структурная классификация. Игра: "Бабушкины ключи", запуск "Имбирного Пряника". |
5 | 30.10.2012 | От «Группы» к «Команде» | Разминка: "Одеяло" (прийти в носках). Команда как особая форма организации труда. Исторические примеры командообразования: Хортонские эксперименты, "японское чудо", угольные шахты Южного Йоркшира, коллективизация в России. Игра: "Тетрис", окончание "Имбирного пряника". Старт командного проекта в качестве домашнего задания. |
6 | 06.11.2012 | От «Группы» к «Команде» | Разминка: "Джойстик". Понятийный аппарат командообразования. Классификация команд. Эффективность и этапы развития команд. Игра: "Путешествие на воздушном шаре". |
7 | 13.11.2012 | От «Группы» к «Команде» | Разминка: "На доверие". Особенности деятельности различных команд: межфункциональные и однородные команды; проектные и творческие команды; географически разнесенные и виртуальные команды; управленческие команды. Организации, создающие команды. Игра: "Что?Где?Когда?" |
8 | 20.11.2012 | От «Группы» к «Команде» | Разминка: "Печатная машинка". Обобщение пройденного материала. Игра: "Турнир 4 волшебников". Объявление итогов командного проекта. |
9 | 27.11.2012 | Экзамен | Консультация |
10 | 04.12.2012 | Экзамен | Экзамен |
11 | 11.12.2012 | Экзамен | Переэкзаменовка + чаепитие |
12 | 18.12.2012 | Резерв | Резерв |
25.12.2012 | |||
01.01.2013 | |||
08.01.2013 | |||
15.01.2013 | |||
22.01.2013 | |||
13 | 29.01.2013 | Психология личности | Личность и индивидуальность. Структура личности: различные подходы и проблемы описания. Тест "художник/мыслитель". Многочисленные художественные эксперименты |
14 | 05.02.2013 | Психология личности | Типология личности на основе свойств индивида. Классическое учение о темпераменте. Соционические тесты. |
15 | 12.02.2013 | Лидерство | Введение в психологию лидерства. Понятие психотипов, рассмотрение различных классификаций психотипов. Понятие "лидер". Проведение теста на определение психотипа. Гендерные особенности лидера. Тест: "Клубничка". |
16 | 19.02.2013 | Лидерство | Разминка: "Солнце светит не для всех". Природа появления лидера, задачи лидера. Различия между лидером и менеджером. Источники власти. Игра: "Шерлок Холмс". |
26.02.2013 | |||
17 | 05.03.2013 | Лидерство | Разминка: "Вавилонская башня". Тест на самооценку. Механизмы выдвижения в позицию лидера: психологический обмен и имплицитная теория лидерства. Прототипы лидерства. Игра: "Мафия". |
18 | 12.03.2013 | Лидерство | Разминка: "Оно золото". Личность лидера, самопрезентование. 7 навыков высокоэффективных людей. Подход Джима Коллинза. 5 уровней лидерства. Игра: "Семейная фотография". |
19 | 19.03.2013 | Лидерство | Разминка: "Шишка". Управление исполнительностью: постановка целей, задач и заданий. Основные правила использования положительного подкрепления. Основные правила применения наказания. Личностная мотивация. Нейролингвистическое программирование. |
20 | 26.03.2013 | Лидерство | Разминка: «Рукопожатие». Лидерство и ситуации. Ситуационная теория лидерства. Лидерские стили по Вруму-Яго. Лидер и коллектив. Корпоративная культура, составляющие сильной корпоративной культуры. Трансакционная и трансформационная модели лидерства, важнейшие лидерские характеристики. Харизматичное лидерство. |
21 | 02.04.2013 | Лидерство | Понятие "Роли руководителя". Рассмотрение всех ролей: координатора, наставника, режиссера, директора, фасилитатора, учителя, брокера, новатора, а также сильные и слабые стороны каждой из них. Тест на определение роли. Старт индивидуальных проектов. |
22 | 09.04.2013 | Лидерство | Разминка: "Микротесты". Основные принципы ораторского искусства и искусство презентации. Подготовка: выбор темы, цели, подбор материала. Уверенность в себе. Речевые техники, голос, жесты. Игра: "Необитаемый остров". |
23 | 16.04.2013 | Экзамен | Защита индивидуальных проектов |
24 | 23.04.2013 | Экзамен | Консультация |
25 | 30.04.2013 | Экзамен | Экзамен |
26 | 07.05.2013 | Экзамен | Переэкзаменовка + чаепитие |
14.05.2013 | |||
21.05.2013 | |||
28.05.2013 | |||
04.06.2013 | |||
11.06.2013 | |||
18.06.2013 | |||
25.06.2013 | |||
Список литературы | |||
1 | Эрик Берн "Лидер и группа" 2008 | ||
2 | А.Д.Чанько "Команды в современных организациях" 2011 | ||
3 | Грегори Бернс "Разрушители стереотипов" 2009 | ||
4 | С.А.Михайлович "Профессиональные навыки менеджера" | ||
5 | А.Д.Чанько "Управление проектными командами в организации.Тренинг" 2011 | ||
6 | А.Л.Замулин "Лидерство в организации" | ||
7 | Yakl, G.A. "Leadership in Organization" 1989 | ||
8 | Burns, J.M. "Leadership" 1978 | ||
9 | Н.Макиавелли "Государь", 1532 | ||
10 | Д.Карнеги "Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как завоевывать друзе | ||
11 | Д. Майерс. "Социальная психология", 2007 | ||