Спецкурс Качалка
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Григорьева Анна, Мирсаитова Елена, Шевченко Мария
5 Стажёры нет
6 Время проведения Вторник 18:55 - 20:15
7 Цель курса Дать школьникам общее представление о социальной психологии и теориях лидерства, развить у них коммуникативные навыки, умение презентовать себя и работать в группах.
8 Задачи курса 1) ознакомить школьников с понятием «группа» в социальной психологии, а также теориями и понятиями лидерства;
2) научить создавать рабочие группы и распределять в них функции;
3) развить навыки групповой работы с помощью игр и тренингов;
4) развить коммуникативные способности школьников и навыки самопрезентации;
5) помочь школьникам адекватно оценивать имеющиеся у них ресурсы (способности) и находить наиболее эффективную роль в команде.
9 Особенности курса Множество игр и тренингов
10 Формат проведения занятия Тест на знание прошлой лекции (10 мин), затем разминка (10 мин), после этого лекция (30-40 мин), в конце игра (20-30 мин).
11 Целевая аудитория Школьники, заинтересованные в развитии своих личностных качеств.
12 Краткое описание курса Курс, направленный на получение важных коммуникативных навыков и  обучение успешной работе в группах, с множеством психологических игр, тренингов, экспериментов.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор нет
15 Формы контроля и
система отчётности
Семестровая оценка на курсе будет складываться из двух показателей: суммарного балла, набранного в результате работы в течение полугодия, а также ответа на письменном экзамене.
Источники получения баллов:
1. Присутствие: по 1 баллу за каждое занятие (всего в первом семестре - 8 баллов; во втором - 9);
2. Домашняя письменная работа: 10 баллов (50 баллов; 40 баллов);
3. Работа на занятии: 10 баллов (80 баллов; 90 баллов);
4. Еженедельные тесты: 10 баллов (80 баллов; 90 баллов);
5. Проект (30 баллов в первом семестре; 40 - во втором);
6.Экзамен (100 баллов в первом и 100 баллов во втором).
Итого в первом семестре можно заработать 348 баллов, во втором - 369.
Итоговая оценка ставится следующим образом: "3"- 30% от максимума (105 баллов в первом семестре и 111 баллов во втором); "4" - 50% от максимума (174 балла в первом семестре и 185 баллов во втором семестре); "5" - 65% от максимума (227 баллов в первом семестре и 240 баллов во втором).
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ да
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Вторник) Тематический блок План занятия
1 02.10.2012 Знакомство Рассказ о целях, задачах и структуре курса. Игра: "Кельтское колесо". Заполнение анкеты.
2 09.10.2012 Введение в социальную психологию Понятие социальной психологии, история ее развития. Методы и законы социальной психологии. Социальное мышление и Я-концепция. Игра: "Поиск выгоды".
3 16.10.2012 Введение в социальную психологию Разминка: "Яблоко". Понятие "группа" в социальной психологии. Групповая структура: внешние и внутренние границы, простые и сложные группы. Игра: "Рекламируй друга". 
4 23.10.2012 Введение в социальную психологию Разминка: "Коробок". Групповая динамика: выживание группы, силы группы, групповая работа. Конструктивная и деструктивная деятельность. Эффективность. Структурная классификация. Игра: "Бабушкины ключи", запуск "Имбирного Пряника". 
5 30.10.2012 От «Группы» к «Команде» Разминка: "Одеяло" (прийти в носках). Команда как особая форма организации труда. Исторические примеры командообразования: Хортонские эксперименты, "японское чудо", угольные шахты Южного Йоркшира, коллективизация в России. Игра: "Тетрис", окончание "Имбирного пряника". Старт командного проекта в качестве домашнего задания.
6 06.11.2012 От «Группы» к «Команде» Разминка: "Джойстик". Понятийный аппарат командообразования. Классификация команд. Эффективность и этапы развития команд. Игра: "Путешествие на воздушном шаре". 
7 13.11.2012 От «Группы» к «Команде» Разминка: "На доверие". Особенности деятельности различных команд: межфункциональные  и однородные команды; проектные и творческие команды; географически разнесенные и виртуальные команды; управленческие команды. Организации, создающие команды. Игра: "Что?Где?Когда?"
8 20.11.2012 От «Группы» к «Команде» Разминка: "Печатная машинка". Обобщение пройденного материала. Игра: "Турнир 4 волшебников". Объявление итогов командного проекта.
9 27.11.2012 Экзамен Консультация
10 04.12.2012 Экзамен Экзамен
11 11.12.2012 Экзамен Переэкзаменовка + чаепитие
12 18.12.2012 Резерв Резерв
  25.12.2012    
  01.01.2013    
  08.01.2013    
  15.01.2013    
  22.01.2013    
13 29.01.2013 Психология личности Личность и индивидуальность. Структура личности: различные подходы и проблемы описания. Тест "художник/мыслитель". Многочисленные художественные эксперименты 
14 05.02.2013 Психология личности Типология личности на основе свойств индивида. Классическое учение о темпераменте. Соционические тесты.
15 12.02.2013 Лидерство Введение в психологию лидерства. Понятие психотипов, рассмотрение различных классификаций психотипов. Понятие "лидер". Проведение теста на определение психотипа. Гендерные особенности лидера. Тест: "Клубничка".
16 19.02.2013 Лидерство Разминка: "Солнце светит не для всех". Природа появления лидера, задачи лидера. Различия между лидером и менеджером. Источники власти. Игра: "Шерлок Холмс".
  26.02.2013    
17 05.03.2013 Лидерство Разминка: "Вавилонская башня". Тест на самооценку. Механизмы выдвижения в позицию лидера: психологический обмен и имплицитная теория лидерства. Прототипы лидерства. Игра: "Мафия".
18 12.03.2013 Лидерство Разминка: "Оно золото". Личность лидера, самопрезентование. 7 навыков высокоэффективных людей. Подход Джима Коллинза. 5 уровней лидерства. Игра: "Семейная фотография".
19 19.03.2013 Лидерство Разминка: "Шишка". Управление исполнительностью: постановка целей, задач и заданий. Основные правила использования положительного подкрепления. Основные правила применения наказания. Личностная мотивация. Нейролингвистическое программирование. 
20 26.03.2013 Лидерство Разминка: «Рукопожатие». Лидерство и ситуации. Ситуационная теория лидерства. Лидерские стили по Вруму-Яго. Лидер и коллектив. Корпоративная культура, составляющие сильной корпоративной культуры. Трансакционная и трансформационная модели лидерства, важнейшие лидерские характеристики. Харизматичное лидерство.
21 02.04.2013 Лидерство Понятие "Роли руководителя". Рассмотрение всех ролей: координатора, наставника, режиссера, директора, фасилитатора, учителя, брокера, новатора, а также сильные и слабые стороны каждой из них. Тест на определение роли. Старт индивидуальных проектов.
22 09.04.2013 Лидерство Разминка: "Микротесты". Основные принципы ораторского искусства и искусство презентации. Подготовка: выбор темы, цели, подбор материала. Уверенность в себе. Речевые техники, голос, жесты.  Игра: "Необитаемый остров".
23 16.04.2013 Экзамен Защита индивидуальных проектов
24 23.04.2013 Экзамен Консультация
25 30.04.2013 Экзамен Экзамен
26 07.05.2013 Экзамен Переэкзаменовка + чаепитие
  14.05.2013    
  21.05.2013    
  28.05.2013    
  04.06.2013    
  11.06.2013    
  18.06.2013    
  25.06.2013    
Список литературы
1 Эрик Берн "Лидер и группа" 2008
2 А.Д.Чанько "Команды в современных организациях" 2011
3 Грегори Бернс "Разрушители стереотипов" 2009
4 С.А.Михайлович "Профессиональные навыки менеджера" 
5 А.Д.Чанько "Управление проектными командами в организации.Тренинг" 2011
6 А.Л.Замулин "Лидерство  в организации"
7 Yakl, G.A. "Leadership in Organization" 1989
8 Burns, J.M. "Leadership" 1978  
9 Н.Макиавелли "Государь", 1532
10 Д.Карнеги "Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить", 2009
11 Д. Майерс. "Социальная психология", 2007