Спецкурс | Билет в бизнес-класс | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Воротникова Татьяна, Доценко Сергей, Шахлевич Антон | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Заинтересовать слушателей изучением экономики, предоставив им возможность не только ознакомиться с теоретическими понятиями, но и применить полученные знания на практике во время самостоятельных исследований или бизнес-игр. | |
8 | Задачи курса | 1) познакомить слушателей с базовыми понятиями микроэкономики и
отраслевой экономики; 2) рассказать о различных аспектах работы коммерческой фирмы; 3) обучить школьников применению теоретических знаний при планировании бизнес-решений; 4) привить им навыки проведения самостоятельных исследований; 5) научить работать в команде. |
|
9 | Особенности курса | На курсе, помимо теории, предполагается большое количество практических заданий, посвященных экономике фирмы и анализу ситуации в отрасли. | |
10 | Формат проведения занятия | Во время теоретических занятий большую часть времени занимает лекционный материал; кроме того, устраиваются обсуждения, решаются задачи или проводятся небольшие игры. Как дополнение к лекционной части планируется использование раздаточных материалов. Предусмотрено проведение двух полностью игровых занятий (по одному в каждом семестре). | |
11 | Целевая аудитория | Курс ориентирован как на школьников, не изучавших ранее экономику, так и на тех, кто уже прослушал ранее вводный курс по основам экономических знаний и хочет понять, как эти знания можно применять на практике. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по экономике фирмы, предполагающий разработку бизнес-проекта собственной компании | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Если число желающих посещать курс превысит 25 человек, будет проведен отбор по результатам выполнения первого домашнего задания. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка за семестр ставится на основе баллов, набранных за: 1) домашние задания (30%); 2) работу на занятиях (10%); 3) подготовку семестровых проектов (30%); 4) экзамен по теоретическому материалу (30%). |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Помимо
работы непосредственно на занятиях и выполнения текущих домашних заданий, в
первом семестре школьники разбиваются на команды и готовят бизнес-проекты:
сами выбирают продукт, который будут производить, оценивают объем рынка и
себестоимость товара, формулируют маркетинговую стратегию своей компании,
составляют список налоговых платежей, которые им придется платить,
разрабатывают и снимают рекламный ролик проекта и т.д. В этой работе им
помогают преподаватели, каждый из которых в течение семестра курирует одну из
команд, проверяет, что сделано на данный момент, и отвечает на возникающие
вопросы. На предпоследнем занятии школьники проводят презентации своих
бизнес-проектов, показывают рекламные ролики и отвечают на вопросы других
команд. Во втором семестре учащиеся готовят в группах и представляют семестровые проекты, посвященные анализу какой-либо отрасли экономики. |
|
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия |
1 | 04.10.2012 | Рассказ о
курсе, знакомство со слушателями. Проведение небольшого анкето-тестирования
для определения уровня знаний школьников. Базовые понятия экономической науки: безграничность потребностей и ограниченность выбора, альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей. Рыночная и административно-плановая системы в экономике. Возможные варианты домашнего задания: 1) решение задач на КПВ; 2) подбор исторических примеров вмешательства или невмешательства государства в экономику. |
|
2 | 11.10.2012 | Спрос, закон спроса. Понятие убывающей предельной полезности,
бюджетные ограничения. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение, закон
предложения. Рыночное равновесие. Возможные варианты домашнего задания: 1) решение задач на спрос и предложение; 2) построение кривых предложения по реальным данным из интернет-источников ("Яндекс. Авто" и др.) |
|
3 | 18.10.2012 | Игра "Рынок". |
|
4 | 25.10.2012 | Понятие эластичности спроса и предложения, виды эластичности.
Возможные варианты домашнего задания: 1) решение задач на эластичность спроса и предложения; 2) расчет дуговой эластичности по кривым предложения, построенным на основе реальных данных. |
|
5 | 01.11.2012 | Экономика фирмы. Производство. Бухгалтерские и экономические
издержки. Виды издержек: постоянные и
переменные, средние и предельные. Доход и прибыль, рентабельность.
Эффект масштаба. Распределение учащихся по командам для работы над бизнес-проектом, обсуждение сроков его подготовки. Возможные варианты домашнего задания: решение задач на издержки. |
|
6 | 08.11.2012 | Понятие и задачи маркетинга. Понятие маркетинговой стратегии.
Разработка товара, определение целевой аудитории, оценка объема рынка,
степени конкуренции на заданном рынке. Каналы продаж: прямые продажи, сеть
дистрибьюторов. Виды рекламы. Возможные варианты домашнего задания: 1) предложить варианты маркетинговой стратегии для нескольких заданных видов товаров; 2) описать особенности поведения и покупательские привычки семей на разных стадиях их жизненного цикла. |
|
7 | 15.11.2012 | Занятие-тренинг по работе с компьютерными программами: Word,
Excel, Power Point, программы для работы с видеофайлами (Windows Movie Maker
и др). Стандарты оформления отчетов и деловых документов, необходимых для работы над бизнес-проектом в рамках курса; проведение расчетов; построение диаграмм; стандарты подготовки презентаций. Основы создания рекламных роликов: разработка сюжета, построение кадра, монтаж и т.д. Возможные варианты домашнего задания: 1) оформление заданных текстов в виде отчетов и презентаций; 2) монтаж фрагментов нескольких видеофайлов. |
|
8 | 22.11.2012 | Виды рыночных структур (совершенная конкуренция, олигополия,
монополия, монополистическая конкуренция). Возможные варианты домашнего задания: 1) подобрать примеры конкретных товаров или услуг, для которых характерен тот или иной вид рыночной структуры; 2) привести примеры антимонопольного законодательства из международной и исторической практики. |
|
9 | 29.11.2012 | Рынок труда, спрос на труд и предложение труда. Законодательные
ограничения взаимоотношений работник-работодатель согласно Трудовому кодексу
РФ: прием на работу и увольнение сотрудников, социальные гарантии. Различные
системы оплаты труда, виды мотивации работников. Возможные варианты домашнего задания: 1) выбрать из выданных резюме наиболее подходящих кандидатов на заданные позиции в фирме; 2) проанализировать уровень заработной платы на рынке для предложенных профессий. |
|
10 | 06.12.2012 | Организационно-правовые формы предприятия. Структура
налогообложения коммерческих фирм в России, виды налогов. Возможные варианты домашнего задания: расчет налоговых платежей по предоставленным исходным данным. |
|
11 | 13.12.2012 | Обсуждение с командами проделанной работы по проектам. | |
12 | 20.12.2012 | Презентация командами рекламных роликов и их обсуждение, выявление победителей. | |
13 | 27.12.2012 | Экзамен | |
03.01.2013 | |||
10.01.2013 | |||
14 | 17.01.2013 | Пересдача | |
24.01.2013 | |||
31.01.2013 | |||
15 | 07.02.2013 | Денежная система, понятие ликвидности. Банковская система.
Денежный мультипликатор. Понятие инфляции, причины и формы инфляции. Возможные варианты домашнего задания: 1) решение задач на расчет реальных и номинальных величин; 2) изучение предложений по предоставлению кредитов у заданных банков, расчет будущих платежей по кредитам. |
|
16 | 14.02.2013 | Рынок ценных бумаг, финансовые инструменты. Акционерные
общества, определение стоимости компании. Возможные варианты домашнего задания: 1) описание заданной компании-эмитента, акции которой торгуются на ММВБ или РТС; 2) составление виртуального инвестиционного портфеля, отслеживание реальных котировок по акциям. |
|
21.02.2013 | |||
17 | 28.02.2013 | Бизнес-игра. Распределение учащихся по командам для работы над проектом по анализу одной из экономических отраслей, обсуждение сроков его подготовки. |
|
18 | 07.03.2013 | Экономическая география мира: география важнейших природных
ресурсов, страны-мировые лидеры в целом и в отдельных отраслях, специализация
стран. Возможные варианты домашнего задания: составление экономического портрета заданной страны или мирового региона. |
|
19 | 14.03.2013 | Экономическая география России: статистика по важнейшим полезным
ископаемым и другим природным ресурсам, отраслевая структура экономики
России. Краткая характеристика экономических районов. Возможные варианты домашнего задания: составление экономического портрета заданного субъекта Российской Федерации с использованием данных Федеральной службы государственной статистики. |
|
20 | 21.03.2013 | Введение в экономику отраслевых рынков. Парадигма "базовые
условия - структура рынка - поведение - результат". Субъекты отраслевого
рынка, классификации отраслевых рынков, уровень концентрации рынка,
дифференциация продукта, барьеры входа-выхода. Примеры из мировой и
российской экономики. Возможные варианты домашнего задания: анализ прямых и обратных взаимосвязей отдельной отрасли на основе предоставленных журнальных статей. |
|
21 | 28.03.2013 | Международная торговля, теория абсолютных и сравнительных
преимуществ. Валютный рынок, валютный курс и факторы, влияющие на его
изменение. Возможные варианты домашнего задания: 1) решение задач на изменение валютных курсов; 2) описание и анализ деятельности заданной международной организации. |
|
22 | 04.04.2013 | Обсуждение с командами проделанной работы по проектам. | |
23 | 11.04.2013 | Презентация командами проектов по анализу выбранной отрасли и их обсуждение, выявление победителей. | |
24 | 18.04.2013 | Экзамен | |
25 | 25.04.2013 | Пересдача | |
02.05.2013 | |||
09.05.2013 | |||
16.05.2013 | |||
23.05.2013 | |||
30.05.2013 | |||
06.06.2013 | |||
13.06.2013 | |||
20.06.2013 | |||
27.06.2013 | |||
Список литературы | |||
1 | Автономов В.С. Введение в экономику. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательной школы. М.: Вита-Пр | ||
2 | Основы экономической теории: учебник для 10-11 класса, под ред. С.И. Иванова. М.: Вита-Пресс, 2002 (или бо | ||
3 | Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний: учебник для 10 и 11 класса. М.: Вита-Пресс, 2002 | ||
4 | Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990 (или более поздние издания) | ||
5 | Экономическая и социальная география России, под ред. А.Т. Хрущева. М: Дрофа, 2002 | ||
6 | Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география, в 2-х книгах. М: ВЛАДОС, 2009 | ||
7 | Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: Проблемы и тенденции переходного периода. М.: Либ | ||
8 | Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг в России. М.: Альпина Паблишер, 2002 | ||
9 | Гражданский кодекс РФ | ||
10 | Налоговый кодекс РФ | ||
11 | Трудовой кодекс РФ | ||
12 | http://www.worldbank.org/ | ||
13 | http://www.gks.ru/ | ||
14 | http://www.cbr.ru/ | ||
15 | http://www.micex.ru/ | ||
16 | http://www.rts.ru/ | ||
17 | http://www.job.ru/ | ||
18 | http://hh.ru/ | ||
19 | http://www.e-graduate.ru/ | ||