Спецкурс Билет в бизнес-класс
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Воротникова Татьяна, Доценко Сергей, Шахлевич Антон
5 Стажёры  
6 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
7 Цель курса Заинтересовать слушателей изучением экономики, предоставив им возможность не только ознакомиться с теоретическими понятиями, но и применить полученные знания на практике во время самостоятельных исследований или бизнес-игр.
8 Задачи курса 1) познакомить слушателей с базовыми понятиями микроэкономики и отраслевой экономики;
2) рассказать о различных аспектах работы коммерческой фирмы;
3) обучить школьников применению теоретических знаний при планировании бизнес-решений;
4) привить им навыки проведения самостоятельных исследований;
5) научить работать в команде.
9 Особенности курса На курсе, помимо теории, предполагается большое количество практических заданий, посвященных экономике фирмы и анализу ситуации в отрасли.
10 Формат проведения занятия Во время теоретических занятий большую часть времени занимает лекционный материал; кроме того, устраиваются обсуждения, решаются задачи или проводятся небольшие игры. Как дополнение к лекционной части планируется использование раздаточных материалов. Предусмотрено проведение двух полностью игровых занятий (по одному в каждом семестре).
11 Целевая аудитория Курс ориентирован как на школьников, не изучавших ранее экономику, так и на тех, кто уже прослушал ранее вводный курс по основам экономических знаний и хочет понять, как эти знания можно применять на практике.
12 Краткое описание курса Курс по экономике фирмы, предполагающий разработку бизнес-проекта собственной компании
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Если число желающих посещать курс превысит 25 человек, будет проведен отбор по результатам выполнения первого домашнего задания.
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка за семестр ставится на основе баллов, набранных за:
1) домашние задания (30%);
2) работу на занятиях (10%);
3) подготовку семестровых проектов (30%);
4) экзамен по теоретическому материалу (30%).
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Да
20 Дополнительная информация о курсе Помимо работы непосредственно на занятиях и выполнения текущих домашних заданий, в первом семестре школьники разбиваются на команды и готовят бизнес-проекты: сами выбирают продукт, который будут производить, оценивают объем рынка и себестоимость товара, формулируют маркетинговую стратегию своей компании, составляют список налоговых платежей, которые им придется платить, разрабатывают и снимают рекламный ролик проекта и т.д. В этой работе им помогают преподаватели, каждый из которых в течение семестра курирует одну из команд, проверяет, что сделано на данный момент, и отвечает на возникающие вопросы. На предпоследнем занятии школьники проводят презентации своих бизнес-проектов, показывают рекламные ролики и отвечают на вопросы других команд.

Во втором семестре учащиеся готовят в группах и представляют семестровые проекты, посвященные анализу какой-либо отрасли экономики.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 04.10.2012   Рассказ о курсе, знакомство со слушателями. Проведение небольшого анкето-тестирования для определения уровня знаний школьников.
 
Базовые понятия экономической науки: безграничность потребностей и ограниченность выбора, альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей.
Рыночная и административно-плановая системы в экономике.
Возможные варианты домашнего задания: 1) решение задач на КПВ; 2) подбор исторических примеров вмешательства или невмешательства государства в экономику.
2 11.10.2012   Спрос, закон спроса. Понятие убывающей предельной полезности, бюджетные ограничения. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение, закон предложения. Рыночное равновесие.
Возможные варианты домашнего задания: 1) решение задач на спрос и предложение; 2) построение кривых предложения по реальным данным из интернет-источников ("Яндекс. Авто" и др.)
3 18.10.2012   Игра "Рынок".
4 25.10.2012   Понятие эластичности спроса и предложения, виды эластичности.
Возможные варианты домашнего задания: 1) решение задач на эластичность спроса и предложения; 2) расчет дуговой эластичности по кривым предложения, построенным на основе реальных данных.
5 01.11.2012   Экономика фирмы. Производство. Бухгалтерские и экономические издержки. Виды издержек: постоянные и  переменные, средние и предельные. Доход и прибыль, рентабельность. Эффект масштаба.
Распределение учащихся по командам для работы над бизнес-проектом, обсуждение сроков его подготовки.
Возможные варианты домашнего задания: решение задач на издержки.
6 08.11.2012   Понятие и задачи маркетинга. Понятие маркетинговой стратегии. Разработка товара, определение целевой аудитории, оценка объема рынка, степени конкуренции на заданном рынке. Каналы продаж: прямые продажи, сеть дистрибьюторов. Виды рекламы.
Возможные варианты домашнего задания: 1) предложить варианты маркетинговой стратегии для нескольких заданных видов товаров; 2) описать особенности поведения и покупательские привычки семей на разных стадиях их жизненного цикла.
7 15.11.2012   Занятие-тренинг по работе с компьютерными программами: Word, Excel, Power Point, программы для работы с видеофайлами (Windows Movie Maker и др).
Стандарты оформления отчетов и деловых документов, необходимых для работы над бизнес-проектом в рамках курса; проведение расчетов; построение диаграмм; стандарты подготовки презентаций. Основы создания рекламных роликов: разработка сюжета, построение кадра, монтаж и т.д.
Возможные варианты домашнего задания: 1) оформление заданных текстов в виде отчетов и презентаций; 2) монтаж фрагментов нескольких видеофайлов.
8 22.11.2012   Виды рыночных структур (совершенная конкуренция, олигополия, монополия, монополистическая конкуренция).
Возможные варианты домашнего задания: 1) подобрать примеры конкретных товаров или услуг, для которых характерен тот или иной вид рыночной структуры; 2) привести примеры антимонопольного законодательства из международной и исторической практики.
9 29.11.2012   Рынок труда, спрос на труд и предложение труда. Законодательные ограничения взаимоотношений работник-работодатель согласно Трудовому кодексу РФ: прием на работу и увольнение сотрудников, социальные гарантии. Различные системы оплаты труда, виды мотивации работников.
Возможные варианты домашнего задания: 1) выбрать из выданных резюме наиболее подходящих кандидатов на заданные позиции в фирме;
2) проанализировать уровень заработной платы на рынке для предложенных профессий.
10 06.12.2012   Организационно-правовые формы предприятия. Структура налогообложения коммерческих фирм в России, виды налогов.
Возможные варианты домашнего задания: расчет налоговых платежей по предоставленным исходным данным.
11 13.12.2012   Обсуждение с командами проделанной работы по проектам.
12 20.12.2012   Презентация командами рекламных роликов и их обсуждение, выявление победителей.
13 27.12.2012   Экзамен
  03.01.2013    
  10.01.2013    
14 17.01.2013   Пересдача
  24.01.2013    
  31.01.2013    
15 07.02.2013   Денежная система, понятие ликвидности. Банковская система. Денежный мультипликатор. Понятие инфляции, причины и формы инфляции.
Возможные варианты домашнего задания: 1) решение задач на расчет реальных и номинальных величин; 2) изучение предложений по предоставлению кредитов у заданных банков, расчет будущих платежей по кредитам.
16 14.02.2013   Рынок ценных бумаг, финансовые инструменты. Акционерные общества, определение стоимости компании.
Возможные варианты домашнего задания: 1) описание заданной компании-эмитента, акции которой торгуются на ММВБ или РТС; 2) составление виртуального инвестиционного портфеля, отслеживание реальных котировок по акциям.
  21.02.2013    
17 28.02.2013   Бизнес-игра.
Распределение учащихся по командам для работы над проектом по анализу одной из экономических отраслей, обсуждение сроков его подготовки.
18 07.03.2013   Экономическая география мира: география важнейших природных ресурсов, страны-мировые лидеры в целом и в отдельных отраслях, специализация стран.
Возможные варианты домашнего задания: составление экономического портрета заданной страны или мирового региона.
19 14.03.2013   Экономическая география России: статистика по важнейшим полезным ископаемым и другим природным ресурсам, отраслевая структура экономики России. Краткая характеристика экономических районов.
Возможные варианты домашнего задания: составление экономического портрета заданного субъекта Российской Федерации с использованием данных Федеральной службы государственной статистики.
20 21.03.2013   Введение в экономику отраслевых рынков. Парадигма "базовые условия - структура рынка - поведение - результат". Субъекты отраслевого рынка, классификации отраслевых рынков, уровень концентрации рынка, дифференциация продукта, барьеры входа-выхода. Примеры из мировой и российской экономики.
Возможные варианты домашнего задания: анализ прямых и обратных взаимосвязей отдельной отрасли на основе предоставленных журнальных статей.
21 28.03.2013   Международная торговля, теория абсолютных и сравнительных преимуществ. Валютный рынок, валютный курс и факторы, влияющие на его изменение.
Возможные варианты домашнего задания: 1) решение задач на изменение валютных курсов; 2) описание и анализ деятельности заданной международной организации. 
22 04.04.2013   Обсуждение с командами проделанной работы по проектам.
23 11.04.2013   Презентация командами проектов по анализу выбранной отрасли и их обсуждение, выявление победителей.
24 18.04.2013   Экзамен
25 25.04.2013   Пересдача
  02.05.2013    
  09.05.2013    
  16.05.2013    
  23.05.2013    
  30.05.2013    
  06.06.2013    
  13.06.2013    
  20.06.2013    
  27.06.2013    
Список литературы
1 Автономов В.С. Введение в экономику. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательной школы. М.: Вита-Пресс, 2004
2 Основы экономической теории: учебник для 10-11 класса, под ред. С.И. Иванова. М.: Вита-Пресс, 2002 (или более поздние издания), в 2-х книгах
3 Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний: учебник для 10 и 11 класса. М.: Вита-Пресс, 2002 (или более поздние издания)
4 Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990 (или более поздние издания)
5 Экономическая и социальная география России, под ред. А.Т. Хрущева. М: Дрофа, 2002
6 Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география, в 2-х книгах. М: ВЛАДОС, 2009
7 Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: Проблемы и тенденции переходного периода. М.: Либроком, 2012
8 Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг в России. М.: Альпина Паблишер, 2002
9 Гражданский кодекс РФ  
10 Налоговый кодекс РФ  
11 Трудовой кодекс РФ  
12 http://www.worldbank.org/  
13 http://www.gks.ru/  
14 http://www.cbr.ru/   
15 http://www.micex.ru/   
16 http://www.rts.ru/  
17 http://www.job.ru/   
18 http://hh.ru/     
19 http://www.e-graduate.ru/