Спецкурс Небоскрёб
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Мочалова Анна, Токарская Анастасия
5 Стажёры Осельская Анастасия
6 Время проведения Четверг 17:20 - 18:40
7 Цель курса Ознакомить школьников с принципами работы коммерческих организаций.
8 Задачи курса 1. Дать представление  о фирме как о целостной системе, ее целях, функциях, структуре и ресурсах.
2. Сформировать у школьников представление о предпринимательской деятельности в России.
3. Развить организаторские, управленческие, коммуникативные способности слушателей курса.
4. Активизировать потенциал учеников в групповой и индивидуальной работе.
9 Особенности курса В курс включены основы предпринимательской деятельности и базовые знания по маркетингу. Занятия построены по принципу активного вовлечения учеников в процесс обсуждения, брейн-рингов, участия в кейсах. 
10 Формат проведения занятия Занятие будет поделено на три части. Время между нижеуказанными тремя частями будет распределяться в зависимости от объема той или иной части. Третья часть будет опционной и в некоторые занятия включена не будет.
Первая часть - теоретическое введение в занятие. В теоретической части важно будет познакомить школьников с терминологией, объяснить взаимосвязи между процессами.
Вторая часть - интерактивная. Слушателям курса будет предложена или дискуссия с многовариантностью решения, или конкретный пример по фирме, иллюстрирующий тему занятия.
Третья часть - кейсы. Школьникам будет предложено "сыграть" в вышеописанную ситуацию. Подразумеваются разные виды работы - и командные, и индивидуальные. 
11 Целевая аудитория Курс предназначен для тех, кто интересуется предпринимательством, управлением малых организаций. Слушатели должны обладать базовыми знаниями по экономике или параллельно изучать курс Базовой Экономики.
12 Краткое описание курса Курс о функционировании коммерческих организаций в России.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Не предполагается.
15 Формы контроля и
система отчётности
В конце каждого семестра школьникам будет необходимо написать тест по пройденному материалу. А также к концу курса они должны будут сдать бизнес-планы по созданию собственной фирмы.
Баллы распределяются так: 100 баллов за семестр, из них 30 - работа на семинарах, 30 - бизнес-план, 40 - итоговый тест.
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Да 
20 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 04.10.2012 Введение Предпринимательская деятельность и ее виды. Зарождение предпринимательсва в России. Этапы перехода от планового ведения хозяйства к рыночной системе экономики. Влияние переходного периода 90х на формирование бизнес-среды в России.
2 11.10.2012 Внутренняя среда фирмы Организационно-правовые формы коммерческих организаций РФ, их основные отличия. Анализ различий между акционерным и неакционерным обществом. Рассмотрение редких форм организационного устройства фирм. Зарубежная практика по организационно-правовому устройству.
3 18.10.2012 Внутренняя среда фирмы Система внутреннего строения фирмы: взаимосвязи между отделами, основные варианты принятия решений в организации. Внутренние коммуникации. Примеры по различным вариантам устройства организации, их плюсы и минусы.
4 25.10.2012 Внутренняя среда фирмы Виды организационных структур. Формирование уровней управления. Основные функциональные модели фирмы.Рассмотрение вариантов организационного строения компании в зависимости от рода деятельности и производимой продукции.
5 01.11.2012 Внутренняя среда фирмы Ресурсное обсепечение компании. Элементы капитала фирмы. Понятия основных и оборотных средств, нематериальные активы. Оценка, воспроизводство и амортизация основных средств. 
6 08.11.2012 Внутренняя среда фирмы Оборотные средства и их оценка. Управление запасами оборотных средств. Снабжение и сбыт. Примеры компаний, строящих свою деятельность в зависимости от приоритетности того или иного вида ресурсного обеспечения.
7 15.11.2012 Внутренняя среда фирмы Экономические показатели фирмы. Затраты и доходы компании. Себестоимость продукции. Классификация финансовых ресурсов. Финансовые результаты  и налогообложение предпринимательской деятельности. 
8 22.11.2012 Внутренняя среда фирмы Ценооброзование. Маржа продукта. Прибыль компании. Точка безубыточности. Расчеты по эффективности: дисконтирование, IRR, FV, NPV.
9 29.11.2012 Внутренняя среда фирмы Бизнес-планирование предпринимательской деятельности .Жизненный цикл продукта. НИОКР. 
10 06.12.2012 Внутренняя среда фирмы Управление персоналом. Политика компаний по организации работы с человеческим капиталом. Мотивация сотрудников. Корпоративная культура. 
11 13.12.2012 Внутренняя среда фирмы Консультация по написанию бизнес-плана.
12 20.12.2012   Экзамен
13 27.12.2012   Пересдача. Чаепитие
  03.01.2013    
  10.01.2013    
  17.01.2013    
  24.01.2013    
  31.01.2013    
14 07.02.2013 Внешняя среда фирмы Внешняя среда компании. Внешние коммуникации.Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности
15 14.02.2013 Внешняя среда фирмы Конкуренция. Системы утройства рынка по отраслям: конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Примеры компаний. 
  21.02.2013 Внешняя среда фирмы  
16 28.02.2013 Внешняя среда фирмы Сегментация рынка. Определение состояния спроса на рынке и охвата рынка. Экономическая устойчивость фирмы. Концентрация отрасли.
17 07.03.2013 Внешняя среда фирмы Маркетинговая стратегия компании. Построение работы с брендом в зависимости от целевой аудитории.  Этапы маркетинговой коммуникации.
18 14.03.2013 Внешняя среда фирмы Создание бренда компании. Работа с несколькими брендами в одной корпорации. Определение целевых групп продукта. Социологические и маркетинговые исследования и как они могут пригодится фирме.
19 21.03.2013 Внешняя среда фирмы Работа с продуктом. Зона дистрибуции товара.  Продажи. Система "Знание. Потребление. Лояльность" по продукту. Позиционирование.
20 28.03.2013 Внешняя среда фирмы Анализ эффективности организации в отрасли. SWOT-анализ. Анализ пяти сил Портера.  Мерчендайзинг. Виды рекламы. Трейд-маркетинг.
21 04.04.2013 Внешняя среда фирмы Общий анализ внешних рисков фирмы.Инвестиционная деятельность компании. Примеры успешных инвестиционных проектов.
22 11.04.2013 Внешняя среда фирмы Этика компании. Участие глобальных корпораций в устойчивом развитии. Социальная ответственность фирмы.Консультация по написанию бизнес-плана.
23 18.04.2013   Экзамен
24 25.04.2013   Чаепитие. Пересдача
  02.05.2013    
  09.05.2013    
  16.05.2013    
  23.05.2013    
  30.05.2013    
  06.06.2013    
  13.06.2013    
  20.06.2013    
  27.06.2013    
Список литературы
1 "Экономика фирмы" под редакцией Н.П.Иващенко
2 И. А. Лукасевич "Финансовый менеджмент"
3 Л.С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский "Макроэкономика"
4 Ф. Котлер "Основы маркетинга"
5 Питер Р.Диксон "Управление маркетинга"
6 М. Трейси, Ф. Вирсема "Маркетинг ведущих компаний"
7 Мэт Хэйг, Крупнейшие ошибки Брендинга
8 Мартин Линдстром, Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя
9 Бернар Гали, Brand: Рождение имени