Спецкурс | МатКлуб | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Математика | |
2 | Класс | 10 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | |
4 | Преподаватели | Сулимов Павел, Виноградов Артём | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Пятница 17:20 - 18:40 | |
7 | Цель курса | Сформировать у слушателей представление об аспектах математики, которым в школе не уделяется должного внимания; привить интерес к предмету | |
8 | Задачи курса | 1) Сформировать теоретическую базу; 2) Дать новые знания; 3) Заинтересовать в предмете; 4) Научить решать нестандартные и усложненные задачи | |
9 | Особенности курса | Лекции в 1-ом семестре лекции читает Павел Сулимов, во 2-ом - Артем Виноградов. При этом на каждом занятии присутствуют оба преподавателя (с целью более оперативной проверки задач, индивидуально решаемых учениками). Ученики, не успевшие решить все задачи на семинаре и получить за них "плюсики", имеют право дорешать задачи дома, оформить их и прислать в электронном виде на почту лекторам курса не позднее чем за 2 дня до следующего занятия, т.к. за 1 день до следующего занятия лекторы рассылают ученикам решение задач прошлого семинара (чтобы школьники могли с ними ознакомиться и в случае возникновения вопросов индивидуально обратиться к любому из лекторов) | |
10 | Формат проведения занятия | Первые 30-40 минут - теоретическая часть по теме занятия, мини-лекция, направленная на формулировку понятий, разбор основных теорем; по окончании теоретической части - решение 1-2 задач, чтобы показать прикладное применение теорем, свойств операций; в оставшееся время (около 40 минут) - решение учениками задач индивидуально (ученики подзывают преподавателей для того, чтобы те проверили правильность решенной задачи) | |
11 | Целевая аудитория | Выпускники, которые хотят освоить новые методы принятия решения в нестандартных ситуациях и в целом расширить свой кругозор в математике | |
12 | Краткое описание курса | Курс освещает в 1-ом семестре олимпиадную тематику на поверхностном уровне (с целью заинтересовать детей в математике), а во 2-ом семестре - углубленную школьную тематику (освещаются формулы и методы, способные помочь ученику более успешно решить задачи экзамена ЕГЭ) | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Да. На первом занятии будет проведена мини-контрольная на 15-20 минут, в которую будут включены задания: уравнение или неравенство с квадратным трехчленом, элементарная система с уравнениями или неравенствами. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Посещаемость: 5 баллов Контрольная работа: 30 баллов Решение семинарских задач: 25 баллов Экзамен: 40 баллов Итого: 100 баллов Выше приведена форма оценки слушателей курса в каждом из семестров. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия |
1 | 05.10.2012 | Множества | Понятие множества как математического объекта; свойства операций с множествами; решение задач на операции с множествами |
2 | 12.10.2012 | Делимость, теория остатков | Формулировка понятий: делимость числа, остаток от деления, НОД, НОК, сравнение по модулю; решение задач на нахождение остатка от деления, решение олимпиадных задач на нахождение последней цифры числа |
3 | 19.10.2012 | Простые числа | Понятие простых и взаимнопростых чисел; свойства простых чисел; алгоритм поиска простых чисел (решето Эратосфена); решение теоретических задач с простыми числами; доказательство бесконечности множества простых чисел |
4 | 26.10.2012 | Задачи в целых числах | Разбор алгоритма решения линейных диофантовых уравнений; решение типовых задач ЕГЭ на уравнения в целых числах; разбор ЕГЭ, С6 - уравнения в целых числах, решаемые при помощи теории делимости и остатков |
5 | 02.11.2012 | Комбинаторика | Введение основных понятий комбинаторики: граф, дерево, перестановки, размещения, сочетания, Бином Ньютона; решение задач с графами, решение теоретических задач с сочетаниями, решение задач с перестановками |
6 | 09.11.2012 | Теория вероятностей | Введение основных понятий теории: вероятность, вероятностное пространство; решение простейших задач на подсчет вероятности с применением элементов комбинаторики |
7 | 16.11.2012 | Контрольная работа № 1 | Проведение письменной контрольной работы по пройденным темам |
8 | 23.11.2012 | Метод математической индукции | Объяснения сути Метода и разбор алгоритма решения; разбор типовых задач; объяснение Модернизированного Метода и разбор 2-3 задач на этот метод; доказательство Бинома Ньютона при помощи Метода; разбор каверзных задач (на первый взгляд решаемых Методом) |
9 | 30.11.2012 | Математические игры | Решение типовых олимпиадных задач на тему "Математические игры" (НЕ "Теория игр") - задачи с двумя игроками (деление игроками числа, игра "кучка с камешками"), задачи про шахматные доски; решение задач с применением методов: обратный ход, инвариант |
10 | 07.12.2012 | Консультация | Проведение консультации перед экзаменом |
14.12.2012 | Экзамен | ||
21.12.2012 | Пересдача | ||
28.12.2012 | |||
04.01.2013 | |||
11.01.2013 | |||
18.01.2013 | |||
25.01.2013 | |||
11 | 01.02.2013 | Прогрессии, последовательности, сравнение средних | Основные виды прогрессий и задачи с ними. Формула сумм прогрессий. Определение последовательности. Решение класса алгебраических задач на сравнение величин методом сведения к сравнению средних: арифметического, геометрического, степенного, гармонического. |
12 | 08.02.2013 | Системы уравнений | Решение систем алгебраических уравнений. Метод замены. Эквивалентность систем. |
13 | 15.02.2013 | Модули | Уравнения, неравенства и системы, содержащие модули. Графический метод. Метод интервалов. Решение задач с параметрами. |
22.02.2013 | |||
14 | 01.03.2013 | Иррациональность | Уравнения, неравенства и системы, содержащие иррациональные элементы. Метод группировки. Метод интервалов. |
08.03.2013 | |||
15 | 15.03.2013 | Степенная функция | Определение степенной функции. Уравнения, неравенства и системы со степенными функциями. Использование различных свойств функции. Метод интервалов. |
22.03.2013 | Контрольная работа № 2 | ||
16 | 29.03.2013 | Показательная функция | Определение показательной функции. Уравнения, неравенства и системы с показательными функциями. Метод замены. Метод интервалов. |
17 | 05.04.2013 | Логарифмы | Определение логарифма. Десятичный и натуральный логарифм. Уравнения, неравенства и системы, содержащие логарифмы. Метод замены. Использование свойств функции. Метод интервалов. |
18 | 12.04.2013 | Тригонометрия | Решение тригонометрических уравнений, неравенств и систем. Основные тригонометрические формулы. Метод замены. Метод вспомогательного угла. Некоторые дополнительные тригонометрические формулы. Отбор корней. Использование ограниченности. |
19.04.2013 | Консультация | ||
26.04.2013 | Экзамен | ||
03.05.2013 | |||
10.05.2013 | Резерв | ||
17.05.2013 | |||
24.05.2013 | |||
31.05.2013 | |||
07.06.2013 | |||
14.06.2013 | |||
21.06.2013 | |||
28.06.2013 | |||
Список литературы | |||
1 | В.В.Ткачук "Математика абитуриенту" | ||
2 | М.И. Сканави "Сборник задач для поступающих в ВУЗы" | ||
3 | Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. “Задачи с параметрами” | ||
4 | Шарыгин. И.Ф. "Сборник задач по математике с решениями." | ||
5 | Л. Кэррол "История с узелками" | ||
6 | Я. Перельман "Занимательная математика" | ||
7 | А.Х. Шахмейстер "Комбинаторика. Статистика. Вероятность" | ||
8 | А.Х. Шахмейстер "Множества. Функции. Последовательности. Прогрессии" | ||
9 | |||