Спецкурс TNKурс
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Скакунова Алла, Зотов Стас, Сергеев Илья
5 Стажёры Нет
6 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
7 Цель курса Объяснить суть и происхождение некоторых экономических понятий и того, как они работают на уровне отдельных отраслей экономики и транснациональных корпораций путём приведения соответствующих примеров.
8 Задачи курса 1. Рассказать о понятиях, которые мало освещаются в школьных и базовых университетских курсах экономики.
2. Осветить особенности работы транснациональных корпораций.
3. Назвать крупнейших игроков различных отраслей на глобальном рынке и реальное распределение рынка между ними, рассказать об их устройстве и деятельности.
4. Научить слушателей понимать действия глобальных компаний
5. Объяснить слушателю, что стоит за товарами и услугами, которые он использует каждый день.
9 Особенности курса Обилие практических примеров, позволяющих разобраться в изучаемых понятиях и их значении в реальном мире. Практическая применимость знаний, расширение кругозора и эрудиции.
10 Формат проведения занятия Интерактивные мультимедийные лекции. На первом занятии блока рассказывается теория, на втором (и последующих, при их наличии)  рассказывается про применение этой теории на практике в конкретной отрасли, а также кратко рассматриваются другие особенности отрасли. По итогам блока слушатели получают домашнее задание в виде кейса или мини-исследования.
11 Целевая аудитория Школьники, которые хотят узнать, как действуют транснациональные компании в реальных условиях.
12 Краткое описание курса Курс, показывающий особенности функционирования крупнейших компаний мировой экономики, различных отраслей экономики и раскрывающий практический смысл отдельных экономических понятий.
13 Количество слушателей от 20 до 30 человек
14 Отбор Нет
15 Формы контроля и
система отчётности
30% оценки за семестр - домашние задания, 30% - активность на занятиях, 40% - итоговая работа.
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Да
20 Дополнительная информация о курсе Основа курса - рассказ о функционировании глобальных компаний и отдельных отраслей мировой экономики. По итогам курса у слушателя должно появиться понимание того, что представляют собой компании, обороты которых существенно превосходят валовый продукт некоторых стран и того, чем они занимаются и на чем зарабатывают деньги. Также у него должны появиться навыки для самостоятельного анализа событий в реальной экономике.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 04.10.2012 ТНК Знакомство. Краткий рассказ о курсе. Понятие ТНК. История возникновения. Индекс транснациональности. Международные рейтинги ТНК.
2 11.10.2012 ТНК Рыночные структуры. Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция. Примеры - Газпром, РЖД, операторы метро.
3 18.10.2012 ТНК Диверсификация. Экономические мотивы. Примеры, практическое применение (Samsung, Liebherr, Нutchison Whampoa)
4 25.10.2012 ТНК Прямые Иностранные Инвестиции, Merges&Aquisitions: объемы, динамика, мотивы. Примеры из практики (автомобильная и нефтяная отрасли)
5 01.11.2012 ТНК Стратегические альянсы. Совместные предприятия. Вертикальная интеграция. Франчайзинг. Примеры - нефтеная отрасль (Shell, BP), общепит (Subway, McDonald's), автокомпоненты (Magna, Bosch, ZF).
6 08.11.2012 ТНК Горизонтальная интеграция. Консорциумы, концерны. Примеры - автомобильная отрасль.
7 15.11.2012 Пищевая пром-сть Определение агропромышленного комплекса. Гос. регулирование АПК: субсидирование, экспортно-импортные ограничения. 
8 22.11.2012 Пищевая пром-сть Пищевая промышленность. Основые тенденции и ведущие производители.
9 29.11.2012 IT Research & Development. Примеры: производители IT-оборудования (IBM, Intel, Xerox, Apple)
10 06.12.2012 IT Интеллектуальная собственность. Примеры: производители программного обеспечения (Microsoft, Google, Oracle).
Игровые студии (Electronic Arts, Activision, Valve).
11 13.12.2012 Автопром Структура рынка: крупнейшие игроки на мировом рынке. Основные стратегии, на примере Volkswagen, Toyota, General Motors.
12 20.12.2012 Итог Экзамен
13 27.12.2012 Итог Пересдача. Чаепитие
  03.01.2013    
  10.01.2013    
  17.01.2013    
  24.01.2013    
14 31.01.2013 Логистика Логистика - теория. Историческое появление и необходимость. Современная логистика. Incoterms. Международные компании-перевозчики и экспедиторы (DHL, TNT, FedEx, CargoLine и другие)
15 07.02.2013 Маркетинг Понятие маркетинга и рекламы. Теория. Рекламные инструменты. Marketing mix, 4P, виды рекламы.
16 14.02.2013 Маркетинг Бренд, TM.  Разделение и совместное использование бренда. Рекламные войны.
  21.02.2013    
17 28.02.2013 Маркетинг Практика по двум предыдущим темам (FMCG, автомобильная отрасль, производители мобильных устройств).
18 07.03.2013 Телеком Рекламные агентства. SEO.
19 14.03.2013 Телеком Телекоммуникационные компании. Схема работы, источники дохода и расходы. Конкуренция и монопольная часть. Разделение инфрастуруктуры и бизнеса. Развитие комплиментарных бизнес-направлений (British Telecom, France Telecom/Orange, Deuche Telecom/T-Mobile, AT&T, МегаФон). 
20 21.03.2013 Телеком СМИ. (News Corp., Vivendi, Time Warner, Sony, MTV, UTH Holding, радиостанции).
21 28.03.2013 Телеком Интернет-проекты. Источники доходов (методы монетизации), организация, внешнее и внутреннее регулирование. (Google/YouTube, Facebook, Twitter, Dropbox).
22 04.04.2013 Финансовый сектор Коммерческие банки, инвестиционные банки. IPO. Андеррайтинг.
23 11.04.2013 Финансовый сектор Консалтинг, Аудит. Оценка, сопровождение сделок, проектное финансирование. РСБУ и МСФО. Основные формы отчетности.
24 18.04.2013 Итог Экзамен
25 25.04.2013 Итог Пересдача. Чаепитие
  02.05.2013    
  09.05.2013    
  16.05.2013    
  23.05.2013    
  30.05.2013    
  06.06.2013    
  13.06.2013    
  20.06.2013    
  27.06.2013    
Список литературы
1 Harvard Business Review on Marketing. Маркетинг. Юнайтед Пресс, 2009.
2 Аникин Б. Логистика. Инфра-М, cерия "Высшее образование", 2005 - 368 с.
3 Боди З., Мертон Р. Финансы. Издательский дом «Вильямс», 2007. – 592с.    
4 Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. – М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. – 1120с.    
5 Гохан П. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. 2-е издание –М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 741с.    
6 Гуров Ф. PR IT-компаний: Российская практика. Альпина Паблишер. 2011.
7 Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. Альпина Паблишер, 2012.
8 Котлер Ф. Основы маркетинга. М: Изд-во Вильямс. 2007. - 656с.
9 Осоно Э., Такеути Х., Симидзу Н. Экстремальная Toyota. Альпина Паблишер, 2011.