Спецкурс Мой век, мои друзья и подруги
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Дурнева Дарья, Литвишкова Анастасия
5 Стажёры  
6 Время проведения Среда 18:55 - 20:15
7 Цель курса Заинтересовать школьников жизнью и творчеством поэтов "Серебряного века", создать ощущение целостности эпохи и единства творческой среды, "оживить" образы поэтов.  
8 Задачи курса Подробнее, чем в школьном курсе, познакомить слушателей с элементами биографии и творчества поэтов "Серебряного века", рассказать о менее знаменитых поэтах, отсутствующих в современной школьной программе. Показать связь биографии поэтов с их произведениями, дать представление о таких исторических источниках: мемуары, записные книжки и письма.
9 Особенности курса Основной принцип подачи материала курса - использование воспоминаний, записок и писем поэтов и их окружения, что позволяет взглянуть на творческую среду "глазами современников". Кроме того, в отличие от школьных уроков литературы, материал курса разбит не по литературным течениям или творчеству конкретных поэтов, а по времени, что позволяет показать развитие и изменение тех или иных направлений, школ, творческих явлений и создать ощущение "одновременности" происходящего и целостности эпохи. Программа курса предполагает рассмотрение творчества тех поэтов, которые не упоминаются в школе. В отличие от школьного, анализ стихотворений на курсе проводится без использования литературоведческих знаний, основан на логическом рассуждении, выявлении связи между событиями и личном восприятии.
10 Формат проведения занятия На первом занятии каждого тематического блока проводится аудиторный тест по пройденному в предыдущем блоке материалу - 20 минут. В начале каждого занятия планируется обсуждение домашнего задания и краткая проверка готовности школьников - 20 минут. На первом занятии нового тематического блока предполагается краткий экскурс в историческую реальность - 10 минут. Затем идет объяснение нового материала, обсуждение и чтение стихотворений, дискуссия с учениками - 55 минут (в день, когда есть аудиторный тест и вводная часть о ситуации в России, этот блок сокращается до 30 минут). В конце предполагается резюмировать факторы, объединяющие изученных на занятии поэтов, общие черты в их творчестве - 5 минут.
11 Целевая аудитория Школьники 9-11 классов, стремящиеся развиваться, узнавать новое, интересующиеся историей, литературой и поэзией.
12 Краткое описание курса Историко-литературный курс о поэтических кругах и поэзии "Серебряного века" русской литературы, взаимосвязи исторических явлений в России, биографии поэтов и их творчества. 
13 Количество слушателей до 10 человек
14 Отбор В том случае, если на первое занятие придет более 15 человек, планируется провести тест на знание основных элементов творчества и жизни поэтов из школьной программы.
15 Формы контроля и
система отчётности
Итоговая семестровая оценка на курсе складывается из баллов, полученных за работу на занятиях, домашние задания и оценки на экзамене. После каждого тематического блока предполагается аудиторный тест по пройденному материалу, оценивающийся из 20 баллов. Домашнее задание 3-х чередующихся типов (школьникам будет предложено: 1) написать творческое эссе, 2) выучить по выбору стихотворение изученных авторов, 3)прочитать какой-либо источник, знание которого будет проверено на семинаре) оценивается из 15 баллов вне зависимости от типа задания. За активное участие в дискуссии и обсуждении школьник может получить 10 баллов за занятие. Экзамен в каждом семестре оцениваеся из 100 баллов. В качестве пересдачи предусматривается чтение школьником на чаепитии наизусть нескольких стихотворений поэтов "Серебряного века", которые не были представлены как домашнее задание.
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ да
20 Дополнительная информация о курсе При наличии времени возможны совместные походы на спектакли и чтения, проведение пешеходных литературных экскурсий по Москве.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Среда) Тематический блок План занятия
1 03.10.2012 Введение Экскурс в жизнь ЭМШ, знакомство, обзор материала курса, понятие и периодизация "Серебряного века", краткое перечисление литературных направлений, классификация и основные принципы написания творческих эссе.
2 10.10.2012 1890-е годы Историческая ситуация в России в 1890-е годы XIX века. "Старшие символисты": Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Федор Сологуб. Журналы "Северный вестник" и "Вестник Европы".
3 17.10.2012 1900-е годы Аудиторный тест. Россия на рубеже веков и 1900-е годы в отечественной истории. Развитие символизма. Жизнь и творчество Валерия Брюсова, Александра Блока, Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского.
4 24.10.2012 1900-е годы Максимилиан Волошин. Сборник «Стихотворения. 1900—1910». Начало творческого пути Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Николая Гумилёва.
5 31.10.2012 1900-е годы Аркадий Аверченко, Тэффи, Саша Черный. Сатирическая поэзия. "Сатирикон".
6 07.11.2012 Революция 1905-го года Революция 1905 г. Отношение к ней творческой интеллигенции. Отражение произошедших изменений в стране в поэзии.
7 14.11.2012 1910-е годы Аудиторный тест. Положение России на международной арене и внутриполитическая ситуация в 1910-е годы. Вступление в литературные круги Марины Цветаевой. Коктебельский круг Максимилиана Волошина, "обормотство". Цветаевская дореволюционная поэзия. 1919 год в ее творчестве. 
8 21.11.2012 1910-е годы Аделаида Герцык и ее литературные салоны. Поликсена Соловьева, Черубина де Габриак, "русская Сафо" София Парнок. Женская поэзия.
9 28.11.2012 1910-е годы Провозглашение Николаем Гумилёвым нового художественного течения "акмеизм". Анна Ахматова и новые акмеитические традиции. Переход к акмеизму Сергея Городецкого. "Цех поэтов". 
10 05.12.2012 1910-е годы Крестьянские поэты: Николай Клюев, Сергей Есенин, Петр Орешин. Вступление Есенина в литературу.
11 12.12.2012 1910-е годы Обращение к традициям эгофутуризма "короля поэтов" Игоря Северянина. Эгофутуризм Вадима Шершеневича и Рюрика Ивнева. "Мезонин поэзии".
12 19.12.2012 Экзамен Экзамен
13 26.12.2012 Чаепитие Чаепитие, чтение стихотворений любимых поэтов "Серебряного века". Пересдача.
  02.01.2013    
  09.01.2013    
  16.01.2013    
  23.01.2013    
  30.01.2013    
14 06.02.2013 1910-е годы Повторение исторической ситуации в России в 1910-е годы. Футуризм Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, становление Велимира Хлебникова как футуриста. Общество "Центрифуга". Борис Пастернак, Николай Асеев, их раннее творчество.
15 13.02.2013 1910-е годы Отказ Есенина от традиций школы крестьянских поэтов. Образование направления и теория имажинизма. Подписание имажинистами манифеста о создании группы. Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич.
16 20.02.2013 1910-е годы Традиции символизма в 1910-е годы. Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Андрей Белый, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Александр Блок. 
17 27.02.2013 Революция 1917-го года 1917 год. Революция и Гражданская война в жизни и творчестве поэтов.
18 06.03.2013 1920-е годы Аудиторный тест. Историчекая ситуация в России в 1920-е годы. "После России" Марины Цветаевой. Эмиграция, жизнь во Франции и Чехии, литературные переводы и поэзия 20-х годов.
19 13.03.2013 1920-е годы Творческое объединение "ЛЕФ" Владимира Маяковского. Николай Асеев, Осип Брик, Борис Пастернак, Лев Кассиль, Исаак Бабель. Революционное искусство. 
20 20.03.2013 1920-е годы Распад и исчезновение имажинизма. Манифест о роспуске группы. Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф. Гибель Сергея Есенина.
21 27.03.2013 1920-е годы Творческий путь Осипа Мандельштама в 20-х годах 20 века. "Самоубийство" и арест Мандельштама.
22 03.04.2013 1920-е годы Образование ОБЭРИУ. Даниил Хармс и Николай Заболоцкий. Близкая к ОБЭРИУтам среда: Евгений Шварц, Казимир Малевич, Петр Филонов.
23 10.04.2013 Дебаты Аудиторный тест. Просмотр фильма-интервью Иосифа Бродского "Поэт о поэтах". Обсуждение фильма, подведение итогов курса. 
24 17.04.2013 Экзамен Экзамен
25 24.04.2013 Чаепитие Чаепитие, чтение стихотворений любимых поэтов "Серебряного века". Пересдача.
  01.05.2013    
  08.05.2013    
  15.05.2013    
  22.05.2013    
  29.05.2013    
  05.06.2013    
  12.06.2013    
  19.06.2013    
  26.06.2013    
Список литературы
1 Воспоминания об Андрее Белом (1995), М.
2 Грузинов И. (1990) Маяковский и литературная Москва, М.
3 Крейд В. (1990) Николай Гумилев в воспоминаниях современников, М.
4 Лосская В. (2011) Марина Цветаева в жизни, М.
5 Мариенгоф А. (1990) Мой век, мои друзья и подруги, М.  
6 Мариенгоф А. (1990) Роман без вранья, М.     
7 Милов Л. (2006) История России XVIII-XIX, М.
8 Моряков В. (2008) Основы курса истории России, М.
9 Цветаева М. (2000) Неизданное. Записные книжки, М.
10 Цветаева М. (2000) Господин мой - время, М.
11 Шершеневич В. (1990) Великолепный очевидец. Поэтические воспоминания 1910-1925 годов, М.  
12 Воспоминания об Анне Ахматовой http://annaachmatova.narod.ru/sovremenniki/sovremenniki.html 
13 Воспоминания о Зинаиде Гиппиус http://gippius.com/about/
14 Воспоминания о Сергее Есенине http://eseniada.narod.ru/vospominaniya-main.html 
15 Воспоминания о Федоре Сологубе http://www.fsologub.ru/about/articles/