Спецкурс | Базовая Экономика | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Подругина Анастасия, Челабиев Рустам, Козлова Наталья, Лобода Лилия, Махкамов Лазиз, Николаев-Пасухин Станислав, Новожилов Сергей, Москалёва Александра | |
5 | Стажёры | нет | |
6 | Время проведения | Понедельник 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Обучение школьников основам экономической теории, получение ими базовых знаний по экономике. | |
8 | Задачи курса | • ознакомление учащихся с
основными понятиями, методами и подходами микро- и макроэкономики; • обучение решению задач различного уровня сложности с применением экономико-математических моделей; • обеспечение учащихся информацией, достаточной для выполнения экономических заданий базового уровня на различных экзаменах и олимпиадах, в том числе ЕГЭ. |
|
9 | Особенности курса | Базовый курс по экономике | |
10 | Формат проведения занятия | Курс состоит из двух частей: лекционной и семинарской. Лекции посвящены знакомству с экономикой, её основными понятиями, проблемами, методами исследований. Лекции обзорные и ознакомительные, не предполагают использования математического аппарата, выходящего за рамки школьной программы. На 3 лекциях в семестре будут проведены небольшие тестовые работы (10-15 минут). На одной лекции в семестре будет контрольная работа на одну пару. Семинарские занятия в малых группах призваны закрепить и углубить знания, даваемые на лекциях. На семинарах решаются задачи различного уровня сложности без применения сложных экономико-математических моделей. В рамках семинара проводятся обсуждения по тематике прочтённых лекций. Занятие предполагает активное участие семинариста — он сообщает значительное количество информации, не прозвучавшей на лекциях. Семинарские занятия во всех группах проводятся по единой программе и по единым материалам. Семинары проводятся в четырех учебных группах. Разделение учащихся по семинарским группам будет проведено в порядке выбора учащимися удобного для них времени посещения семинаров, независимо от уровня подготовленности учащихся. Семинары проводятся в разных формах - на части семинаров школьники решают задачи самостоятельно, в таком случае на каждого преподавателя приходится по 5-10 человек. Другие семинары проводятся с вызовом школьников к доске, в таком случае один из семинаристов работает "с доской", помогая и контролируя решение общих задач, второй семинарист работает с остальными школьниками. |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники, как не изучавшие экономику, так и знакомые с ней | |
12 | Краткое описание курса | курс предполагает обучение школьников основам экономической теории, получение слушателями базовых знаний по экономике. | |
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | |
14 | Отбор | нет | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
текущий контроль на лекциях обеспечивается небольшими тестами (3
в семестр); одной контрольной работой (на пару) и одной домашней контрольной
работой в семестр (на аналитическое и графическое решение задач) Рейтинг
ведется в режиме реального времени, учащиеся будут иметь возможность
отслеживать рейтинг. Все учащиеся на курсе сдают письменный экзамен (тестовые
вопросы, задачи, открытые вопросы). Разбивка по баллам в семестре: Лекции (130), Контрольная работа (60), Домашняя контрольная работа (40), Мини-тесты (3∙10=30), Семинары (110), Кейсы (30), Эссе (3*10=30), Экзамен (200). Всего: 500 Оценка семинарских занятий (110 баллов в семестр): 3 -- активная работа на занятии — всего 30 баллов за семестр; 8 -- домашние задания — всего 80 баллов за семестр Важно: 1.Допуск до экзамена – 40% от семестровых баллов (120 баллов), 2.Экзамен не считается сданным, если экзаменационная работа написана менее чем на 30% (60 баллов) независимо от количества баллов за семестр, Удовлетворительная оценка: Выполнение обеих критериев, при сумме менее 50% Хорошо: Выполнение обеих критериев, при сумме за семестр, от 51 до 70% Отлично: Выполнение обеих критериев, при сумме за семестр выше 70% В конце 11 класса все школьники ЭМШ сдают Базовую экономику в качестве выпускного экзамена по экономике, независимо от того, посещали они курс или нет. Для учеников 11 класса выставляется 2 оценки: одна за выполненный экзамен и одна за курс для тех, кто его посещал. Для каждого семестра существует две возможности пересдачи (даты прописаны в программе). Никакого другого способа пересдать экзамен нет. К пересдаче, как и к экзамену, допускаются только те люди, которые набрали критерий на семестр. |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | да | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Пн -
лекция, Вт - семинар (Козлова Наташа/Москалёва Саша) 1-ая пара, Чт - семинар (Подругина Настя/Николаев-Пасухин Стас; Махкамов Лазиз/Лобода Лилия) 1-ая пара. (Новожилов Сергей/Челабиев Рустам) - 2ая пара Будут проводится дополнительные, факультативные лекции на темы: 1) Экономика счастья. 12 октября 2) Маркетинг. Маркетологи. Маркетёры. 9 ноября 3) Финансы.Ценные бумаги. Финансисты. 30 ноября 4) Экономический рост: Солоу для самых маленьких. 15 марта 5) Экономические модели формирования норм и правил 29 марта 6) Теория кооперации и социальный капитал. 12 апреля *Лекций может быть больше. Порядок может меняться. Дан список Факультативов, которые точно состоятся |
|
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Понедельник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 01.10.2012 | Базовые экономические понятия. | Лекция:
Экономика сегодня.Микроэкономика. Макроэкономика. Экономика общественного
сектора. Институциональная экономика. Политическая экономика(Event studies).
Экономика счастья. Семинар: Производная: основные определения, применение в экономике, решение математических задач. |
2 | 08.10.2012 | Лекция: Выбор. Основные вопросы экономики: что, как и для
кого производить.Альтернативная стоимость и упущенная выгода. Кривая
производственных возможностей. Экономическая система. Функции экономической
системы. Семинар: Обсуждение основ экономической теории, решение задач на альтернативную стоимость.Кривая производственных возможностей.Сложение КПВ для линейного случая. |
|
3 | 15.10.2012 | Спрос и предложение. Рыночное равновесие. |
Лекция: Виды
экономических систем: традиционная, централизованная (командная), рыночная и
смешанная (краткий обзор). Спрос. Величина, функция и цена спроса. Закон и
кривая спроса. Исключения из закона спроса. Предложение. Величина, функция и
цена предложения. Закон и кривая предложения. Семинар: Обсуждение различных типов экономических систем. Построение простейших графиков спроса и предложения. |
4 | 22.10.2012 | Лекция: Рыночное
равновесие, дефицит товара и избыток товара на рынке. Процесс рыночного
образования. Неценовые факторы спроса. Субституты и комплементы. Нормальные
товары и товары низшей категории.
Неценовые факторы предложения. Изменение рыночного равновесия
вследствие изменения спроса и/или предложения. Тест "Базовые понятия экономики" Семинар: Решение задач на рыночное равновесие, сдвиги спроса и предложения и их влияние на равновесие. |
|
5 | 29.10.2012 | Лекция: Ценовая
эластичность спроса: определение, дуговая, точечная. Классификация спроса по
ценовой эластичности. Взаимосвязь эластичности спроса и выручки продавцов.
Факторы ценовой эластичности спроса. Ценовая эластичность предложения:
определение, дуговая, точечная. Классификация предложения по ценовой
эластичности. Факторы ценовой эластичности предложения. Домашняя контрольная работа по темам «Эластичность» и «Рыночное равновесие». Семинар: Задачи на эластичность. |
|
6 | 05.11.2012 | Потребление | Лекция (состоится 02.11): Поведение потребителя. Полезность.
Закон убывающей предельной полезности. Потребительский доход. Влияние
изменения цен на доход потребителя. Номинальный и реальный доход. Эффекты
дохода и замещения. Перекрестная эластичность спроса и эластичность спроса по
доходу. Закон Энгеля. Тест «Спрос и предложение. Рыночное равновесие» Семинар: Обсуждение теории полезности. Задача максимизации полезности потребителя на качественном уровне (без аналитики и ММЛ). Расчёт различных эластичностей. |
7 | 12.11.2012 | Контрольная на пару | Работа на тему «Введение в экономическую теорию. Спрос и
предложение. Потребление». Семинар: Резерв. Разбор контрольной работы. |
8 | 19.11.2012 | Теория фирмы | Лекция: Понятие фирмы.
Цели и задачи фирмы. Основные типы фирм. Организационно-правовые формы
предприятий: хозяйственные товарищества, общества, производственные
кооперативы, унитарные предприятия. Источники финансирования предприятий.
Ценные бумаги: акции и облигации. Открытые и закрытые акционерные
общества. Семинар: Обсуждение различных форм организации предпринимательской деятельности в России, основных вопросов инвестирования в ценные бумаги. |
9 | 26.11.2012 | Лекция: Доход, издержки и
прибыль фирмы. Виды издержек: экономические и бухгалтерские. Общие, средние и
предельные величины в экономике. Семинар: Общие, средние и предельные величины в экономике. Разбор примеров и задач. Качественное обсуждение рыночных структур. |
|
10 | 03.12.2012 | Рыночные структуры | Лекция: Конкурентная
среда. Ценовая и неценовая конкуренция. Понятие рыночной структуры и рыночной
власти. Критерии определения рыночной структуры.Общие, средние и предельные
издержки фирмы. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Максимизация прибыли
фирмой на рынке совершенной конкуренции. Семинар: Издержки фирмы и максимизация прибыли фирмой на конкурентном рынке. |
11 | 10.12.2012 | Лекция: Максимизация
прибыли фирмой-монополистом. Виды монополий: закрытые, естественные и
открытые; дискриминирующие и недискриминирующие. Олигополия. Поведение
фирм-олигополистов на рынке. Монополистическая конкуренция. Роль
дифференциации продукта при монополистической конкуренции. Работа на тему «Фирма. Доход, издержки и прибыль фирмы». Домашняя контрольная работа по теме: «Рынок и Рыночные структуры». Семинар: Монополия - решение задач |
|
12 | 17.12.2012 | Консультация к экзамену | Консультация к экзамену. Резерв |
13 | 24.12.2012 | Экзамен | Экзамен |
31.12.2012 | |||
07.01.2013 | |||
14 | 14.01.2013 | Пересдача | Пересдача (если необходимо) |
15 | 21.01.2013 | Пересдача | Пересдача (если необходимо) |
16 | 28.01.2013 | Макроэкономика. Основные понятия. | Лекция:Макроэкономика.
Макроэкономические показатели (отличие от микроэкономических – агрегация и
индексация). Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт. Валовой
национальный продукт. Методы подсчета ВВП и ВНП по доходам, расходам и
добавленной стоимости продукции. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор
ВВП. Семинар: Решение задач на расчёт ВВП, его составных частей. |
17 | 04.02.2013 | Лекция: Рынки факторов
производства. Спрос фирмы на факторы производства. Факторы, опредяющие спрос
на товары и услуги. Равновесие на
рынке товаров и услуг. Равновесие на финансовых рынках. Спрос и предложение
заемных средств. Семинар: Равновесие на финансовых рынках. Обсуждение. Задачи. |
|
18 | 11.02.2013 | Деньги. Инфляция. | Лекция: Деньги. Функции
денег. Денежные агрегаты и денежная масса. Ликвидность. Закон денежного
обращения (уравнение Фишера). Инфляция. Виды и причины инфляции.
Количественные показатели инфляции. Семинар: Расчёт величины денежной массы. Обсуждение уравнения Фишера. Расчёт показателей инфляции. |
19 | 18.02.2013 | Денежный рынок и кредитно-банковская система. | Лекция: Денежный рынок.
Кредит и кредитный процент. Депозит и депозитный процент. Номинальная и
реальная процентная ставка. Создание кредитных денег банковской системой.
Структура кредитно-банковской системы. Кредитно-денежный
мультипликатор. Тест на тему "Деньги. Инфляция." Семинар: Задачи, решаемые банковским вкладчиком и самим банком |
25.02.2013 | |||
20 | 04.03.2013 | Рынок труда | Лекция: Рынок труда.
Особенности спроса, предложения и конкуренции. Ставка заработной платы.
Экономически активное и неактивное население. Безработица и ее типы в
зависимости от причин возникновения . Естественная безработица. Уровень
безработицы. Последствия безработицы. Закон Окуня. Инфляция и безработица. Кривая
Филлипса. Семинар: Решение задач по экономике труда. |
21 | 11.03.2013 | Экономический рост | Семинар: Понятие и показатели экономического роста. Типы экономического роста. Источники экономического роста: механизм перехода сбережений в инвестиции. Экономические циклы: циклы деловой активности (бизнес-циклы), большие циклы Кондратьева. Причины циклического развития. |
22 | 18.03.2013 | Контрольная на пару | Работа по темам "Деньги. Инфляция." "Денежный
рынок и кредитно-банковская система." "Рынок труда" Семинар: Разбор контрольной работы. Резерв. |
23 | 25.03.2013 | Макроэкономическое равновесие | Лекция: Краткосрочный и
долгосрочный периоды в макроэкономике. Модель AD-AS. Совокупный спрос,
факторы совокупного спроса. Тест на темы "Экономический рост" и "Рынок труда" Семинар: Построение графиков совокупного спроса. Задачи. |
24 | 01.04.2013 | Лекция: Совокупное
предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие в модели
AD–AS. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Домашняя контрольная работа на тему "Совокупный спрос и совокупное предложение.Денежный рынок. Рынок труда" Семинар: Решение задач на равновесие модели AD-AS. |
|
25 | 08.04.2013 | Государство и экономика. | Лекция:
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика: цели, инструменты, проблемы
осуществления. Кредитно-денежная
политика. Сущность и цели. Методы кредитно-денежной политики. Операции на
открытых рынках. Изменение учетной ставки. Политика дешёвых денег. Политика
дорогих денег. Последствия кредитно-денежной политики. Семинар: Задачи на кривую Лаффера. Решение задач с применением государственной политики. |
26 | 15.04.2013 | Международная экономика. | Лекция: Внешнеэкономическая деятельность. Международное
разделение труда. Международная торговля.
Движение факторов производства. Валютный курс. Платежный баланс.
Тест на тему "Экономическая политика государства" Семинар: Внешнеторговые ограничения. Кривые производственных возможностей. Выгоды международной торговли. |
27 | 22.04.2013 | Экзамен | Экзамен (Консультация к экзамену будет проведена в субботу перед экзаменом, 20.04.2013) |
28 | 29.04.2013 | Пересдача | Пересдача |
29 | 06.05.2013 | Пересдача | Пересдача (если необходимо) |
13.05.2013 | |||
20.05.2013 | |||
27.05.2013 | |||
03.06.2013 | |||
10.06.2013 | |||
17.06.2013 | |||
24.06.2013 | |||
Список литературы | |||
1 | Автономов В. С. (2001) Введение в экономику. М, «Вита-Пресс» | ||
2 | Азимов Л. Б. (1998) Преподавание курса «Введение в экономику» М., «Вита-Пресс» | ||
3 | Азимов Л. Б., Петрин Д. А. (1999) Экономика. М., Издательство АСТ | ||
4 | Варианты вступительных тестов по обществознанию на экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова | ||
5 | Вэриан Х. Р. (1997) Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., «Юнити» | ||
6 | Иванов С. И. (2000) Основы экономической теории. М., «Вита-Пресс». | ||
7 | Липсиц И. В. (1994) Экономика без тайн. М., «Вита-Пресс». | ||
8 | Макконнелл К. Р., Брю С. Л. (2001) Экономикс. М., «Инфра – М». | ||
9 | Матвеева Т. Ю. (2007) Введение в макроэкономику, «Издательский дом ГУ-ВШЭ». | ||
10 | Мицкевич А. А. (2000) Сборник заданий по экономике. М., «Вита –Пресс» | ||
11 | Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. (2001) Микроэкономика. М., «Дело», 2001 | ||
12 | Равичев С., Григорьев С. Сборник задач по экономике с решениями. 8-11 классы. | ||
13 | Равичев С., Григорьев С. Сборник текстовых задач по экономике. 8-11 классы. | ||
14 | Сакс Д. Д., Ларрен Ф. Б. (1996) Макроэкономика. Глобальный подход. М., «Дело». | ||
15 | Самуэльсон П., Нордхаус В. (2006) Economics.М. «Вильямс» | ||
16 | Фишер С., Дорнбуш Р. (2001) Макроэкономика | ||
17 | Хайман Д.Н.(1992) Современная микроэкономика: анализ и применение.М. "Финансы и статистика" | ||
18 | Blanchard O.(2000) MacroeconomicsParentice Hall | ||
19 | Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М.(2000) 50 лекций по микроэкономике, изд. «Экономическая шк | ||
20 | Туманова Е.А., Шагас Н.Л (2006) Макроэкономика-2, изд-во МГУ | ||