Спецкурс Базовая Экономика
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Подругина Анастасия, Челабиев Рустам, Козлова Наталья, Лобода Лилия, Махкамов Лазиз, Николаев-Пасухин Станислав, Новожилов Сергей, Москалёва Александра
5 Стажёры нет
6 Время проведения Понедельник 18:55 - 20:15
7 Цель курса Обучение школьников основам экономической теории, получение ими базовых знаний по экономике.
8 Задачи курса  • ознакомление учащихся с основными понятиями, методами и подходами микро- и макроэкономики;
 • обучение решению задач различного уровня сложности с применением экономико-математических моделей;
 • обеспечение учащихся информацией, достаточной для выполнения экономических заданий базового уровня на различных экзаменах и олимпиадах, в том числе ЕГЭ.
9 Особенности курса Базовый курс по экономике
10 Формат проведения занятия Курс состоит из двух частей: лекционной и семинарской.
 Лекции посвящены знакомству с экономикой, её основными понятиями, проблемами, методами исследований. Лекции обзорные и ознакомительные, не предполагают использования математического аппарата, выходящего за рамки школьной программы.
 На 3 лекциях в семестре будут проведены небольшие тестовые работы (10-15 минут). На одной лекции в семестре будет контрольная работа на одну пару.
 Семинарские занятия в малых группах призваны закрепить и углубить знания, даваемые на лекциях. На семинарах решаются задачи различного уровня сложности без применения сложных экономико-математических моделей. В рамках семинара проводятся обсуждения по тематике прочтённых лекций. Занятие предполагает активное участие семинариста — он сообщает значительное количество информации, не прозвучавшей на лекциях. Семинарские занятия во всех группах проводятся по единой программе и по единым материалам.
 Семинары проводятся в четырех учебных группах. Разделение учащихся по семинарским группам будет проведено в порядке выбора учащимися удобного для них времени посещения семинаров, независимо от уровня подготовленности учащихся.
 Семинары проводятся в разных формах - на части семинаров школьники решают задачи самостоятельно, в таком случае на каждого преподавателя приходится по 5-10 человек. Другие семинары проводятся с вызовом школьников к доске, в таком случае один из семинаристов работает "с доской", помогая и контролируя решение общих задач, второй семинарист работает с остальными школьниками. 
11 Целевая аудитория Школьники, как не изучавшие экономику, так и знакомые с ней
12 Краткое описание курса курс предполагает обучение школьников основам экономической теории, получение слушателями базовых знаний по экономике.
13 Количество слушателей свыше 30 человек
14 Отбор нет
15 Формы контроля и
система отчётности
текущий контроль на лекциях обеспечивается небольшими тестами (3 в семестр); одной контрольной работой (на пару) и одной домашней контрольной работой в семестр (на аналитическое и графическое решение задач) Рейтинг ведется в режиме реального времени, учащиеся будут иметь возможность отслеживать рейтинг. Все учащиеся на курсе сдают письменный экзамен (тестовые вопросы, задачи, открытые вопросы).

 Разбивка по баллам в семестре: Лекции (130), Контрольная работа (60), Домашняя контрольная работа (40), Мини-тесты (3∙10=30), Семинары (110), Кейсы (30), Эссе (3*10=30), Экзамен (200). Всего: 500
 Оценка семинарских занятий (110 баллов в семестр): 3 -- активная работа на занятии — всего 30 баллов за семестр;  8 -- домашние задания — всего 80 баллов за семестр
 Важно:  1.Допуск до экзамена – 40% от семестровых баллов (120 баллов), 
2.Экзамен не считается сданным, если экзаменационная работа написана менее чем на 30% (60 баллов) независимо от количества баллов за семестр,  Удовлетворительная оценка: Выполнение обеих критериев, при сумме менее 50%  Хорошо: Выполнение обеих критериев, при сумме за семестр, от 51 до 70% Отлично: Выполнение обеих критериев, при сумме за семестр выше 70%

 В конце 11 класса все школьники ЭМШ сдают Базовую экономику в качестве выпускного экзамена по экономике, независимо от того, посещали они курс или нет.
 Для учеников 11 класса выставляется 2 оценки: одна за выполненный экзамен и одна за курс для тех, кто его посещал. Для каждого семестра существует две возможности пересдачи (даты прописаны в программе). Никакого другого способа пересдать экзамен нет. К пересдаче, как и к экзамену, допускаются только те люди, которые набрали критерий на семестр.
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ да
20 Дополнительная информация о курсе Пн - лекция,
Вт - семинар (Козлова Наташа/Москалёва Саша) 1-ая пара,
Чт - семинар (Подругина Настя/Николаев-Пасухин Стас; Махкамов Лазиз/Лобода Лилия) 1-ая пара. (Новожилов Сергей/Челабиев Рустам) - 2ая пара

Будут проводится дополнительные, факультативные лекции на темы:
1) Экономика счастья.  12 октября
2) Маркетинг. Маркетологи. Маркетёры. 9 ноября
3) Финансы.Ценные бумаги. Финансисты. 30 ноября
4) Экономический рост: Солоу для самых маленьких. 15 марта
5) Экономические модели формирования норм и правил 29 марта
6)  Теория кооперации и социальный капитал. 12 апреля
*Лекций может быть больше. Порядок может меняться.                                                      Дан список Факультативов, которые точно состоятся
Позанятийный план
№ занятия Дата (Понедельник) Тематический блок План занятия
1 01.10.2012 Базовые экономические понятия. Лекция: Экономика сегодня.Микроэкономика. Макроэкономика. Экономика общественного сектора. Институциональная экономика. Политическая экономика(Event studies). Экономика счастья.

Семинар: Производная: основные определения, применение в экономике, решение математических задач.
2 08.10.2012    Лекция: Выбор.  Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить.Альтернативная стоимость и упущенная выгода. Кривая производственных возможностей. Экономическая система. Функции экономической системы.

 Семинар: Обсуждение основ экономической теории, решение задач на альтернативную стоимость.Кривая производственных возможностей.Сложение КПВ для линейного случая.
3 15.10.2012 Спрос и предложение.
 Рыночное равновесие.
 Лекция: Виды экономических систем: традиционная, централизованная (командная), рыночная и смешанная (краткий обзор). Спрос. Величина, функция и цена спроса. Закон и кривая спроса. Исключения из закона спроса. Предложение. Величина, функция и цена предложения. Закон и кривая предложения.

 Семинар: Обсуждение различных типов экономических систем. Построение простейших графиков спроса и предложения.
4 22.10.2012    Лекция: Рыночное равновесие, дефицит товара и избыток товара на рынке. Процесс рыночного образования. Неценовые факторы спроса. Субституты и комплементы. Нормальные товары и товары низшей категории.  Неценовые факторы предложения. Изменение рыночного равновесия вследствие изменения спроса и/или предложения.

 Тест "Базовые понятия экономики"

 Семинар: Решение задач на рыночное равновесие, сдвиги спроса и предложения и их влияние на равновесие.
5 29.10.2012    Лекция: Ценовая эластичность спроса: определение, дуговая, точечная. Классификация спроса по ценовой эластичности. Взаимосвязь эластичности спроса и выручки продавцов. Факторы ценовой эластичности спроса. Ценовая эластичность предложения: определение, дуговая, точечная. Классификация предложения по ценовой эластичности. Факторы ценовой эластичности предложения.

 Домашняя контрольная работа по темам «Эластичность» и «Рыночное равновесие».

 Семинар: Задачи на эластичность.
6 05.11.2012 Потребление Лекция (состоится 02.11): Поведение потребителя. Полезность. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский доход. Влияние изменения цен на доход потребителя. Номинальный и реальный доход. Эффекты дохода и замещения. Перекрестная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу. Закон Энгеля.

 Тест «Спрос и предложение. Рыночное равновесие»

 Семинар: Обсуждение теории полезности. Задача максимизации полезности потребителя на качественном уровне (без аналитики и ММЛ). Расчёт различных эластичностей.
7 12.11.2012  Контрольная на пару Работа на тему «Введение в экономическую теорию. Спрос и предложение. Потребление».

 Семинар: Резерв. Разбор контрольной работы.
8 19.11.2012 Теория фирмы  Лекция: Понятие фирмы. Цели и задачи фирмы. Основные типы фирм. Организационно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Источники финансирования предприятий. Ценные бумаги: акции и облигации. Открытые и закрытые акционерные общества.

 Семинар: Обсуждение различных форм организации предпринимательской деятельности в России, основных вопросов инвестирования в ценные бумаги.
9 26.11.2012    Лекция: Доход, издержки и прибыль фирмы. Виды издержек: экономические и бухгалтерские. Общие, средние и предельные величины в экономике.

 Семинар: Общие, средние и предельные величины в экономике. Разбор примеров и задач. Качественное обсуждение рыночных структур.
10 03.12.2012 Рыночные структуры  Лекция: Конкурентная среда. Ценовая и неценовая конкуренция. Понятие рыночной структуры и рыночной власти. Критерии определения рыночной структуры.Общие, средние и предельные издержки фирмы. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Максимизация прибыли фирмой на рынке совершенной конкуренции.

 Семинар: Издержки фирмы и максимизация прибыли фирмой на конкурентном рынке.
11 10.12.2012    Лекция: Максимизация прибыли фирмой-монополистом. Виды монополий: закрытые, естественные и открытые; дискриминирующие и недискриминирующие. Олигополия. Поведение фирм-олигополистов на рынке. Монополистическая конкуренция. Роль дифференциации продукта при монополистической конкуренции.

 Работа на тему «Фирма. Доход, издержки и прибыль фирмы». Домашняя контрольная работа по теме: «Рынок и Рыночные структуры».

 Семинар: Монополия - решение задач
12 17.12.2012 Консультация к экзамену Консультация к экзамену.

 Резерв
13 24.12.2012 Экзамен Экзамен
  31.12.2012    
  07.01.2013    
14 14.01.2013 Пересдача Пересдача (если необходимо)
15 21.01.2013 Пересдача Пересдача (если необходимо)
16 28.01.2013 Макроэкономика. Основные понятия.  Лекция:Макроэкономика. Макроэкономические показатели (отличие от микроэкономических – агрегация и индексация). Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт. Валовой национальный продукт. Методы подсчета ВВП и ВНП по доходам, расходам и добавленной стоимости продукции. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.

 Семинар: Решение задач на расчёт ВВП, его составных частей.
17 04.02.2013    Лекция: Рынки факторов производства. Спрос фирмы на факторы производства. Факторы, опредяющие спрос на товары и услуги.  Равновесие на рынке товаров и услуг. Равновесие на финансовых рынках. Спрос и предложение заемных средств.

 Семинар: Равновесие на финансовых рынках. Обсуждение. Задачи.
18 11.02.2013 Деньги. Инфляция.  Лекция: Деньги. Функции денег. Денежные агрегаты и денежная масса. Ликвидность. Закон денежного обращения (уравнение Фишера). Инфляция. Виды и причины инфляции. Количественные показатели инфляции.

 Семинар: Расчёт величины денежной массы. Обсуждение уравнения Фишера. Расчёт показателей инфляции.
19 18.02.2013 Денежный рынок и кредитно-банковская система.  Лекция: Денежный рынок. Кредит и кредитный процент. Депозит и депозитный процент. Номинальная и реальная процентная ставка. Создание кредитных денег банковской системой. Структура кредитно-банковской системы. Кредитно-денежный мультипликатор.

 Тест на тему "Деньги. Инфляция."

 Семинар: Задачи, решаемые банковским вкладчиком и самим банком
  25.02.2013    
20 04.03.2013 Рынок труда  Лекция: Рынок труда. Особенности спроса, предложения и конкуренции. Ставка заработной платы. Экономически активное и неактивное население. Безработица и ее типы в зависимости от причин возникновения . Естественная безработица. Уровень безработицы. Последствия безработицы. Закон Окуня.  Инфляция и безработица. Кривая Филлипса.

 Семинар: Решение задач по экономике труда.
21 11.03.2013 Экономический рост Семинар: Понятие и показатели экономического роста. Типы экономического роста. Источники экономического роста: механизм перехода сбережений в инвестиции. Экономические циклы: циклы деловой активности (бизнес-циклы), большие циклы Кондратьева. Причины циклического развития.
22 18.03.2013 Контрольная на пару Работа по темам "Деньги. Инфляция." "Денежный рынок и кредитно-банковская система." "Рынок труда"

 Семинар: Разбор контрольной работы. Резерв.
23 25.03.2013 Макроэкономическое равновесие  Лекция: Краткосрочный и долгосрочный периоды в макроэкономике. Модель AD-AS. Совокупный спрос, факторы совокупного спроса.

 Тест на темы "Экономический рост" и "Рынок труда"

 Семинар: Построение графиков совокупного спроса. Задачи.
24 01.04.2013    Лекция: Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие в модели AD–AS. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

 Домашняя контрольная работа на тему "Совокупный спрос и совокупное предложение.Денежный рынок. Рынок труда"

 Семинар: Решение задач на равновесие модели AD-AS.
25 08.04.2013  Государство и экономика.  Лекция: Бюджетно-налоговая (фискальная) политика: цели, инструменты, проблемы осуществления.  Кредитно-денежная политика. Сущность и цели. Методы кредитно-денежной политики. Операции на открытых рынках. Изменение учетной ставки. Политика дешёвых денег. Политика дорогих денег. Последствия кредитно-денежной политики.

 Семинар: Задачи на кривую Лаффера. Решение задач с применением государственной политики.
26 15.04.2013 Международная экономика. Лекция: Внешнеэкономическая деятельность. Международное разделение труда. Международная торговля.  Движение факторов производства. Валютный курс. Платежный баланс.

 Тест на тему "Экономическая политика государства"

 Семинар: Внешнеторговые ограничения. Кривые производственных возможностей.  Выгоды международной торговли.
27 22.04.2013 Экзамен Экзамен (Консультация к экзамену будет проведена в субботу перед экзаменом, 20.04.2013)
28 29.04.2013 Пересдача Пересдача
29 06.05.2013 Пересдача Пересдача (если необходимо)
  13.05.2013    
  20.05.2013    
  27.05.2013    
  03.06.2013    
  10.06.2013    
  17.06.2013    
  24.06.2013    
Список литературы
1 Автономов В. С. (2001) Введение в экономику. М, «Вита-Пресс»
2 Азимов Л. Б. (1998) Преподавание курса «Введение в экономику» М., «Вита-Пресс»
3 Азимов Л. Б., Петрин Д. А. (1999) Экономика. М., Издательство АСТ
4 Варианты вступительных тестов по обществознанию на экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
5 Вэриан Х. Р. (1997) Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., «Юнити»
6 Иванов С. И. (2000) Основы экономической теории. М., «Вита-Пресс».
7 Липсиц И. В. (1994) Экономика без тайн. М., «Вита-Пресс».
8 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. (2001) Экономикс. М., «Инфра – М».
9 Матвеева Т. Ю. (2007) Введение в макроэкономику, «Издательский дом ГУ-ВШЭ».
10 Мицкевич А. А. (2000) Сборник заданий по экономике. М., «Вита –Пресс»
11 Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. (2001) Микроэкономика. М., «Дело», 2001
12 Равичев С., Григорьев С. Сборник задач по экономике с решениями. 8-11 классы. 
13 Равичев С., Григорьев С. Сборник текстовых задач по экономике. 8-11 классы. 
14 Сакс Д. Д., Ларрен Ф. Б. (1996) Макроэкономика. Глобальный подход. М., «Дело». 
15 Самуэльсон П., Нордхаус В. (2006) Economics.М. «Вильямс»
16 Фишер С., Дорнбуш Р. (2001) Макроэкономика
17 Хайман Д.Н.(1992) Современная микроэкономика: анализ и применение.М. "Финансы и статистика"
18 Blanchard O.(2000) MacroeconomicsParentice Hall
19 Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М.(2000) 50 лекций по микроэкономике, изд. «Экономическая школа»
20 Туманова Е.А., Шагас Н.Л (2006) Макроэкономика-2, изд-во МГУ