Спецкурс | Сорок два | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Анастасия Баулина, Мария Павлова | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Развитие системного, логического и критического подхода к анализу разнообразных явлений | |
8 | Задачи курса | 1.Дать представление о процессах познания и осмысления
окружающего мира 2.Продемонстрировать логическо-историческую взаимосвязь социальных, экономических и культурных событий 3.Помочь школьникам выработать подход к анализу окружающих их событий |
|
9 | Особенности курса | Курс носит междисциплинарный характер и является дополнительным по отношению к стандартным школьным и университетским программам, позволяющим расширить понимание школьников отношении изучаемых наук. | |
10 | Формат проведения занятия | Леминар - большая часть занятия представляет собой лекцию - порядка 50-60 минут, далее дискуссия о содержании лекции или, в 1 блоке - упражнения на логику. | |
11 | Целевая аудитория | Школьники, которые хотят развить в себе аналитическое и логическое мышление, имеющие базовые знания по истории и географии. | |
12 | Краткое описание курса | Курс посвящен проблемам познания и анализа и позволяет школьникам сформировать критический, аналитический подход на примере историко-географического и экономического развития мира. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | нет | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Курс предполагает выполнение школьниками домашних заданий в
форме решения логических упражнений (1семестр), написания эссе (2000-3000
знаков) по выбранной тематике занятия, а также написание 1 реферата
(15000-20000 знаков) по выбору из тем, предложенных преподавателями в начале
2 семестра. В конце каждого семестра проводится экзамен: 1 семестр: решение логических задач (в соответствии с блоком1) и разбор фрагмента текста (в соответствии с блоком 3) 2 семестр: защита реферата, выполненного во 2м семестре и ответ на теоретический вопрос по пройденному материалу Итоговая оценка складывается, исходя из следующих критериев: экзамен (40%)(в оценку за экзамен в 1 семестре входит оценка за эссе), выполнение домашних заданий (30%), участие в дискуссии на занятии (30%) |
|
16 | Курс пользуется системой Моя ЭМШ | Да. | |
20 | Дополнительная информация о курсе | На курсе освещаются вопросы познания как науки и категории философского знания, изучаются механизмы логического анализа, которые в последствии могут быть применены для анализа исторических, географических, культурных, экономических и других явлений. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 02.10.2012 | Введение. Основы логики |
Вводная часть 20 минут (рассказ о курсе, форме отчетности,
предоставление плана курса) Логика мышления и наука логика, Логические приёмы: анализ и синтез. Принципы суждений, уточнение содержания суждений, Условные, разделительные и категорические суждения. Суждения возможности, действительности и необходимости УПРАЖНЕНИЯ: последние 20 минут |
2 | 09.10.2012 | Основы логики | Основные законы логического мышления: Понятие о логическом законе Законы тождества, противоречия, исключённого третьего, достаточного основания Дедуктивные умозаключения, понятие силлогизма УПРАЖНЕНИЯ: последние 20 минут |
3 | 16.10.2012 | Основы логики | Индуктивные умозаключения: Полна и неполная индукция, научная индукция, Методы
исследования причинной связи явлений, Построение и проверка гипотезы, Принципы доказательства: Состав доказательства Доказательства прямые и косвенные,
Опровержение Понятие системного мышления, системного подхода УПРАЖНЕНИЯ: последние 20 минут |
4 | 23.10.2012 | Философия познания | Проблема осмысления мира как источник философии познания: введение понятий о философии и ее разделах, выделение философии познания как изучаемой темы. Гносеология в системе типов культуры, в индийской культуре и китайской философии. Сенсуалистические взгляды Протагора. Демокрит об эйдосах, о качествах первичных и вторичных. Гносеологические взгляды Платона, Аристотеля. Эпикурейцы и скептики о познании. Зависимость гносеологии Средневековья от религии и церкви |
5 | 30.10.2012 | Философия познания | Врожденность идей и источники познания
(на примере философии Нового Времени): Ф. Бекон о четырех основных типах, «призраках», заблуждений. Место индукции в теории познания Ф. Бекона. «Истина – дочь времени, а не авторитетов». Декарт о субъекте и материальной субстанции, о врождённых идеях. Монизм философии Спинозы и учение о соответствии порядка идей порядку природы. «Нет врождённых идей, имеются только врождённые способности». Место теории познания в творчестве Джона Локка. Три источника познания. Давид Юм о причинности явлений внешнего мира. Post hoc, ergo propter hoc |
6 | 06.11.2012 | Философия познания | Диалектическая логика как метод познания
и изложения содержания философии (на примере немецкой классической
философии): Проблемы гносеологии в философии Иммануила Канта Категории чистого рассудка. Шеллинг о научных открытиях философским образом. Натурфилософия Шеллинга Единство составных частей – Онтологии, Гносеологии и Диалектики - в философии Гегеля. Оптимизм гносеологических взглядов Философа. От живого созерцания – к абстрактному мышлению, а от него – к диалектической логике. |
7 | 13.11.2012 | Философия познания | Логика открытия и логика обоснования (на
примере учений философии ХХ столетия):
Феноменология Э. Гуссерля. Понятие феноменологической редукции Идеи гегелевской "Феноменологии духа" Культурологический взгляд на познание (культурология, герменевтика, частично структурализм) Философские основания науки. Их эвристическая и методологическая функции. Проблема обоснования научного знания. . К.Поппер: научное знание как гипотеза. «Критический рационализм» и проблема демаркации между наукой и метафизикой. "Теория и ее защитный пояс" Лакатоса |
8 | 20.11.2012 | Философия познания | Обобщение пройденного материала. |
9 | 27.11.2012 | Культорологический блок | Искусство как способ осмысления мира. Предмет и содержание искусства. Форма. Образ. Концептуальный уровень художественного произведения (тематика, проблематика, конфликт и пафос). |
10 | 04.12.2012 | Культорологический блок | Понятие критического анализа художественного произведения. Критика как движущаяся риторика и эстетика. Объективное и субъективное в критическом анализе. Методология анализа текста (художественного и нехудожественного). Обсуждение со школьниками выбора произведения для дальнейшего анализа. (Примерный список литературы предоставляется преподавателями) |
11 | 11.12.2012 | Культорологический блок | Понятие художественно-выразительных средств произведения, жанровые особенности и знаковая система произведения. Разбор поэтического и прозаического произведений на занятии |
12 | 18.12.2012 | Культорологический блок | Понятие исторического и культурного контекста создания художественного произведения. Литературные салоны как место обсуждения и создания литературных произведений. Пушкин и Декабристы.Сатира как отражение процессов общества. Сатирическая деятельность Крылова. Чернышевского. Проблема цензуры и творчества. |
13 | 25.12.2012 | Культорологический блок | Учимся излагать свои мысли. Как написать эссе. Выбор тем для эссе, которое школьники пишут к 15 января. |
01.01.2013 | |||
08.01.2013 | |||
14 | 15.01.2013 | Экзамен | Решение логических задач, самостоятельный разбор школьниками предложенного фрагмента текста (художественного или аналитического по выбору) с последующим обсуждением. |
22.01.2013 | Чаептие | ||
29.01.2013 | |||
15 | 05.02.2013 | подведение итогов 1 семестра | Введение в историко-экономический блок. Взаимосвязь геополитических и хозяйственных процессов в контексте мировой истории. Рассказ о схеме занятий во 2 семестре. Обсуждение со школьниками списка тем для реферата. |
16 | 12.02.2013 | Историко-географический блок | Историко-географическая характеристика России - кратко о Древней Руси (небольшие государства, выбор религии и крещение Руси), расширение территории на протяжении столетий, более подробно - об изменениях (исторических и территориальных) царской России и СССР, изучение зависимости изменения территориальных границ России от исторического периода и окружающих событий |
17 | 19.02.2013 | Историко-географический блок | Динамика развития Европы - создание первых государств, осваивание территорий, возникающие при этом проблемы и их методы решения в различных странах, важность эпохи Великих географических открытий в развитии Европы. Первая и Вторая мировые войны, Европейский союз - дискуссия о тенденциях к объединению и разъединению в Европе. Современное экономико-географическое положение Европы и его изменения. |
26.02.2013 | |||
18 | 05.03.2013 | Историко-географический блок | Северная Америка и Латинская Америка - что такое Новый Свет и почему им не стала Латинская Америка в полной мере? Территориальное расположение, особенности. Лекция об истории освоения Северной Америки, тенденции развития Южной Америки, наибольшее внимание будет уделяться периоду "с 15 века и позже" .Возможные пути развития Америки при обнаружении ее позже, или раньше - дискуссия со школьниками. |
19 | 12.03.2013 | Историко-географический блок | Азия - экономико-географическое положение, древний Китай и Индия, внимание к данной территории Европы в различные исторические периоды, отдельное внимание - к разному пути развития стран - отличие японского "закрытого пути" от других. Будущее - за азиатами или нет? |
20 | 19.03.2013 | Историко-географический блок | Краткий (30 минут) рассказ о динамике развития Африки - Египетское царство, колонизация, шансы на выход из многолетнего кризиса и существования на субсидии других государств. Оставшееся время лекции - обобщающая дискуссия со школьниками об общемировой глобализации, направлениях развития разных концов света, оценка различных мнений на этот счет. |
21 | 26.03.2013 | Политэкономический блок | Введение в политэкономический блок.
Понятие экономической теории как науки. Воздействие исторических процессов на осмысление экономических процессов. Проблемы допущений и ограничений. Исторический фон формирование экономической мысли Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Формирование и конфликты экономических школ. |
22 | 02.04.2013 | Политэкономический блок | Центральные понятия экономической теории. Понятие рынка, спроса и предложения, экономического равновесия. Понятия равновесия у представителей австрийской школы. Денежная теория в свете тенденций эволюции денежных систем в ХХ веке. «Денежная иллюзия», нейтральность денег. |
23 | 09.04.2013 | Политэкономический блок | Осмысление поведения человека как экономического агента. Понятие человеческих потребностей, концепция полезности. Понятие homo economicus. Проблема рациональности экономических агентов. Склонность к риску. Проблема отражения неэгоистичного поведения |
24 | 16.04.2013 | Политэкономический блок | Роль государства и рынка в осмыслении хозяйственных процессов. Laissez Faire. Влияние денежной и фискальной политики на экономическую стабильность: монетаризм против кейнсианства. Влияние политического курса на выбор государственной экономической политики. Либерализм. Институционализм |
25 | 23.04.2013 | Политэкономический блок | Своеобразие русской экономической мысли: Критика капитализма А.И. Герцена. Этические и гуманистичекие идеи Н.А.Бердяева и С.Н.Булгакова. Концепция социально-экономического развития России М.И.Туган-Барановского и А.В. Чаянова. Теория экономических циклов Кондратьева. |
26 | 30.04.2013 | Экзамен | Защита реферата, теоретический вопрос по пройденному материалу (в привязке к теме реферата) |
07.05.2013 | подведение итогов курса, чаепитие | ||
14.05.2013 | |||
21.05.2013 | |||
28.05.2013 | |||
04.06.2013 | |||
11.06.2013 | |||
18.06.2013 | |||
25.06.2013 | |||
Список литературы | |||
1 | В.А. Бочаров Основы Логики | ||
2 | Библер В.С. Итоги и замыслы // Вопр. философии. 1993. №5. | ||
3 | Гегель. Феноменология духа (С-Д) (выдержки) | ||
4 | Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочерксасск, 1994. | ||
5 | В поисках теории развития науки. М.: Наука, 1982. | ||
6 | Мортимер Адлер "Как читать книги?" | ||
7 | Русская литерат | ||
8 | Бертран Рассел "История Западных Цивилизаций" (выдержки) | ||
9 | Пашканг К.В. «Физическая география. Пособие для поступающих в вузы.» М., 1995 | ||
10 | Гумилев Л.Н. " | ||
11 | Орлов А.С., Георгиев В.А. "История России", М.:Проспект, 1999 | ||
12 | Вольский В.В., Родионова И.А., Слука А.Е. «Социально-экономическая география зарубежного мира», Дроф | ||
13 | Аникин А.В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта, 2009 | ||
14 | |||
14 | |||