Спецкурс Сорок два
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Анастасия Баулина, Мария Павлова
5 Стажёры  
6 Время проведения Вторник 18:55 - 20:15
7 Цель курса Развитие системного, логического и критического подхода к анализу разнообразных явлений
8 Задачи курса 1.Дать представление о процессах познания и осмысления окружающего мира
2.Продемонстрировать логическо-историческую взаимосвязь социальных, экономических и культурных событий
3.Помочь школьникам выработать подход к анализу окружающих их событий
9 Особенности курса Курс носит междисциплинарный характер и является дополнительным по отношению к стандартным школьным и университетским программам, позволяющим расширить понимание школьников отношении изучаемых наук.
10 Формат проведения занятия Леминар - большая часть занятия представляет собой лекцию - порядка 50-60 минут, далее дискуссия о содержании лекции или, в 1 блоке - упражнения на логику.
11 Целевая аудитория Школьники, которые хотят развить в себе аналитическое и логическое мышление, имеющие базовые знания по истории и географии.
12 Краткое описание курса Курс посвящен проблемам познания и анализа и позволяет школьникам сформировать критический, аналитический подход на примере историко-географического и экономического развития мира. 
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор нет
15 Формы контроля и
система отчётности
Курс предполагает выполнение школьниками домашних заданий в форме решения логических упражнений (1семестр), написания эссе (2000-3000 знаков) по выбранной тематике занятия, а также написание 1 реферата (15000-20000 знаков) по выбору из тем, предложенных преподавателями в начале 2 семестра.
В конце каждого семестра проводится экзамен:
1 семестр: решение логических задач (в соответствии с блоком1) и разбор фрагмента текста (в соответствии с блоком 3)
2 семестр: защита реферата, выполненного во 2м семестре и ответ на теоретический вопрос по пройденному материалу
Итоговая оценка складывается, исходя из следующих критериев:
экзамен (40%)(в оценку за экзамен в 1 семестре входит оценка за эссе), выполнение домашних заданий (30%), участие в дискуссии на занятии (30%)
16 Курс пользуется системой Моя ЭМШ Да.
20 Дополнительная информация о курсе На курсе освещаются вопросы познания как науки и категории философского знания, изучаются механизмы логического анализа, которые в последствии могут быть применены для анализа исторических, географических, культурных, экономических и других явлений.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Вторник) Тематический блок План занятия
1 02.10.2012 Введение.
Основы логики
Вводная часть 20 минут (рассказ о курсе, форме отчетности, предоставление плана курса)
Логика мышления и наука логика
, Логические приёмы: анализ и синтез. Принципы суждений, уточнение содержания суждений, Условные, разделительные и категорические суждения. Суждения возможности, действительности и необходимости
УПРАЖНЕНИЯ: последние 20 минут
2 09.10.2012 Основы логики Основные законы логического мышления: Понятие о логическом законе 
Законы тождества, противоречия, исключённого третьего, достаточного основания
Дедуктивные умозаключения, понятие силлогизма
УПРАЖНЕНИЯ: последние 20 минут
3 16.10.2012 Основы логики Индуктивные умозаключения: Полна и неполная индукция, научная индукция, Методы исследования причинной связи явлений, Построение и проверка гипотезы, Принципы доказательства: Состав доказательства  Доказательства прямые и косвенные, Опровержение
Понятие системного мышления, системного подхода
УПРАЖНЕНИЯ: последние 20 минут
4 23.10.2012 Философия познания Проблема осмысления мира как источник философии познания: введение понятий о философии и ее разделах, выделение философии познания как изучаемой темы. Гносеология в системе типов культуры, в индийской культуре и китайской философии. Сенсуалистические взгляды Протагора.  Демокрит об эйдосах, о качествах первичных и вторичных. Гносеологические взгляды Платона, Аристотеля. Эпикурейцы и скептики о познании.   Зависимость гносеологии Средневековья от религии и церкви
5 30.10.2012 Философия познания Врожденность идей и источники познания (на примере философии Нового Времени):
Ф. Бекон о четырех основных типах, «призраках», заблуждений.  Место индукции в теории познания Ф. Бекона. «Истина – дочь времени, а не авторитетов».
 Декарт о субъекте и материальной субстанции, о врождённых идеях.
Монизм философии Спинозы и учение о соответствии порядка идей порядку природы. «Нет врождённых идей, имеются только врождённые способности».
Место теории познания в творчестве Джона Локка.   Три источника познания.
Давид Юм о причинности явлений внешнего мира. Post hoc, ergo propter hoc
6 06.11.2012 Философия познания Диалектическая логика как метод познания и изложения содержания философии (на примере немецкой классической философии):
Проблемы гносеологии в философии Иммануила Канта Категории чистого рассудка.
Шеллинг о научных открытиях философским образом. Натурфилософия Шеллинга
Единство составных частей – Онтологии, Гносеологии и Диалектики - в философии Гегеля. Оптимизм гносеологических взглядов Философа.  От живого созерцания – к абстрактному мышлению, а от него – к диалектической логике. 
7 13.11.2012 Философия познания Логика открытия и логика обоснования (на примере учений философии ХХ столетия): Феноменология Э. Гуссерля. Понятие феноменологической редукции
Идеи гегелевской "Феноменологии духа" Культурологический взгляд на познание (культурология, герменевтика, частично структурализм)
 Философские основания науки. Их эвристическая и методологическая функции. Проблема обоснования научного знания. . К.Поппер: научное знание как гипотеза. «Критический рационализм» и проблема демаркации между наукой и метафизикой. "Теория и ее защитный пояс" Лакатоса
8 20.11.2012 Философия познания Обобщение пройденного материала.
9 27.11.2012 Культорологический блок Искусство как способ осмысления мира. Предмет и содержание искусства. Форма. Образ. Концептуальный уровень художественного произведения (тематика, проблематика, конфликт и пафос). 
10 04.12.2012 Культорологический блок Понятие критического анализа художественного произведения. Критика как движущаяся риторика и эстетика. Объективное и субъективное в критическом анализе. Методология анализа текста (художественного и нехудожественного). Обсуждение со школьниками выбора произведения для дальнейшего анализа. (Примерный список литературы предоставляется преподавателями)
11 11.12.2012 Культорологический блок Понятие художественно-выразительных средств произведения, жанровые особенности и знаковая система произведения. Разбор  поэтического и прозаического произведений на занятии
12 18.12.2012 Культорологический блок Понятие исторического и культурного контекста создания художественного произведения. Литературные салоны как место обсуждения и создания литературных произведений. Пушкин и Декабристы.Сатира как отражение процессов общества. Сатирическая деятельность Крылова. Чернышевского. Проблема цензуры и творчества.
13 25.12.2012 Культорологический блок Учимся излагать свои мысли. Как написать эссе. Выбор тем для эссе, которое школьники пишут к 15 января.
  01.01.2013    
  08.01.2013    
14 15.01.2013 Экзамен Решение логических задач, самостоятельный разбор школьниками предложенного фрагмента текста (художественного или аналитического по выбору) с последующим обсуждением.
  22.01.2013 Чаептие  
  29.01.2013    
15 05.02.2013 подведение итогов 1 семестра Введение в историко-экономический блок. Взаимосвязь геополитических и хозяйственных процессов в контексте мировой истории.  Рассказ о схеме занятий во 2 семестре. Обсуждение со школьниками списка тем для реферата.
16 12.02.2013 Историко-географический блок Историко-географическая характеристика России - кратко о Древней Руси (небольшие государства, выбор религии и крещение Руси), расширение территории на протяжении столетий, более подробно - об изменениях (исторических и территориальных) царской России и СССР, изучение зависимости изменения территориальных границ России от исторического периода и окружающих событий  
17 19.02.2013 Историко-географический блок Динамика развития Европы - создание первых государств, осваивание территорий, возникающие при этом проблемы и их методы решения в различных странах, важность эпохи Великих географических открытий в развитии Европы. Первая и Вторая мировые войны, Европейский союз - дискуссия о тенденциях к объединению и разъединению в Европе. Современное экономико-географическое положение Европы и его изменения.
  26.02.2013    
18 05.03.2013 Историко-географический блок Северная Америка и Латинская Америка - что такое Новый Свет и почему им не стала Латинская Америка в полной мере? Территориальное расположение, особенности. Лекция об истории освоения Северной Америки, тенденции развития Южной Америки, наибольшее внимание будет уделяться периоду "с 15 века и позже" .Возможные пути развития Америки при обнаружении ее позже, или раньше - дискуссия со школьниками.
19 12.03.2013 Историко-географический блок Азия - экономико-географическое положение, древний Китай и Индия, внимание к данной территории Европы в различные исторические периоды, отдельное внимание - к разному пути развития стран - отличие японского "закрытого пути" от других. Будущее - за азиатами или нет?
20 19.03.2013 Историко-географический блок Краткий (30 минут) рассказ о динамике развития Африки - Египетское царство, колонизация, шансы на выход из многолетнего кризиса и существования на субсидии других государств. Оставшееся время лекции - обобщающая дискуссия со школьниками об общемировой глобализации, направлениях развития разных концов света, оценка различных мнений на этот счет.
21 26.03.2013 Политэкономический блок Введение в политэкономический блок.
Понятие экономической теории как науки.
Воздействие исторических процессов на осмысление экономических процессов. Проблемы допущений и ограничений. Исторический фон формирование экономической мысли Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Формирование и конфликты экономических школ. 
22 02.04.2013 Политэкономический блок Центральные понятия экономической теории. Понятие рынка, спроса и предложения, экономического равновесия. Понятия равновесия у представителей австрийской школы. Денежная теория   в свете тенденций эволюции денежных систем в ХХ веке. «Денежная иллюзия», нейтральность денег.
23 09.04.2013 Политэкономический блок Осмысление поведения человека как экономического агента.  Понятие человеческих потребностей, концепция полезности. Понятие homo economicus.  Проблема рациональности экономических агентов. Склонность к риску. Проблема отражения неэгоистичного поведения
24 16.04.2013 Политэкономический блок Роль государства и рынка в осмыслении хозяйственных процессов. Laissez Faire. Влияние денежной и фискальной политики на экономическую стабильность: монетаризм против кейнсианства. Влияние политического курса на выбор государственной экономической политики. Либерализм. Институционализм
25 23.04.2013 Политэкономический блок Своеобразие русской экономической мысли: Критика капитализма А.И. Герцена. Этические и гуманистичекие идеи Н.А.Бердяева и С.Н.Булгакова. Концепция социально-экономического развития России М.И.Туган-Барановского и А.В. Чаянова. Теория экономических циклов Кондратьева.
26 30.04.2013 Экзамен Защита реферата, теоретический вопрос по пройденному материалу (в привязке к теме реферата)
  07.05.2013 подведение итогов курса, чаепитие  
  14.05.2013    
  21.05.2013    
  28.05.2013    
  04.06.2013    
  11.06.2013    
  18.06.2013    
  25.06.2013    
Список литературы
1 В.А. Бочаров Основы Логики  
2 Библер В.С. Итоги и замыслы // Вопр. философии. 1993. №5.
3 Гегель. Феноменология духа (С-Д) (выдержки)
4 Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочерксасск, 1994.
5 В поисках теории развития науки. М.: Наука, 1982.
6 Мортимер Адлер "Как читать книги?"
7 Русская литература XIX - XX веков. В 2 - х томах. Учебное пособие для поступающих в вузы    
8 Бертран Рассел "История Западных Цивилизаций" (выдержки)
9 Пашканг К.В. «Физическая география. Пособие для поступающих в вузы.» М., 1995
10 Гумилев Л.Н. "Этногенез и биосфера Земли", АСТ,2007    
11 Орлов А.С., Георгиев В.А. "История России", М.:Проспект, 1999
12 Вольский В.В., Родионова И.А., Слука А.Е. «Социально-экономическая география зарубежного мира», Дрофа, 2005 
13 Аникин А.В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта, 2009
14      
14