Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Галкина Надежда | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Понедельник 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Повысить экономическую грамотность школьников, научив их разбираться в демографических процессах. | ||||
8 | Задачи курса | Помочь разобраться в статистике населения, демографической
терминологии, а также правильно читать демографические новости. Научить анализировать большие объемы информации (статистические, графические, текстовые данные). Показать, как можно применять демографический аппарат не только в науке, но и в бизнесе. |
||||
9 | Особенности курса | Курс по демографии не входит в школьную программу, а от университетского отличается большей прикладной направленностью. | ||||
10 | Формат проведения занятия | В начале занятия проводится тест по пройденной теме (10 мин.). Затем читается лекция (40 мин.), разбираются задачи на данную тему или обсуждаются поставленные вопросы (30 мин.). | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, интересующиеся современными экономическими процессами и стремящиеся разобраться в социальной политике. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс о том, как грамотно читать демографические новости, почему население России сокращается, нужны ли нашей стране мигранты и доживают ли мужчины до пенсионного возраста. | ||||
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | Предварительный отбор на курсе не планируется. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Теоретический проект по выбранной теме (20%) Тесты в начале занятия (18%) Домашние задания (22%) Экзамен (30%) Выступление с докладом (10%) |
||||
16 | Дополнительная информация о курсе | Курс заканчивается 17.04 в связи с проведением Открытого чемпионата 22.04 | ||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Понедельник) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 03.10.2011 | Население | Население как объект изучения различных наук. Демография как наука. Связь с другими науками (Экономическая демография, Экономика Народонаселения). Экономика и демография. История демографии. Использование демографической информации в управлении и бизнесе | |||
2 | 10.10.2011 | Население | Источники данных о населении. Есть три типа лжи: ложь, наглая ложь и (демографическая) статистика. | |||
3 | 17.10.2011 | Население | Итория переписей населения. Когда женщин стали включать в население и почему в России есть хоббиты? | |||
4 | 24.10.2011 | Дем.анализ | Базовые инструменты демографического анализа. Система демографических показателей. Рождаемость, смертность, естественное движение и воспроизводство населения. | |||
5 | 31.10.2011 | Дем.анализ | Анализ рождаемости населения. Почему конкурс в ВУЗы сейчас ниже, чем 5 лет назад? Демографический анализ брачности. Разводимость. Почему в России замужних женщин больше, чем женатых мужчин? | |||
6 | 07.11.2011 | Дем.анализ | Демографический анализ смертности. Таблицы смертности. Правда ли, что в России мужчины не доживают до пенсионного возраста? | |||
7 | 14.11.2011 | Дем.анализ | Демографический анализ смертности. Сетка Лексиса. Продольный и поперечный анализ. | |||
8 | 21.11.2011 | Структура Населения | Анализ поло-возрастной структуры населения. Влияние структуры населения на основные экономические показатели. Старение населения - угроза или возможность? | |||
9 | 28.11.2011 | Структура Населения | Сегментирование рынка с применением социально-демографических характеристик. Характеристики потребителей. | |||
10 | 05.12.2011 | Структура Населения | Демографическая составляющая страхования жизни и пенсий. Почему России не поможет новая пенсионная реформа? Влияние структуры населения на результаты выборов. Почему всегда вспоминают о пенсионерах? | |||
11 | 12.12.2011 | Экзамен | Письменный экзамен по пройденному материалу | |||
12 | 19.12.2011 | Чаепитие | Пересдача/Чаепитие | |||
26.12.2011 | ||||||
02.01.2012 | ||||||
09.01.2012 | ||||||
16.01.2012 | ||||||
23.01.2012 | ||||||
13 | 30.01.2012 | Миграция | Учет и анализ миграции населения. Почему официальные и реальные данные о количестве мигрантов различаются практически в 2 раза? | |||
14 | 06.02.2012 | Миграция | Современные проблемы миграции в России и развитых странах. | |||
15 | 13.02.2012 | Дем.переход | Первый демографический переход. 2 ребенка на одну женщину - низкая рождаемость? | |||
16 | 20.02.2012 | Дем.переход | Второй демографический переход. Возрастные критерии "старой девы" повышаются? | |||
17 | 27.02.2012 | Прогнозирование | Демографическое прогнозирование. Возможно ли предсказать число детских садов и покупателей CD-дисков? | |||
18 | 05.03.2012 | Прогнозирование | Рынок труда сейчас и через 20 лет. Кто будет работать? | |||
19 | 12.03.2012 | Соц.политика | Демографическая политика. Кого это должно заботить? | |||
20 | 19.03.2012 | Соц.политика | Демографическая политика разных стран. (Доклады школьников) | |||
21 | 26.03.2012 | Соц.политика | Семейная политика. Чем отличаются нынешние меры от предложения Аристотеля узаконить умерщвление больных детей и части «излишних» новорождённых? | |||
22 | 02.04.2012 | Человеческое развитие | Проблемы жизнеобеспечения населения Земли. Анализ уровня жизни и неравенства. Прав ли Мальтус? | |||
23 | 09.04.2012 | Экзамен | Письменный экзамен по пройденному материалу | |||
24 | 16.04.2012 | Чаепитие | Пересдача/Чаепитие | |||
23.04.2012 | ||||||
30.04.2012 | ||||||
07.05.2012 | ||||||
14.05.2012 | ||||||
21.05.2012 | ||||||
28.05.2012 | ||||||
04.06.2012 | ||||||
11.06.2012 | ||||||
18.06.2012 | ||||||
25.06.2012 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Вишневский А.Г. "Демографическая модернизация России" | |||||
2 | Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М. "Демография" | |||||
3 | Ионцев В.А. "Введение в демографию" | |||||
4 | Ионцев В.А. "Экономика народонаселения" | |||||
5 | Саградов А.А. "Экономическая демография" | |||||
6 | Ежегодные доклады Население России | |||||
7 | Интернет-портал Demoscope.ru | |||||
8 | ||||||
9 | ||||||