Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | экономика | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Титов Виталий, Таланова Ольга | ||||
5 | Стажёры | нет | ||||
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Расширить экономический кругозор школьников, а также привить им навыки разностороннего критического мышления и развить экономическую интуицию. | ||||
8 | Задачи курса | 1) Заинтересовать школьников изучением экономики; 2) Познакомить школьников с основами неоклассической и институциональной экономической теории; 3) Разобрать вопросы, возникающие при принятии решений потребителями, производителями, обществом в целом и государственными органами и показать взаимосвязь теоретических идей с реальной действительностью; 4) Рассмотреть экономические ситуации, которые не могли быть объяснены с помощью неоклассической теории, однако при включении в анализ других факторов поддаются объяснению; 5) Научить школьников работать с информацией, собирать ее, систематизировать и анализировать; развить у школьников системный подход к анализу ситуаций и привить навыки смотреть вокруг себя, задавать экономические вопросы и отвечать на них; 6) Развить навыки групповой работы. |
||||
9 | Особенности курса | 1) Разнообразие форм деятельности на курсе: лекции, дискуссии,
решение кейсов, экономические эксперименты, групповая работа; 2) Структура курса устроена таким образом, что при изучении какого-либо раздела из экономической теории у школьника будет иметься представление о реальном применении моделей или положений из теории; 3) Как курс по экономике, данный курс выгодно отличается тем, что акцент делается именно на экономический смысл, а не на техническое воплощение, например, решение задачек; 4) Школьники получат уникальную возможность самим попробовать построить модели и применить их к реальной ситуации. |
||||
10 | Формат проведения занятия | Занятие состоит из двух частей. В первой части читается лекция, во время которой дается основной теоретический материал, во второй же присутствует разнообразие форм активности на курсе: часть занятий посвящена реальным экономическим экспериментам, часть - решению кейсов, также будут десятиминутные мини-тесты по пройденному материалу. | ||||
11 | Целевая аудитория | заинтересованные школьники 9-11 классов | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс по основам неоклассической и институциональной экономики | ||||
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | ||||
14 | Отбор | Отбор не предусмотрен, но возможен в случае, если количество желающих прослушать курс будет слишком велико. Однако курс построен таким образом, что для его прослушивания никаких специальных экономических знаний не нужно. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
1 семестр: • 20% - эссе • 25% - домашние задания • 10% - мини-тесты • 15% - активность на занятиях • 30% - финальный экзамен 2 семестр: • 20% - проект • 25%- домашние задания • 10% - мини-тесты • 15% - активность на занятиях • 30% - финальный экзамен Домашние задания, с одной стороны, направлены на закрепление материала, полученного на занятиях, а с другой стороны, носят творческий характер. Мини-тесты в основном посвящены проверке усвоения школьниками теоретических положений, а также решению задач. Активность на занятиях подразумевает конструктивное участие в дискуссиях и т.д. Финальный экзамен представляет собой проверку знаний полученных за семестр (тесты и задачи), а также проверку умения проводить анализ и делать выводы (эссе). Ученикам предлагается в первом семестре написать эссе, пытаясь решить экономическую проблему, выбранную ими же самими. Во втором семестре предлагается сделать коллективный проект, предварительно разбившись на группы, взяв какую-нибудь страну и проследив динамику развития ее показателей: ВВП, госдолга, инфляция, безработицы, и проанализировав их с точки зрения внешних и внутренних потрясений в стране за период с 1945 года. |
||||
16 | Дополнительная информация о курсе | "Экономическая теория не есть набор уже готовых
рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она
является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой
мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным
заключениям". Джон Мейнард Кейнс "Дайте мне однорукого экономиста!” — восклицал в свое время американский президент Гарри Трумэн |
||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 04.10.2011 | Вводное занятие | Вводное занятие. Вопросы, возникающие у экономистов. | |||
2 | 11.10.2011 | Базовые концепции | Альтернативная стоимость. Издержки. Кейс |
|||
3 | 18.10.2011 | Базовые концепции | Основы потребительской теории. Предпочтения, кривые безразличия, функция полезности. Взаимосвязь кривой спроса и кривых безразличия. | |||
4 | 25.10.2011 | Базовые концепции | Предложение. Равновесие. Эксперимент Чемберлина по построению индивидуального и агрегированного спроса на основе кривых безразличия |
|||
5 | 01.11.2011 | Базовые концепции | Моделирование. Равновесное состояние и эффективность. Теория игр. Решение задач | |||
6 | 08.11.2011 | Более сложные концепции | Стимулы, влияющие на принятие решений. Преступление и наказание. Склонность к риску. Решение задач |
|||
7 | 15.11.2011 | Более сложные концепции | Межвременной выбор. Дисконтирование. Решения индивида. Решение задач |
|||
8 | 22.11.2011 | Более сложные концепции | Рынок труда. Образовательные сигналы. Заработная плата Дискуссия за и против |
|||
9 | 29.11.2011 | Занятие, посвященное разбору семестровых эссе, дискуссия, оценивание. Голосование. Парадокс Кондорсе. | ||||
10 | 06.12.2011 | Повторение, решение кейсов, косультация | ||||
11 | 13.12.2011 | Экзамен | ||||
12 | 20.12.2011 | Пересдача, чаепитие | ||||
13 | 27.12.2011 | Резервное занятие | ||||
03.01.2012 | ||||||
10.01.2012 | ||||||
14 | 17.01.2012 | Макроэкономика | Основные макроэкономические показатели. Рассказ о проекте | |||
15 | 24.01.2012 | Макроэкономика | Международная торговля. Принцип сравнительного преимущества.
Кейс, решение задач |
|||
16 | 31.01.2012 | Макроэкономика | Экономический рост, его виды. Ресурсы как фактор роста. Решение кейсов |
|||
17 | 07.02.2012 | Институциональная экономика | Введение в институциональную экономику. Ограниченая рациональность. Оппортунистическое поведение. Трансакционные издержки. (лекция) | |||
18 | 14.02.2012 | Институциональная экономика | Внешние эффекты, Права
собственности и эффективность распределения ресурсов. Решение кейсов |
|||
19 | 21.02.2012 | Институциональная экономика | Альтернативные режимы собственности. Решение кейсов |
|||
20 | 28.02.2012 | Институциональная экономика | Общественные блага. Государство как производитель общественных
благ. Социальный контракт. Демократия. Кейс |
|||
21 | 06.03.2012 | Институциональная экономика | Контрактный подход к исследованию институциональных соглашений.
Различные формы государственного устройства: их влияние на развитие. Дискуссия плюсы и минусы каждой формы |
|||
13.03.2012 | Институциональная экономика | Доверие и культура: их влияние на развитие. Дискуссия о некоторых культурах и возможно, религиях - их влияние. |
||||
22 | 20.03.2012 | Институциональная экономика | Экономический анализ права. Экономика несчастных случаев. Решение задач, кейс |
|||
23 | 27.03.2012 | Просмотр проектов | Презентация проектов | |||
24 | 03.04.2012 | Экзамен | Экзамен | |||
25 | 10.04.2012 | Пересдача | Пересдача, чаепитие | |||
26 | 17.04.2012 | Резерв | Резервное занятие | |||
24.04.2012 | ||||||
#ССЫЛКА! | 01.05.2012 | |||||
08.05.2012 | ||||||
15.05.2012 | ||||||
22.05.2012 | ||||||
29.05.2012 | ||||||
05.06.2012 | ||||||
12.06.2012 | ||||||
19.06.2012 | ||||||
26.06.2012 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | А.А.Аузан "Ин | |||||
2 | Robert H. Frank "The Economic Naturalist Writing Assignment" | |||||
3 | Сергей Гуриев, Эндрю Качинс, Андерс Ослунд "Россия после кризиса" | |||||
4 | Пол Хейне "Экономический образ мышления" | |||||
5 | Константин Сонин "Уроки Экономики" | |||||
6 | У. Истерли "В поисках роста" | |||||
7 | Steven Landsburg "More Sex is Safer Sex: Unconventional Wisdom of Economics". | |||||
8 | Джаред Даймонд "Коллапс" | |||||
9 | Лоуренс Харрисон "Кто процветает" | |||||
10 | Дипак Лал "Похвала Империи" | |||||
11 | Пол Кругман "Возвращение великой депрессии?" | |||||
12 | Илья Стребулаев "Поиграем в экономику!" | |||||