Спецкурс
In VITrO vs in vivo
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление экономика
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Титов Виталий, Таланова Ольга
5 Стажёры нет
6 Время проведения Вторник 18:55 - 20:15
7 Цель курса Расширить экономический кругозор школьников, а также привить им навыки разностороннего критического мышления и развить экономическую интуицию.
8 Задачи курса 1) Заинтересовать школьников изучением экономики;
2) Познакомить школьников с основами неоклассической и институциональной экономической теории;
3) Разобрать вопросы, возникающие при принятии решений потребителями, производителями, обществом в целом и государственными органами и показать взаимосвязь теоретических идей с реальной действительностью;
4) Рассмотреть экономические ситуации, которые не могли быть объяснены с помощью неоклассической теории, однако при включении в анализ других факторов поддаются объяснению;
5) Научить школьников работать с информацией, собирать ее, систематизировать и анализировать; развить у школьников системный подход к анализу ситуаций и привить навыки смотреть вокруг себя, задавать экономические вопросы и отвечать на них;
6) Развить навыки групповой работы.
9 Особенности курса 1) Разнообразие форм деятельности на курсе: лекции, дискуссии, решение кейсов, экономические эксперименты, групповая работа;
2) Структура курса устроена таким образом, что при изучении какого-либо раздела из экономической теории у школьника будет иметься представление о реальном применении моделей или положений из теории;
3) Как курс по экономике, данный курс выгодно отличается тем, что акцент делается именно на экономический смысл, а не на техническое воплощение, например, решение задачек;
4) Школьники получат уникальную возможность самим попробовать построить модели и применить их к реальной ситуации.
10 Формат проведения занятия Занятие состоит из двух частей. В первой части читается лекция, во время которой дается основной теоретический материал, во второй же присутствует разнообразие форм активности на курсе:  часть занятий посвящена реальным экономическим экспериментам, часть - решению кейсов, также будут десятиминутные мини-тесты по пройденному материалу.
11 Целевая аудитория заинтересованные школьники 9-11 классов
12 Краткое описание курса Курс по основам неоклассической и институциональной экономики
13 Количество слушателей от 20 до 30 человек
14 Отбор Отбор не предусмотрен, но возможен в случае, если количество желающих прослушать курс будет слишком велико. Однако курс построен таким образом, что для его прослушивания никаких специальных экономических знаний не нужно. 
15 Формы контроля и
система отчётности
1 семестр:
• 20% - эссе
• 25% - домашние задания
• 10% - мини-тесты
• 15% - активность на занятиях
• 30% - финальный экзамен
2 семестр:
• 20% - проект 
• 25%- домашние задания
• 10% - мини-тесты
• 15% - активность на занятиях
• 30% - финальный экзамен
 Домашние задания, с одной стороны, направлены на закрепление материала, полученного на занятиях, а с другой стороны, носят творческий характер.  Мини-тесты в основном посвящены проверке усвоения школьниками теоретических положений, а также решению задач. Активность на занятиях подразумевает конструктивное участие в дискуссиях и т.д. Финальный экзамен представляет собой проверку знаний полученных за семестр (тесты и задачи), а также проверку умения проводить анализ и делать выводы (эссе).
 Ученикам предлагается в первом семестре написать эссе, пытаясь решить экономическую проблему, выбранную ими же самими. Во втором семестре предлагается сделать коллективный проект, предварительно разбившись на группы,  взяв какую-нибудь страну и проследив динамику развития ее показателей: ВВП, госдолга, инфляция, безработицы,  и проанализировав их с точки зрения внешних и внутренних потрясений в стране за период с 1945 года.
16 Дополнительная информация о курсе "Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям".
Джон Мейнард Кейнс

"Дайте мне однорукого экономиста!” — восклицал в свое время американский президент Гарри Трумэн

Позанятийный план
№ занятия Дата (Вторник) Тематический блок План занятия
1 04.10.2011 Вводное занятие Вводное занятие. Вопросы, возникающие у экономистов. 
2 11.10.2011 Базовые концепции Альтернативная стоимость. Издержки.
Кейс
3 18.10.2011 Базовые концепции Основы потребительской теории. Предпочтения, кривые безразличия, функция полезности. Взаимосвязь кривой спроса и кривых безразличия. 
4 25.10.2011 Базовые концепции Предложение. Равновесие.
Эксперимент Чемберлина по построению индивидуального и агрегированного спроса на основе кривых безразличия
5 01.11.2011 Базовые концепции Моделирование. Равновесное состояние и эффективность. Теория игр. Решение задач
6 08.11.2011 Более сложные концепции Стимулы, влияющие на принятие решений.
Преступление и наказание. Склонность к риску.
Решение задач
7 15.11.2011 Более сложные концепции Межвременной выбор. Дисконтирование. Решения индивида.
Решение задач 
8 22.11.2011 Более сложные концепции Рынок труда. Образовательные сигналы. Заработная плата
Дискуссия за и против
9 29.11.2011   Занятие, посвященное разбору семестровых эссе, дискуссия, оценивание. Голосование. Парадокс Кондорсе.
10 06.12.2011   Повторение, решение кейсов, косультация
11 13.12.2011   Экзамен
12 20.12.2011   Пересдача, чаепитие
13 27.12.2011   Резервное занятие
  03.01.2012    
  10.01.2012    
14 17.01.2012 Макроэкономика Основные макроэкономические показатели. Рассказ о проекте
15 24.01.2012 Макроэкономика Международная торговля. Принцип сравнительного преимущества.
Кейс, решение задач
16 31.01.2012 Макроэкономика Экономический рост, его виды. Ресурсы как фактор роста.
Решение кейсов
17 07.02.2012 Институциональная экономика Введение в институциональную экономику. Ограниченая рациональность. Оппортунистическое поведение. Трансакционные издержки. (лекция)
18 14.02.2012 Институциональная экономика Внешние эффекты,  Права собственности и эффективность распределения ресурсов.
Решение кейсов
19 21.02.2012 Институциональная экономика Альтернативные режимы собственности.
Решение кейсов
20 28.02.2012 Институциональная экономика Общественные блага. Государство как производитель общественных благ. Социальный контракт. Демократия.
Кейс
21 06.03.2012 Институциональная экономика Контрактный подход к исследованию институциональных соглашений. Различные формы государственного устройства: их влияние на развитие.
Дискуссия плюсы и минусы каждой формы
  13.03.2012 Институциональная экономика Доверие и культура: их влияние на развитие.
Дискуссия о некоторых культурах и возможно, религиях - их влияние.
22 20.03.2012 Институциональная экономика Экономический анализ права. Экономика несчастных случаев.
Решение задач, кейс
23 27.03.2012 Просмотр проектов Презентация проектов
24 03.04.2012 Экзамен Экзамен
25 10.04.2012 Пересдача Пересдача, чаепитие
26 17.04.2012 Резерв Резервное занятие
  24.04.2012    
#ССЫЛКА! 01.05.2012    
  08.05.2012    
  15.05.2012    
  22.05.2012    
  29.05.2012    
  05.06.2012    
  12.06.2012    
  19.06.2012    
  26.06.2012    
Список литературы
1 А.А.Аузан "Инстиуциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория" учебник    
2 Robert H. Frank "The Economic Naturalist Writing Assignment"
3 Сергей Гуриев, Эндрю Качинс, Андерс Ослунд "Россия после кризиса"
4 Пол Хейне "Экономический образ мышления"
5 Константин Сонин "Уроки Экономики"
6 У. Истерли "В поисках роста"  
7 Steven Landsburg "More Sex is Safer Sex: Unconventional Wisdom of Economics".
8 Джаред Даймонд "Коллапс"  
9 Лоуренс Харрисон "Кто процветает"
10 Дипак Лал "Похвала Империи"
11 Пол Кругман "Возвращение великой депрессии?"
12 Илья Стребулаев "Поиграем в экономику!"