Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Демидова Ольга, Хазанов Алексей | ||||
5 | Стажёры | Нет | ||||
6 | Время проведения | Четверг 17:20 - 18:40 | ||||
7 | Цель курса | Расширить знания школьников об экономике, а также научить их применять эти знания дла анализа реальных экономических процессов. | ||||
8 | Задачи курса | Объяснить основные положения микро- и макроэкономики, а также
новой институциональной теории; Помочь абитуриентам самим при информационной поддержке преподавателей разобраться в реальных экономических процессах; Научить школьников собирать и обрабатывать статистическую информацию, анализировать полученные результаты. |
||||
9 | Особенности курса | Ориентация как на теоретические, так и на практические
знания. Значительная часть времени занятия проходит в формате школьных презентаций. |
||||
10 | Формат проведения занятия | Проверка домашних заданий (10 минут), объяснение материала (40
минут), презентация школьников (15-20 минут), дискуссия (10 минут) |
||||
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов, имеющие начальное представление об экономике | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс, включающий экономическую теорию и анализ реальных экономических процессов | ||||
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | ||||
14 | Отбор | Отборочный тест на первом занятии | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Презентация — 15%, домашние задания — 10%, минитесты по
материалам предыдущего семинара — 20%, реферат — 15%, финальный экзамен —
40%. Выполнение реферата и презентации являются обязательными условиями успешной сдачи курса. |
||||
16 | Дополнительная информация о курсе | Порядок проведения презентации: Темы данного семестра
распределяются между группами (из 2-3 школьников) на первых двух семинарах.
Материалы по темам, подобранные преподавателями, высылаются школьникам. За
неделю до выступления школьники должны показать наработки и получить
рекомендации преподавателей. Порядок написания рефератов: Реферат пишется каждым школьником по теме его презентации. Объём: 5-10 страниц. |
||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 06.10.2011 | Вводное занятие | Представление
курса. Отборочный тест. Рекомендации по подготовке презентации. |
|||
2 | 13.10.2011 | Поведение потребителя | Экономическое поведение, рациональность и иррациональность.
Оппортунистическое поведение. Рекомендации по подготовке реферата. |
|||
3 | 20.10.2011 | Поведение потребителя | Полезность
потребителя. Предпочтения потребителя. Асимметрия информации потребителя.
Теория сигналов. Презентация:Поведенческая экономика. Обзор экспериментов |
|||
4 | 27.10.2011 | Теория спроса и предложения | Спрос и
предложение. Понятия излишка потребителя и излишка производителя. Паутинообразная модель. Сдвиги кривой
спроса и кривой предложения, изменение равновесия. Презентация:Тюльпановый кризис в Нидерландах |
|||
5 | 03.11.2011 | Институты | Понятие и
значение института. Основные функции институтов.Элементы новой
институциональной теории государства. Презентация:Разбор нескольких институтов по выбору |
|||
6 | 10.11.2011 | Теория трансакционных издержек | Понятие
трансакции. Трансакционные издержки, их виды и способы минимизации. Презентация:Разбор кейсов на виды трансакционных издержек. |
|||
7 | 17.11.2011 | Теория фирмы | Понятие
фирмы.Моделирование фирмы в микроэкономике. Ограничение рациональности
фирмы. Асимметрия информации, проблема
принципал-агент. Презентация:Структура крупной транснациональной компании |
|||
8 | 24.11.2011 | Типы рыночных структур | Монополия,
совершенная конкуренция. Индекс Лернера. Кривая Лоренца. Понятие
концентрации. Презентация:Описание различных отраслей (2-3 отрасли) |
|||
9 | 01.12.2011 | Подготовка к экзамену | Повторение пройденного материала. Игра | |||
10 | 08.12.2011 | Экзамен | ||||
11 | 15.12.2011 | Пересдача, чаепитие | ||||
12 | 22.12.2011 | Резервное занятие | ||||
29.12.2011 | ||||||
05.01.2012 | ||||||
12.01.2012 | ||||||
13 | 19.01.2012 | Основы работы с данными | Основы работы со статистическими данными. Обработка статистических данных в Excel. Источники макроэкономических данных и макроэкономический аналитики. | |||
14 | 26.01.2012 | Система национальных счетов | ВВП и
методы его исчисления. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Внешние
эффекты, не учитывающиеся при подсчете ВВП. Индексы экономического развития.
Практическая работа по обработке статистических данных в Excel |
|||
15 | 02.02.2012 | Теория экономического роста | Факторы и
типы экономического роста. Производительность труда и ее факторы.
Преимущества и издержки экономического роста. Экономические циклы. Практическая работа по обработке статистических данных в Excel |
|||
16 | 09.02.2012 | Рынок труда | Основные
показатели рынка труда. Виды безработицы, последствия безработицы, средства
борьбы с безработицей. Презентация: Проблемы безработицы среди молодежи в разных странах мира |
|||
17 | 16.02.2012 | Теория денег | Виды и
функции денег. Денежные агрегаты. Количественная теория денег. Презентация: Электронные деньги (платежные системы, bitcoin) |
|||
23.02.2012 | ||||||
18 | 01.03.2012 | Инфляция | Инфляция,
ее показатели и виды. Причины инфляции. Последствия инфляции. Презентация: Инфляция в странах мира |
|||
08.03.2012 | ||||||
19 | 15.03.2012 | Модель AD-AS | Совокупный
спрос и совокупное предложение: модель AD–AS. Понятие краткосрочного и долгосрочного периодов в макроэкономическом анализе. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Презентация: Современный экономический кризис (аспекты). |
|||
20 | 22.03.2012 | Кредитно-денежная политика | Инструменты и последствия кредитно-денежной политики. Банковская
система. Презентация: ФРС |
|||
21 | 29.03.2012 | Бюджетно-налоговая политика | Государственный бюджет.
Расходы и доходы. Государственный долг и его виды. Финансирование
государственного долга. Презентация: Проблема госдолга США |
|||
22 | 05.04.2012 | Открытая экономика | Открытая экономика.
Валютные курсы. Паритет покупательной способности. Валютный рынок. Презентация: Долговой кризис в Европе |
|||
23 | 12.04.2012 | Открытая экономика | Валютные
курсы и международные сделки. Виды ценообразования. Валютный курс и
доходность активов. Презентация: Валютные войны |
|||
24 | 19.04.2012 | Экономическая интеграция | Выгоды от
торговых объединений. Виды экономической интеграции. Решение о вступлении в
валютную зону. Презентация: Процесс Европейской интеграции |
|||
25 | 26.04.2012 | Экзамен | ||||
26 | 03.05.2012 | Пересдача, чаепитие | ||||
27 | 10.05.2012 | Резервное занятие | ||||
17.05.2012 | ||||||
24.05.2012 | ||||||
31.05.2012 | ||||||
07.06.2012 | ||||||
14.06.2012 | ||||||
21.06.2012 | ||||||
28.06.2012 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Автономов В.С., Алешина И.В. "50 лекций по Микроэкономике" в 2 т. СПб., 2004 | |||||
2 | Алешковский И.А., Картаев Ф.С. "Математика в экономике" М., 2004 | |||||
3 | Мэнкью Н.Г. "Принципы микроэкономикс" Питер, 2005 | |||||
4 | Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. "Экономика".Пер. со 2-го англ. изд. - М.: Дело ЛТД, 1995 | |||||
5 | Fischer S. "Central Bank Lessons from the Global Crisis", 2011 | |||||
6 | http://www.ecb.int - Сайт Европейского Центрального Банка | |||||
7 | “Behavioral Economics” (Collin Camerer) , “Incentives and Self-control” (Matthew Rabin), NY, 2005 | |||||
8 | P. Krugman "The Return of Depression Economics", 2009 | |||||
9 | ||||||