Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий Путь | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Каменев Иван, Лукина Полина | ||||
5 | Стажёры | Мехтиева Лейла | ||||
6 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Рассказать школьникам о западном обществе, существовавшем в различных странах в различные периоды времени и о том, какие идеи оно при этом порождало. | ||||
8 | Задачи курса | 1) Рассказать школьникам о цивилизациях, внесших заметный вклад
в историю общественнонаучной мысли. 2) Показать различные варианты общественного устройства. 3) Рассказать о наиболее значимых идеях в сфере социальной философии в контексте эпох, их порождавших. 4) Рассказать о современной проблематике общественнонаучной мысли. |
||||
9 | Особенности курса | На общедоступном уровне излагаются представления об обществе
различных цивилизаций и эпох и процесс самоанализа человечества. При этом курс радикально отличается от любых курсов по истории, поскольку не содержит описания хронологии войн, реформ, длинных списков имен и т.д. История лишь иллюстрирует состояние общества. По вполне понятным причинам в рамках такого курса невозможно рассматривать Россию: это заняло бы добрую половину семестра. |
||||
10 | Формат проведения занятия | Леминар. Лекционная часть (30% времени занятия) содержит иллюстрированный рассказ об обществах и идеях. Выдается домашнее задание по мыслителям соответствующей эпохи. В начале следующего занятия эта эпоха обсуждается (70% времени). | ||||
11 | Целевая аудитория | Все школьники, интересующиеся обществознанием и развитием взглядов на общество. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс про общество и общественную мысль в различных (западных) странах и эпохах. | ||||
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | ||||
14 | Отбор | Если на первое занятие придет свыше 30 человек, то будет выдано специальное творческое задание (эссе), на основе результатов которого и будет проведен отбор. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
На курсе действует рейтинговая система. Баллы можно получить за
работу на занятиях (посещаемость, активность на семинарах), выполненные д/з и
к/р, а также экзамен. При этом все задания разбиты на 3 группы: А - базовый
уровень, Б - продвинутый уровень, В - углубленный уровенья. Количество
заданий А, Б и В в каждом д/з или к/р зависит от темы. Группа А: работа на семинарах. Mаксимально за задания группы А можно набрать 200 баллов = 125 баллов за работу на занятиях + 75 баллов за вопросы из экзамена. Группа Б: домашние задания, НЕ требующие самостоятельного чтения дополнительной литературы или сопоставления источников. Mаксимально за задания группы Б можно набрать 200 баллов = 50 баллов за вопросы из экзамена +75 баллов за работу на занятиях + 75 баллов за вопросы из д/з. Группа В: домашние задания, требующие самостоятельного чтения дополнительной литературы или сопоставления источников. Mаксимально за задания группы В можно набрать 200 баллов = 50 баллов за вопросы из экзамена + 150 баллов за вопросы из д/з. На "3" нужно набрать 60 баллов (из 200) группы А. Чтобы получить "4", необходимо выполнить минимум заданий на "3", а также набрать 160 баллов (из 400) групп А и Б. Чтобы получить "5", необходимо выполнить минимум заданий на "4", а также набрать 240 баллов (из 600) групп А, Б и В. |
||||
16 | Дополнительная информация о курсе | Примечание: для первого семестра дополнительно указывается тематика домашних заданий. Для второго - только тематика семинаров и лекций. | ||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 06.10.2011 | Вводное Цивилизация |
Семинар:
Рассказ о курсе. Домашнее задание: Нет. Лекция: Принципы и условности цивилизационного подхода. |
|||
2 | 13.10.2011 | "Плодородный полумесяц" | Семинар: Принципы и условности цивилизационного подхода. Лекция: Первые речные цивилизации и города-государства (~18 века). Египетская цивилизация (~14в.). Домашнее задание: "Законы Хаммурапи". Эхнатон. |
|||
3 | 20.10.2011 | Греция | Семинар: Первые речные цивилизации и города-государства.
"Законы Хаммурапи". Египетская цивилизация и реформы
Эхнатона. Лекция: Орфизм и Олимпизм. Города-полисы (5-4в.в.). Торговые империи Средиземноморья. Домашнее задание: Софисты, Сократ и Платон, Аристотель, "Домострой". |
|||
4 | 27.10.2011 | Эллинизм | Семинар: Орфизм и Олимпизм. Город-полис. Торговые империи
Средиземноморья. Проблема рабства. Афины и Перикл. Тоталитарная Спарта.
Учения о государстве, экономике и стратификации. Лекция: Империя Александра Македонского. Развал греческого мира, утверждение Рима (4-1в.в.). Римская Империя (2-4в.в.). Устаревание модели принцдительного труда. Домашнее задание: Кинизм, Эпикуреизм, Стоицизм, Скептицизм. |
|||
5 | 03.11.2011 | Иудея | Семинар: Империя Александра Македонского. Культурный феномен и
философия эллинизма (Диоген, Зенон, Эпикур, Пиррон). Развал греческого мира,
утверждение Рима. Римская республика, греко-римская философия и Римское
право. Устаревание модели принцдительного труда. Лекция: Специфика Иудаизма. Иудейское царство царство перед римским завоеванием и под властью Рима. Домашнее задание: Христианство. |
|||
6 | 10.11.2011 | Арабский мир | Семинар: Специфика Иудаизма. Иудейское царство царство перед
римским завоеванием и под властью Рима. Возникновение Христианства. Развитие
и распространение Христанства и христианской социальной доктрины.
Христианские общины и развитие института Церкви. Лекция: Возникновение и распространение Ислама (6-8в.в.). Домашние задание: Ислам. |
|||
7 | 17.11.2011 | Византийское Средневековье | Семинар: Возникновение Ислама. Развитие и распространение Ислама
и исламской социальной доктрины. Суннизм и Шиизм. Шариат. Радикальные
исламские учения. Лекция: "Отцы Церкви". Раскол Римской Империи. Раскол христианской Церкви. Византийская политическая модель (11-14в.в.). Домашнее задание: Патристика. |
|||
8 | 24.11.2011 | Католическое Средневековье | Семинар: "Отцы Церкви" и Патристика (Аквинский).
Раскол Римской Империи. Раскол христианской Церкви. Византийская политическая
модель и место Церкви в обществе. Учение о "фаворском свете" и
этика византийского Православия. Лекция: Институт Папства. Феодализм. Средневековые города. Священная Римская Империя (10-13в.в.). Домашнее задание: Схоластика, Томизм. |
|||
9 | 01.12.2011 | Итальянское Возрождение | Семинар: Институт Папства. Феодализм. Средневековые города.
Священная Римская Империя. Противостояние пап и императоров. Томизм. Ереси и
Инквизиция как религиозные и социальные явления. Лекция: Развитие итальянских городов-государств (13-15в.в.). Цеха и гильдии. Мануфактуры. Домашнее задание: Итальянское Возрождение. |
|||
10 | 08.12.2011 | Северное Возрождение | Семинар: Развитие итальянских городов-государств. Цеха и
гильдии. Мануфактуры. Культурный феномен Возрождения. Христианская социальная
философия Возрождения; распространение пантеизма и расцвет науки (Кузанский,
Бруно). Макиавелли и зарождение политологии. Лекция: Столетняя война. Появление национальных государств (15-16в.в.). Развитие северных городов-государств (13-16в.в.). Домашнее задание: Cоциальная философия Возрождения севера Европы. |
|||
11 | 15.12.2011 | Буржуазная Англия | Семинар: Столетняя война. Появление национальных государств.
Развитие северных городов-государств. Культура и социальная философия
Возрождения севера Европы (Эразм, Мор, Монтень). Лекция: Становление британского парламентаризма (13в.). Развитие британской экономики, общества и государства при Елизавете I (16в.). Английская Революция и "Славная революция" (17в.). Домашнее задание: Англиканство. Пуританизм. Социально-политическая философия Британских островов. |
|||
12 | 22.12.2011 | Буржуазная Англия | Семинар: "Великая Хартия Вольностей" и становление
британского Парламента. Англиканство. Развитие британской экономики, общества
и государства при Елизавете I. Пуританизм и Английская Революция.
"Славная революция". Социально-политическая философия Британских
островов (Бэкон, Гоббс, Локк). Семинар: Повторение пройденного. |
|||
13 | 29.12.2011 | Экзамен | Экзамен Пересдача - по предварительной договоренности с преподавателями |
|||
05.01.2012 | ||||||
12.01.2012 | ||||||
19.01.2012 | Резервное | |||||
14 | 26.01.2012 | Эра Габсбургов на континенте | Семинар: повторение пройденного. Лекция: Система династических браков и личных уний. Становление империи Габсбургов (16-17в.в.). Священная Римская Империя германской нации.Религиозные войны. "Золотой век Испании". Экономический кризис в Испании. Упадок Габсбургов: победы Франции и революция в Нидерландах. |
|||
15 | 02.02.2012 | Абсолютизм и Просвещение | Семинар: Система династических браков и личных уний. Становление
империи Габсбургов. Реформация. "Золотой век Испании".
Экономический кризис в Испании. Развитие континентальной социальной философии
(Лютер, Кальвин, де Карт, Спиноза, Лейбниц). Упадок Габсбургов: победы
Франции и революция в Нидерландах. Лекция: Религиозные войны во Франции. Становление и политическая модель абсолютизма (16-18в.в.). Фронда и социальная структура французского общества. |
|||
16 | 09.02.2012 | Эра Наполеона | Семинар: Религиозные войны во Франции. Становление и
политическая модель абсолютизма. Фронда и социальная структура французского
общества. Просвещение (Монтескье, Руссо, Дидро, Гельвеций). Революция. Лекция: Усиление Британской Империи. Противостояние Империи и Революции, "Священный союз" (1792-1825г.г.). Семинар: Гражданский Кодекс Наполеона. Британская экономическая мысль. |
|||
17 | 16.02.2012 | Германия | Семинар: Усиление Британской Империи. Экономическое могущество и
экономическая мысль (Смит, Рикардо). Противостояние Империи и Революции.
Гражданский Кодекс Наполеона. "Священный союз". Лекция: Германия в состоянии раздробленности. Пруссия как один из центров силы. Объединение Германии (1815-1870г.г.). Особенности стратификации немецкого общества. |
|||
18 | 23.02.2012 | Викторианская эпоха | Семинар: Германия в состоянии раздробленности. Пруссия как один
из центров силы. Объединение Германии. Особенности стратификации немецкого
общества. Немецкая социальная и экономическая философия (Кант, Фихте, Гегель,
Фейербах, Шопенгауэр). Лекция: Британская Империя в расцвете могущества (1837-1901г.г.). Политическая, экономическая структура и социальная стратификация. |
|||
19 | 01.03.2012 | Индустриализм | Семинар: Британская Империя в расцвете могущества. Политическая,
экономическая структура и социальная стратификация. Культура, литература,
социальная и экономическая философия викторианской эпохи (Маршалл, Кэролл,
Киплинг). Лекция: Модернизация: гонка за Британской Империей (1837-1914г.г.). Социальное и политическое обновление монархических и доиндустриальных обществ. |
|||
20 | 08.03.2012 | Кайзеррейх | Семинар: Модернизация: гонка за Британской Империей. Социальное
и политическое обновление монархических и доиндустриальных обществ.
Становление новых наук. Социология (Конт) и феноменология (Гуссерль).
Дарвинизм (Дарвин). Психоанализ (Фрейд). Лекция: Формирование Германской Империи. Национальная идентичность. |
|||
21 | 15.03.2012 | Индустриализм - кризис | Семинар: Формирование империи. Национальная идентичность.
Упорядочение германского права и гражданский кодекс. Неклассическая немецкая
социальная философия (Маркс, Ницше, Вебер). Лекция: Первая Мировая Война. Массовые армии. Слом экономической и политической модели общества. |
|||
22 | 22.03.2012 | Индустриализм - кризис | Лекция (ДО семинара):
Кризис веры в науку и познание. Вторая Мировая Война. Конец
национального мира, формирование идеологических блоков. Кризис либерализма и
распространение социалистической модели общества и идеологии. Семинар: Первая Мировая Война. Массовые армии. Слом экономической и политической модели общества. Разочарование в ценностях гуманизма. "Потерянное поколение" и философия экзистенциализма (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Ремарк). |
|||
23 | 29.03.2012 | США | Семинар: Кризис веры в науку и познание. Распространение
оккультных течений и фашизма. Вторая Мировая Война. Конец национального мира,
формирование идеологических блоков. Кризис либерализма и распространение
социалистической модели общества и идеологии. Лекция: Американское общество после Великой Депрессии. Социальная и политическая структура, экономическая модель (III четверть 20в.). |
|||
24 | 05.04.2012 | Постиндустри-ализм | Семинар: Американское общество после Великой Депрессии.
Социальная и политическая структура, экономическая модель. Экономический
дискурс неоклассиков, неокейнсианцев и монетаристов. Прагматизм (Пирс,
Джеймс, Дьюи). Аналитическая философия (Рассел). Лекция: Эволюция цивилизаций во второй половине XXв. Развитие третичного сектора экономики. Последствия обособления интеллектуального (в особенности управленческого) труда. |
|||
25 | 12.04.2012 | Глобальный мир | Семинар: Проблема сочетания стадийного и цивилизационного
подходов к истории. Концепция Тойнби. Эволюция цивилизаций в XXв. Развитие
третичного сектора экономики. Новая институциональная экономическая теория.
Последствия обособления интеллектуального (в особенности управленческого)
труда. Концепции Тоффлера и Белла. Лекция: Цивилизации и глобализация (после 1987г.). Особенности современной экономики и политики. Кризис традиционных институтов социальной сферы. |
|||
26 | 19.04.2012 | Глобальный мир | Семинар: Цивилизации и глобализация. Особенности современной
экономики и политики. Кризис традиционных институтов социальной сферы. Экологизм и антиглобализм. Постмодерн в
культуре и социальной философии (Лиотар, Фуко, Ваттимо). Социальный
конструктивизм (Выготский, Пиаже) и социальный конструкционизм
(Бергер). Лекция: Глобальные проблемы современности. |
|||
27 | 26.04.2012 | Глобальный мир | Семинар: Глобальные проблемы современности и возможные сценарии развития человечества. | |||
03.05.2012 | ||||||
28 | 10.05.2012 | Экзамен | Экзамен Пересдача - по предварительной договоренности с преподавателями |
|||
17.05.2012 | Резервное | |||||
24.05.2012 | ||||||
31.05.2012 | ||||||
07.06.2012 | ||||||
14.06.2012 | ||||||
21.06.2012 | ||||||
28.06.2012 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Арбузкин А.М. "Учебное пособие по обществознанию", М-2006. | |||||
2 | Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. и др. "Обществознание : учебник для учащихся 11 кл. общеоб | |||||
3 | В.М. Хачатурян (1999) История мировых цивилизаций 10-11 классы: Пособие / – М.: ДРОФА | |||||
4 | Майерс Д. "Социальная психология", Спб-2007. | |||||
5 | Марченко М.Н. "Обществознание", М-2006. | |||||
6 | Рассел Б. "История западной философии", Н-2001. | |||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||