Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 09.ноя | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Иванов Владимир, Никишина Елена | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Сформировать у слушателей представление о взаимодействии современной экономики с наработками психологической науки | ||||
8 | Задачи курса | сформировать у слушателей представление о роли экспериментов в современной экономике; продемонстрировать школьникам возможности внедрения выявленных закономерностей человеческого поведения в экономическую теорию; продемонстрировать школьникам возможность практического приложения поведенческой теории; объяснить учащимся смысл построения экономических моделей и описать связанные с ним проблемы; |
||||
9 | Особенности курса | Курс основан на последних разработках поведенческой экономики. Наиболее полное понимание некоторых тем курса потребует повторения (или освоения) некоторых базовых экономических концепций (дисконтирование, лотереи, общественные блага и т.д.). Для этого в тематическом плане предусмотрены отдельные часы. | ||||
10 | Формат проведения занятия | Одна пара в неделю. Каждое занятие начинается с обсуждения кейса, связанного с поведением людей в различных обстоятельствах или проведения эксперимента непосредственно в аудитории. | ||||
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов, базовые экономические знания не требуются. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс об использовании психологии в экономической науке и ее практических приложениях. | ||||
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | не предусмотрен | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка за курс будет складываться из оценки за письменный экзамен с открытыми вопросами (40%) в течение каждого семестра, мини-контрольных по каждой теме, домашних заданий в виде разборов кейсов, а также небольшого эссе по предложенным темам. Кроме того, дополнительные баллы можно получить за активное участие в обсуждениях на занятиях. (В сумме: 60%) | ||||
16 | Дополнительная информация о курсе | |||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 04.10.2011 | Введение | Введение. Экономическое поведение как принятие решений. Аксиоматика поведения экономических агентов. Стабильность предпочтений, оценка вероятностей, эгоизм. | |||
2 | 11.10.2011 | . | Роль экспериментов и полевых исследований в экономической теории. История развития поведенческой и экспериментальной экономики. Виды экспериментов и достоверность результатов. | |||
3 | 18.10.2011 | Предпочтения во времени. | Сравнение полезности во времени. Базовая теория межвременного выбора. Дисконтирование полезности. Понятие ставки дисконтирования. | |||
4 | 25.10.2011 | Нестабильность ставки дисконтирования. Проблема самоконтроля: самоуверенность и наивность. Приложения теории: самоконтроль и организация процесса сбережений. | ||||
5 | 01.11.2011 | Выбор в условиях неопределенности | Введение в теорию вероятностей. Выбор в условиях риска и неопределенности. Понятие лотерии. Модель ожидаемой полезности. | |||
6 | 08.11.2011 | Фрейминг: эффект постановки проблемы. Влияние контекста на предпочтения. Восприятие негативного и позитивного контекста: эксперимент и интерпретация результатов. | ||||
7 | 15.11.2011 | Предпочтения и зависимость от точки отсчета. Неприятие потерь. | ||||
8 | 22.11.2011 | Эффект владения. Экспериментальное выявление "готовности платить" и "готовности принимать". Интерпретация результатов. | ||||
9 | 29.11.2011 | Точка отсчета и референтная группа. Оценка выгод и убытков относительно выгод и убытков референтной группы. | ||||
10 | 06.12.2011 | Общественно-ориентированные предпочтения. | Экспериментальные проверки "эгоизма" экономических агентов. Игры "Диктатор", "Ультиматум", "Дарообмен" и объяснение их результатов. | |||
11 | 13.12.2011 | Участие в коллективных действиях и производство общественных благ. Проблема безбилетника и ее решение. Экспериментальные опровержения базовой теории. | ||||
12 | 20.12.2011 | Консультация. | ||||
13 | 27.12.2011 | Экзамен. | ||||
03.01.2012 | ||||||
10.01.2012 | ||||||
17.01.2012 | ||||||
24.01.2012 | ||||||
31.01.2012 | ||||||
14 | 07.02.2012 | Принятие решений и социальные нормы. Восприятие справедливости, альтруизм. | ||||
15 | 14.02.2012 | Нормы взаимности. Приложение теории: трудовая мотивация. Материальные и нематериальные стимулы: соотношение и результаты. | ||||
16 | 21.02.2012 | Процесс принятия решений | Ограниченность внимания. Эффект якоря. Эффект ожиданий. Несовершенство памяти. Приложения к потребительскому поведению. | |||
17 | 28.02.2012 | Влияние эмоций на процесс принятия решений. Рассказ о проведенных экспериментах и интрепретация результатов. | ||||
18 | 06.03.2012 | Приложение теории: поведенческая экономика и закономерности потребительского поведения. Интерпертация маркетинговых стратегий с точки зрения поведенческой экономики. | ||||
19 | 13.03.2012 | Оценка риска. Интуиция. Восприятие "счастливых историй". Введение в теорию поведенческих финансов. | ||||
20 | 20.03.2012 | Приложение теории поведенческих финансов: экономика финансовых кризисов. | ||||
21 | 27.03.2012 | Бонус: введение в нейроэкономику. | ||||
22 | 03.04.2012 | Бонус: экономика счастья. Объяснение результатов межстрановых исследований, посвященных удовлетворенности жизнью. | ||||
23 | 10.04.2012 | Консультация. | ||||
24 | 17.04.2012 | Экзамен. | ||||
24.04.2012 | ||||||
01.05.2012 | ||||||
08.05.2012 | ||||||
15.05.2012 | ||||||
22.05.2012 | ||||||
29.05.2012 | ||||||
05.06.2012 | ||||||
12.06.2012 | ||||||
19.06.2012 | ||||||
26.06.2012 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Ариели, Д. "Предсказуемая Иррациональность", М.: Издательство "Манн, Иванов и Фербер", 2010. | |||||
2 | Левитт, С., Даббнер С. "Суперфрикономика", М.: Издательство "Манн, Иванов и Фербер", 2009. | |||||
3 | ДеллаВинья, "Психология и экономика", цикл статей в Вопросах Экономики, 2011, №4-6. | |||||
4 | Glimcher, P.W., Fehr, E., Camerer, C.F., (eds), "Neuroeconomics", Elsevier, 2009. | |||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||