Спецкурс
Династия-3
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 10 - 11
3 Тип курса зачётный только для 10-11-ти классников
4 Преподаватели Мухин Дмитрий, Могилат Анастасия, Захарова Маргарита, Добронравова Елизавета
5 Стажёры  
6 Время проведения Пятница (2 пары) 17:20 - 20:15
7 Цель курса Подготовка слушателей к участию во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников по экономике, а также других экономических олимпиад.
8 Задачи курса Основная задача нашего курса – помощь учащимся в освоении основополагающих разделов экономической теории и в решении экономико-математических задач повышенного уровня сложности.
9 Особенности курса Курс ориентирован на полную подготовку слушателя к олимпиаде по экономической теории
10 Формат проведения занятия Первая пара - лекция по теме, вторая - разбор домашних задач, тестов и эссе, а также решение дополнительных заданий
11 Целевая аудитория Для школьников 10-11 класса, стремящихся поступить в экономические ВУЗы по олимпиадам
12 Краткое описание курса Курс предполагает углублённое изучение микро- и макроэкономики с разбором олимпиадных заданий по экономике. 
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Предварительный отбор не планируется
15 Формы контроля и
система отчётности
Раз в две – три недели слушатели будут получать домашние работы, являющиеся прототипом олимпиадных заданий. Такая работа состоит из трёх частей, традиционно встречающихся на экономических олимпиадах: теста, задачи и эссе по кейсу. Как правило, тесты будут даны в трёх формах: утверждения, среди которых надо найти верные; альтернативные вопросы с 4 – 5 вариантами ответов, среди которых один верный; и альтернативные вопросы с 5 вариантами ответов, в которых число правильных ответов заранее неизвестно. Каждое домашнее задание посвящено конкретной пройденной теме. Баллы за домашние работы формируют семестровый рейтинг, по которому будут выставляться автоматы, а также будет формироваться итоговая оценка за курс. В конце каждого семестра экзамен.
16 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 07.10.2011 Математический аппарат начинающих экономистов. Кейс. Вводное занятие. Подробное знакомство с методами обучения, тематикой, целями и задачами курса. Предоставление списка рекомендуемой литературы.Математический блок: производные, графики функций, интеграл. Контрольная работа на определение уровня знания экономики.
2 14.10.2011   Микро- и макроэкономика. Альтернативная стоимость. Полезность. 
3 21.10.2011 Упущенная выгода, альтернативная стоимость, полезность, КПВ. Кейс. Кривая производственных возможностей.
Разбор домашней работы № 1. Дополнительная пара.
4 28.10.2011   Спрос и предложение. Факторы, определяющие спрос и предложение. Рыночное равновесие. Выигрыш потребителей и производителей. Налоги и субсидии. 
  04.11.2011    
5 11.11.2011 Стандартные задачи на рыночное равновесие. Дефицит и излишек. Влияние налогов и субсидий на рыночное равновесие. Особенности исчисления различных видов налогов. Различные задачи по эластичности. Кейс. Эластичность: аналитический и геометрический подходы.
 Разбор домашней работы № 2. Дополнительная пара.
6 18.11.2011   Теория издержек и рынок труда. Графическая иллюстрация. 
7 25.11.2011   Рыночные структуры. Повторение основных теоретических предпосылок и моделей. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Графическая иллюстрация.
 Разбор домашней работы №3. Дополнительная пара.
8 02.12.2011 Виды издержек. Равновесие на совершенном конкурентном рынке. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Подробная графическая интерпретация. Кейс.  Монополия. Олигополия. Монопсония. Ценовая дискриминация. 
9 09.12.2011   Введение в макроэкономику. Народнохозяйственный кругооборот. Основные показатели СНС. 
10 16.12.2011 Подготовка к экзамену Разбор домашней работы № 4. Дополнительная пара.
11 23.12.2011 Экзамен. Задание на каникулы: основные макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, НД, ЧВП, РД, ЛД и т.д. Кейс. 
  30.12.2011 Пересдача.   
  06.01.2012    
12 13.01.2012 Дефлятор и индекс потребительских цен. Уровень безработицы. Реальные и номинальные показатели. Закон Оукена. Правило «70». Кейс.  Безработица: вынужденная и естественная. Инфляция. Сеньораж, инфляционный налог.
Разбор домашней работы № 5. Дополнительная пара.
13 20.01.2012   LR и SR. Модель AD-AS. Краткосрочное и долгосрочное совокупное предложение. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Критика Лукаса. 
14 27.01.2012 SRAS и LRAS. Мультипликаторы фискальной политики. Кейс.  Рынок товаров и услуг. Мультипликаторы. Фискальная политика.
 Разбор домашней работы № 6. Дополнительная пара.
15 03.02.2012   Рынок денег и рынок ценных бумаг. Денежные агрегаты. Спрос и предложение денег. Уравнение Фишера. Кредитно-денежный мультипликатор. Кредитно-денежная политика. 
16 10.02.2012 Кредитно-денежная политика: обязательная норма резервирования и
 денежная база, предложение денег. Кейс. 
Модель IS-LM. Макроэкономическое равновесие: краткосрочная и долгосрочная перспектива. Сдерживающая и стимулирующая политика.
Дополнительная пара.
17 17.02.2012   Модель Манделла-Флеминга. Валютные курсы: плавающий и фиксированный. Платёжный баланс
  24.02.2012    
18 02.03.2012   Государственное регулирование экономики. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и профицит. Государственный долг. Распределение доходов в обществе. 
  09.03.2012    
19 16.03.2012 Коэффициент Джини и кривая Лоренца. Кейс. Некоторые понятия теории экономического роста.
 Разбор домашней работы № 7. Дополнительная пара.
20 23.03.2012   Международная экономика: абсолютные и сравнительные преимущества. Обмен.
Разбор домашней работы № 8. Дополнительная пара.
21 30.03.2012 Международная торговля. Обмен и КПВ. Квоты и пошлины. Кейс. Международная экономика: мировой спрос, предложение и мировая цена. Квоты и пошлины.
22 06.04.2012   Провалы рынка. Общественные блага. Асимметрия информации. Разбор домашней работы № 9. Дополнительная пара.
23 13.04.2012 Провалы рынка. Стоимость ценных бумаг и процентные выплаты. Кейс. Финансовые рынки. Ценные бумаги и биржи. Основные финансовые институты современности.
Разбор домашней работы № 10. Дополнительная пара.
24 20.04.2012 Дисконтирование. Бонусное занятие: дисконтирование. Разбор домашней работы № 11. 
  27.04.2012 Консультация и подготовка к экзамену.  
  04.05.2012 Экзамен.  
  11.05.2012    
  18.05.2012    
  25.05.2012    
  01.06.2012    
  08.06.2012    
  15.06.2012    
  22.06.2012    
  29.06.2012    
Список литературы
1 Агапова Т.А., Серёгина С.Ф., Макроэкономика: тесты. – М.: ДИС, 2005.
2 Агапова Т.А., Серёгина С.Ф., Макроэкономика: учебник. – М.: ДИС, 2004.
3 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2002.
4 Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
5 Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: для учащихся 9-11 классов. – М.: Вита-Пресс, 2004.
6 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для ВУЗов. М.: Норма, 2004.
7 Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика.
8 Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика (в структурно-логических схемах).
9