Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 10 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Мухин Дмитрий, Могилат Анастасия, Захарова Маргарита, Добронравова Елизавета | ||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Пятница (2 пары) 17:20 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Подготовка слушателей к участию во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников по экономике, а также других экономических олимпиад. | ||||
8 | Задачи курса | Основная задача нашего курса – помощь учащимся в освоении основополагающих разделов экономической теории и в решении экономико-математических задач повышенного уровня сложности. | ||||
9 | Особенности курса | Курс ориентирован на полную подготовку слушателя к олимпиаде по экономической теории | ||||
10 | Формат проведения занятия | Первая пара - лекция по теме, вторая - разбор домашних задач, тестов и эссе, а также решение дополнительных заданий | ||||
11 | Целевая аудитория | Для школьников 10-11 класса, стремящихся поступить в экономические ВУЗы по олимпиадам | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс предполагает углублённое изучение микро- и макроэкономики с разбором олимпиадных заданий по экономике. | ||||
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | ||||
14 | Отбор | Предварительный отбор не планируется | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Раз в две – три недели слушатели будут получать домашние работы, являющиеся прототипом олимпиадных заданий. Такая работа состоит из трёх частей, традиционно встречающихся на экономических олимпиадах: теста, задачи и эссе по кейсу. Как правило, тесты будут даны в трёх формах: утверждения, среди которых надо найти верные; альтернативные вопросы с 4 – 5 вариантами ответов, среди которых один верный; и альтернативные вопросы с 5 вариантами ответов, в которых число правильных ответов заранее неизвестно. Каждое домашнее задание посвящено конкретной пройденной теме. Баллы за домашние работы формируют семестровый рейтинг, по которому будут выставляться автоматы, а также будет формироваться итоговая оценка за курс. В конце каждого семестра экзамен. | ||||
16 | Дополнительная информация о курсе | |||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 07.10.2011 | Математический аппарат начинающих экономистов. Кейс. | Вводное занятие. Подробное знакомство с методами обучения, тематикой, целями и задачами курса. Предоставление списка рекомендуемой литературы.Математический блок: производные, графики функций, интеграл. Контрольная работа на определение уровня знания экономики. | |||
2 | 14.10.2011 | Микро- и макроэкономика. Альтернативная стоимость. Полезность. | ||||
3 | 21.10.2011 | Упущенная выгода, альтернативная стоимость, полезность, КПВ. Кейс. | Кривая производственных возможностей. Разбор домашней работы № 1. Дополнительная пара. |
|||
4 | 28.10.2011 | Спрос и предложение. Факторы, определяющие спрос и предложение. Рыночное равновесие. Выигрыш потребителей и производителей. Налоги и субсидии. | ||||
04.11.2011 | ||||||
5 | 11.11.2011 | Стандартные задачи на рыночное равновесие. Дефицит и излишек. Влияние налогов и субсидий на рыночное равновесие. Особенности исчисления различных видов налогов. Различные задачи по эластичности. Кейс. | Эластичность: аналитический и геометрический подходы. Разбор домашней работы № 2. Дополнительная пара. |
|||
6 | 18.11.2011 | Теория издержек и рынок труда. Графическая иллюстрация. | ||||
7 | 25.11.2011 | Рыночные структуры. Повторение основных теоретических
предпосылок и моделей. Совершенная конкуренция. Монополистическая
конкуренция. Графическая иллюстрация. Разбор домашней работы №3. Дополнительная пара. |
||||
8 | 02.12.2011 | Виды издержек. Равновесие на совершенном конкурентном рынке. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Подробная графическая интерпретация. Кейс. | Монополия. Олигополия. Монопсония. Ценовая дискриминация. | |||
9 | 09.12.2011 | Введение в макроэкономику. Народнохозяйственный кругооборот. Основные показатели СНС. | ||||
10 | 16.12.2011 | Подготовка к экзамену | Разбор домашней работы № 4. Дополнительная пара. | |||
11 | 23.12.2011 | Экзамен. | Задание на каникулы: основные макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, НД, ЧВП, РД, ЛД и т.д. Кейс. | |||
30.12.2011 | Пересдача. | |||||
06.01.2012 | ||||||
12 | 13.01.2012 | Дефлятор и индекс потребительских цен. Уровень безработицы. Реальные и номинальные показатели. Закон Оукена. Правило «70». Кейс. | Безработица: вынужденная и естественная. Инфляция. Сеньораж,
инфляционный налог. Разбор домашней работы № 5. Дополнительная пара. |
|||
13 | 20.01.2012 | LR и SR. Модель AD-AS. Краткосрочное и долгосрочное совокупное предложение. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Критика Лукаса. | ||||
14 | 27.01.2012 | SRAS и LRAS. Мультипликаторы фискальной политики. Кейс. | Рынок товаров и услуг. Мультипликаторы. Фискальная
политика. Разбор домашней работы № 6. Дополнительная пара. |
|||
15 | 03.02.2012 | Рынок денег и рынок ценных бумаг. Денежные агрегаты. Спрос и предложение денег. Уравнение Фишера. Кредитно-денежный мультипликатор. Кредитно-денежная политика. | ||||
16 | 10.02.2012 | Кредитно-денежная политика: обязательная норма резервирования
и денежная база, предложение денег. Кейс. |
Модель IS-LM. Макроэкономическое равновесие: краткосрочная и
долгосрочная перспектива. Сдерживающая и стимулирующая политика. Дополнительная пара. |
|||
17 | 17.02.2012 | Модель Манделла-Флеминга. Валютные курсы: плавающий и фиксированный. Платёжный баланс | ||||
24.02.2012 | ||||||
18 | 02.03.2012 | Государственное регулирование экономики. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и профицит. Государственный долг. Распределение доходов в обществе. | ||||
09.03.2012 | ||||||
19 | 16.03.2012 | Коэффициент Джини и кривая Лоренца. Кейс. | Некоторые понятия теории экономического роста. Разбор домашней работы № 7. Дополнительная пара. |
|||
20 | 23.03.2012 | Международная экономика: абсолютные и сравнительные
преимущества. Обмен. Разбор домашней работы № 8. Дополнительная пара. |
||||
21 | 30.03.2012 | Международная торговля. Обмен и КПВ. Квоты и пошлины. Кейс. | Международная экономика: мировой спрос, предложение и мировая цена. Квоты и пошлины. | |||
22 | 06.04.2012 | Провалы рынка. Общественные блага. Асимметрия информации. Разбор домашней работы № 9. Дополнительная пара. | ||||
23 | 13.04.2012 | Провалы рынка. Стоимость ценных бумаг и процентные выплаты. Кейс. | Финансовые рынки. Ценные бумаги и биржи. Основные финансовые
институты современности. Разбор домашней работы № 10. Дополнительная пара. |
|||
24 | 20.04.2012 | Дисконтирование. | Бонусное занятие: дисконтирование. Разбор домашней работы № 11. | |||
27.04.2012 | Консультация и подготовка к экзамену. | |||||
04.05.2012 | Экзамен. | |||||
11.05.2012 | ||||||
18.05.2012 | ||||||
25.05.2012 | ||||||
01.06.2012 | ||||||
08.06.2012 | ||||||
15.06.2012 | ||||||
22.06.2012 | ||||||
29.06.2012 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Агапова Т.А., Серёгина С.Ф., Макроэкономика: тесты. – М.: ДИС, 2005. | |||||
2 | Агапова Т.А., Серёгина С.Ф., Макроэкономика: учебник. – М.: ДИС, 2004. | |||||
3 | Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2002. | |||||
4 | Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. | |||||
5 | Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: для учащихся 9-11 классов. – М.: Вита-Пресс, 2004. | |||||
6 | Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для ВУЗов. М.: Норма, 2004. | |||||
7 | Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. | |||||
8 | Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). | |||||
9 | ||||||