Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Математика | ||||
2 | Класс | 10 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Семёнова Евгения, Валяев Илья, Варлашкина Александра, Морозова Мария, Хохрякова Виктория, Усова Алена, Магомедов Рагим, Добров Юрий, Петухова Ирина | ||||
5 | Стажёры | нет | ||||
6 | Время проведения | Пятница (2 пары) 17:20 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Предоставить школьникам возможность систематизировать свои знания по алгебре, а также повысить уровень этих знаний. | ||||
8 | Задачи курса | В задачи данного курса входит: - знакомство учащихся со стандартными методами решения алгебраических задач на лекциях; - отработка новых знаний в рамках семинарских занятий; - закрепление полученных навыков с помощью выполнения домашних работ и написания контрольных и экзаменов. |
||||
9 | Особенности курса | В рамках "Базовой математики" дается комплексный обзор школьного курса по алгебре, особое внимание уделяется смешанным задачам, для решения которых необходимы знания из различных тем. В рамках обучения на курсе школьники получают возможность систематизировать и расширить свои знания по математике. | ||||
10 | Формат проведения занятия | Курс состоит из двух частей:лекций и семинаров. На лекции преподаватель объясняет теоретический материал и основные методы решения задач. На семинарах предлагаются типовые задачи по теме предыдущей лекции. В основном на семинарах даются задачи разных лет со вступительных экзаменов на факультеты МГУ. Первоначально по уровням внутри курса, а также по семинарам учащиеся распределяются на основе предварительной контрольной (проводится на первом занятии). Опыт чтения данного курса в прошлые годы показал, что степень подготовленности учащихся в 11 классе значительно различается, в результате на занятиях приходится ориентироваться на некоторый средний уровень, что снижает эффективность курса для сильных учащихся и затрудняет понимание для наименее подготовленной группы. Чтобы изменить эту ситуацию, была разработана программа для двух уровней сложности базовой математики. Две части курса различаются по сложности даваемого на лекциях теоретического материала, набору методов и уровню сложности задач, предлагаемых для решения на семинарах. В дальнейшем учащийся может быть переведен с одного уровня (или семинарской группы) на другой по общему для двух уровней рейтингу или по рекомендации лектора. Рейтинг выстраивается на основании баллов, получаемых за домашние задания (выдаются на каждом занятии и проверяются семинаристами), а также на основе баллов за промежуточную контрольную. Перевод из одной группы в другую осуществляется не более 3-х раз за семестр. Поскольку курс является базовым, все учащиеся 11 класса, даже не выбирая этот курс в качестве зачетного, обязаны сдать по нему выпускной экзамен в конце года. |
||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, желающие повысить уровень своих знаний по математике. | ||||
12 | Краткое описание курса | Обзорный курс по алгебре; для 11 классов является базовым курсом | ||||
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | ||||
14 | Отбор | нет | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Проводится письменный экзамен в конце каждого семестра, по
результатам которого выставляется оценка. Текущий рейтинг не влияет на
оценку. Письменный экзамен является единым для всех слушателей курса, однако критерии оценки для 10 и 11 класса могут быть разными. |
||||
16 | Дополнительная информация о курсе | В программе курса после тем, рассматриваемых только в рамках
первого уровня, стоит символ "(1)". Даты пересдач не указаны сознательно - они будут объявлены во второй половине каждого из семестров и будут зависеть от пожеланий преподавателей и учащихся курса, а также от дат экзаменов и пересдач на "Базовой экономике". В каждом семестре будет 2 пересдачи. |
||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 07.10.2011 | Контрольная для распределения по группам. | ||||
2 | 14.10.2011 | Понятие и определения числовых множеств (натуральные, целые, рациональные, иррациональные, комплексные (1) числа). Основы теории множеств (счетность множества рациональных чисел, несчетность множества действительных чисел). (1) Операции на числовых множествах: сложение, вычитание, умножение, возведение в степень (формулы сокращенного умножения, треугольник Паскаля), деление (простые и составные числа, признаки делимости, разложение на простые множители, НОД, НОК, обыкновенные и десятичные дроби, периодические дроби), извлечение корня (домножение на сопряженное, выделение полного квадрата). Сравнение чисел. | ||||
3 | 21.10.2011 | Понятие функции и ее аргумента, значение в точке, область определения, область значений, возрастание и убывание, выпуклость и вогнутость, периодичность, особые точки. Способы задания функции, системы координат, график функции. Схема исследования функции. Преобразования графика функции. Идея решения некоторых задач с параметром в плоскости переменная/параметр. (1) Простейшие функциональные уравнения. (1) Линейная функция и ее свойства, решение систем линейных уравнений и неравенств. | ||||
4 | 28.10.2011 | Квадратный трехчлен и квадратичная функция, корни квадратного трехчлена, дискриминант и теорема Виета, выделение полного квадрата, решение квадратичных неравенств. Расположение корней квадратного трехчлена в зависимости от значений параметра. | ||||
04.11.2011 | ||||||
5 | 11.11.2011 | Модуль, геометрический смысл и свойства. Дробно-рациональная функция; асимптоты; обратная пропорциональность. Метод интервалов. Задачи с параметром по этой теме. (1) | ||||
6 | 18.11.2011 | Иррациональные уравнения и неравенства, схемы равносильных переходов, домножение на сопряженное, метод замены переменных, метод Мюнхгаузена, корневой метод (1). | ||||
7 | 25.11.2011 | Промежуточная проверочная контрольная. Уравнения и неравенства высших степеней: однородные, симметричные, возвратные, типичные замены и сведение к квадратным уравнениям; теорема Безу, деление многочлена на многочлен, поиск кратных корней, поиск парных корней, метод неопределенных коэффициентов (1) и т.д. |
||||
8 | 02.12.2011 | Сведение тригонометрических уравнений к алгебраическим. Методы решения тригонометрических уравнений, основанные на использовании тригонометрических формул. | ||||
9 | 09.12.2011 | Тригонометрические неравенства. Отбор корней. | ||||
10 | 16.12.2011 | Обратные тригонометрические функции. Решение соответствующих уравнений и неравенств. | ||||
11 | 23.12.2011 | Экзамен | ||||
30.12.2011 | ||||||
06.01.2012 | ||||||
13.01.2012 | ||||||
20.01.2012 | ||||||
12 | 27.01.2012 | Плоские множества. Построение плоских множеств на координатной плоскости, решение задач с параметром, нахождение площади получающихся фигур. | ||||
13 | 03.02.2012 | Показательная функция – свойства, график. Основные методы решения соответствующих уравнений и неравенств, решение задач с параметром (1). | ||||
14 | 10.02.2012 | Логарифмическая функция – свойства, график. Основные методы решения соответствующих уравнений и неравенств, решение задач с параметром (1). | ||||
15 | 17.02.2012 | Системы уравнений и неравенств: решение системы, равносильные системы, метод подстановки, замена переменных, преобразования системы, графический метод. | ||||
24.02.2012 | ||||||
16 | 02.03.2012 | Понятие производной, геометрический смысл производной, производные основных элементарных функций. Исследование графиков функций с использованием производной, уравнение касательной. Решение задач. | ||||
09.03.2012 | ||||||
17 | 16.03.2012 | Смешанные уравнения и неравенства. Промежуточная проверочная контрольная. |
||||
18 | 23.03.2012 | Арифметическая и геометрическая прогрессии, свойства, основные формулы; бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. | ||||
19 | 30.03.2012 | Текстовые задачи на движение, работу, смеси, сплавы и проценты. | ||||
20 | 06.04.2012 | Текстовые задачи на поиск оптимального решения и задачи в целых числах. | ||||
21 | 13.04.2012 | Повторение пройденного материала. | ||||
22 | 20.04.2012 | Выпускной экзамен. | ||||
27.04.2012 | ||||||
04.05.2012 | ||||||
11.05.2012 | ||||||
18.05.2012 | ||||||
25.05.2012 | ||||||
01.06.2012 | ||||||
08.06.2012 | ||||||
15.06.2012 | ||||||
22.06.2012 | ||||||
29.06.2012 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | «Московский университет. Задачи вступительных экзаменов по математике на все факультеты МГУ с ответа | |||||
2 | Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. «Задачи с параметрами». | |||||
3 | Будак А.Б., Щедрин Б. М. «Элементарная математика. Руководство для поступающих в вузы». | |||||
4 | Будак А.Б., Щедрин Б. М. «Элементарная математика. Руководство для поступающих в вузы». | |||||
5 | Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. «Задачи по математике. Начала анализа». | |||||
6 | Горштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. «Задачи с параметрами». | |||||
7 | Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. «Пособие по математике для поступающих в ВУЗы. Избранные воп | |||||
8 | Мельников И.И., Сергеев И.Н. «Как решать задачи по математике на вступительных экзаменах». | |||||
9 | Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. «Задачи вступительных экзаменов по математике» (Варианты з | |||||
10 | Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. «Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения». | |||||
11 | Потапов М.К, Александров В.В, Пасиченко П.И. «Алгебра и начала анализа – современный курс для поступа | |||||
12 | Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. «Конкурсные задачи по математике». | |||||
13 | Сергеев И.Н. «1000 вопросов и ответов. Математика: учебное пособие для поступающих в вузы». | |||||
14 | Ткачук В.В. «Математика – абитуриенту». | |||||
15 | Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. «Математика для поступающих в серьезные ВУЗы». | |||||
16 | Шабунин М.И. «Математика для поступающих в ВУЗы. Уравнения и системы уравнений». | |||||
17 | Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 класс». | |||||
18 | Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 11 класс». | |||||
19 | Якушева Е.В., Попов А.В., Якушев А.Г. «Математика. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика | |||||