Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Экономика | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | ||||
4 | Преподаватели | Григорьева Анна, Журавлева Любовь, Зеленина Кристина, Калашнов
Георгий, Корзун Дмитрий, Махкамов Лазиз, Мурашов Станислав, Челабиев Рустам,
Шведова Алиса |
||||
5 | Стажёры | |||||
6 | Время проведения | Среда 18:55 - 20:15 | ||||
7 | Цель курса | Обучение школьников основам экономической теории, получение ими
базовых знаний по экономике. |
||||
8 | Задачи курса | • ознакомить учащихся с основными понятиями, методами и
подходами микро- и макроэкономики; • обучить решению задач разного уровня сложности с применением экономико-математических моделей; • дать учащимся навыки выполнения экономических заданий базового и среднего уровней на различных экзаменах и олимпиадах. |
||||
9 | Особенности курса | |||||
10 | Формат проведения занятия | Курс состоит из двух частей: лекционной и семинарской. Лекции посвящены знакомству с экономикой, её основными понятиями, проблемами, методами исследований. На 3 лекциях в семестре будут проведены небольшие тестовые работы (10-15 минут). На одной лекции в семестре будет контрольная работа на одну пару. Семинарские занятия в малых группах призваны закрепить и углубить знания, даваемые на лекциях. На семинарах решаются задачи с применением экономико-математических моделей. В рамках семинара проводятся обсуждения по тематике прочтённых лекций. Занятие предполагает активное участие семинариста — он сообщает значительное количество информации, не прозвучавшей на лекциях. Учащимся даётся возможность ознакомиться с некоторыми аспектами текущей экономической ситуации в России и за рубежом и обсудить их. Семинарские занятия во всех группах проводятся по единой программе и по единым материалам. Семинары проводятся в четырех учебных группах. В начале обучения будет проведено разделение учащихся по семинарским группам, разделение будет проведено в произвольном порядке, независимо от уровня подготовленности учащихся. В дальнейшем, по результатам контрольных работ 1 и 2 семестра, а также экзамена 1 семестра составы групп будут меняться - школьников перераспределят по группам в зависимости от уровня их успеваемости на курсе. Подобное разделение учащихся на группы по уровням их знаний предполагает более эффективное проведение семинарских занятий. Семинары проводятся в разных формах - на части семинаров школьники решают задачи самостоятельно, в таком случае на каждого преподавателя приходится по 5-8 человек. Другие семинары проводятся с вызовом школьников к доске, в таком случае один из семинаристов работает "с доской", помогая и контролируя решение общих задач, второй семинарист работает с остальными школьниками. |
||||
11 | Целевая аудитория | Школьники, как не изучавшие экономику, так и знакомые с ней. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс, предполагающий обучение школьников основам экономической теории и обеспечивающий получение ими базовых знаний по экономике. | ||||
13 | Количество слушателей | свыше 30 человек | ||||
14 | Отбор | Отбора нет | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Текущий контроль на лекциях обеспечивается небольшими тестами (3
в семестр); одной контрольной работой (на пару) и 2-3 домашними контрольными
работами в семестр (на решение задач и написание мини-эссе). В конце семестра
агрегируются рейтинги с семинаров и лекций. Все учащиеся на курсе сдают
письменный экзамен (тестовые вопросы, задачи, открытые вопросы). Разбивка по баллам в семестре: Семестр Первый Второй 1. Лекции 100 100 1.1. Контрольная работа 40 40 1.2. Домашняя контрольная работа 1∙30=30 2∙18=36 1.3. Мини-тесты 3∙10=30 3∙8=24 2. Семинары 60 60 3. Экзамен 100 100 Всего: 260 260 Оценка семинарских занятий (60 баллов в семестр): o активная работа на занятии — всего 30 баллов за семестр; o домашние задания — всего 30 баллов за семестр В конце 11 класса все школьники ЭМШ сдают Базовую экономику в качестве выпускного экзамена по экономике, независимо от того, посещали они курс или нет. Для учеников 11 класса выставляется 2 оценки: одна за выполненный экзмен и одна за курс для тех, кто его посещал. |
||||
16 | Дополнительная информация о курсе | Среда – лекция (2
пара) ПН – семинары в 4х группах (1,2 пары) |
||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 10.5.11 | Базовые экономические понятия. | Экономическая теория и экономика. Потребности, блага (товары и
услуги), экономические блага. Безграничные потребности и ограниченные
возможности (ресурсы). Экономическая теория. Производство и факторы
производства. Факторные доходы. Семинар: Производная: основные определения, применение в экономике, решение математических задач. |
|||
2 | 10.12.11 | Микроэкономика и макроэкономика. Выбор. Альтернативная стоимость. Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Экономическая система. Функции экономической системы. Семинар: Обсуждение основ экономической теории, решение задач на альтернативную стоимость. |
||||
3 | 10.19.11 | Спрос и предложение. Рыночное равновесие. |
Виды экономических систем: традиционная, централизованная
(командная), рыночная и смешанная (краткий обзор). Спрос. Величина, функция и
цена спроса. Закон и кривая спроса. Исключения из закона спроса. Предложение.
Величина, функция и цена предложения. Закон и кривая предложения. Исключения
из законов спроса и предложения. Семинар: Обсуждение различных типов экономических систем. Построение простейших графиков спроса и предложения. |
|||
4 | 10.26.11 | Рыночное равновесие, дефицит товара и избыток товара на рынке.
Процесс рыночного образования. Неценовые факторы спроса. Субституты и
комплементы. Неценовые факторы
предложения. Изменение рыночного равновесия вследствие изменения спроса и/или
предложения. Тест "Базовые понятия экономики" Семинар: Решение задач на рыночное равновесие, сдвиги спроса и предложения и их влияние на равновесие. |
||||
5 | 11.2.11 | Ценовая эластичность спроса: определение, дуговая, точечная.
Классификация спроса по ценовой эластичности. Взаимосвязь эластичности спроса
и выручки продавцов. Факторы ценовой эластичности спроса. Ценовая
эластичность предложения: определение, дуговая, точечная. Классификация
предложения по ценовой эластичности. Факторы ценовой эластичности
предложения. Домашняя контрольная работа по темам «Эластичность» и «Рыночное равновесие». Семинар: Задачи на эластичность |
||||
6 | 11.9.11 | Потребление | Поведение потребителя. Полезность. Закон убывающей предельной
полезности. Потребительский доход. Влияние изменения цен на доход
потребителя. Номинальный и реальный доход. Эффекты дохода и замещения.
Перекрестная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу. Закон
Энгеля. Тест «Спрос и предложение. Рыночное равновесие» Семинар: Обсуждение теории полезности. Задача максимизации полезности потребителя на качественном уровне. Взаимосвязь ф-ий спроса и полезности.Расчёт различных эластичностей. |
|||
7 | 11.16.11 | Контрольная на пару | Работа на тему «Введение в экономическую теорию. Спрос и
предложение. Потребление». Семинар: Резерв. Разбор контрольной работы. |
|||
8 | 11.23.11 | Теория фирмы | Понятие фирмы. Цели и задачи фирмы. Основные типы фирм.
Организационно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества,
общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Источники
финансирования предприятий. Ценные бумаги: акции и облигации. Открытые и
закрытые акционерные общества. Семинар: Обсуждение различных форм организации предпринимательской деятельности в России, основных вопросов инвестирования в ценные бумаги. |
|||
9 | 11.30.11 | Рыночные структуры | Доход, издержки и прибыль фирмы. Виды издержек: экономические и
бухгалтерские. Общие, средние и предельные величины в экономике. Семинар: Общие, средние и предельные величины в экономике. Разбор примеров и задач. Качественное обсуждение рыночных структур. |
|||
10 | 12.7.11 | Конкурентная среда. Ценовая и неценовая конкуренция. Понятие
рыночной структуры и рыночной власти. Критерии определения рыночной
структуры.Общие, средние и предельные издержки фирмы. Издержки фирмы в
долгосрочном периоде. Максимизация прибыли фирмой на рынке совершенной
конкуренции. Семинар: Издержки фирмы и максимизация прибыли фирмой на конкурентном рынке. |
||||
11 | 12.14.11 | Максимизация прибыли фирмой-монополистом. Виды монополий:
закрытые, естественные и открытые; дискриминирующие и недискриминирующие.
Олигополия. Поведение фирм-олигополистов на рынке. Монополистическая
конкуренция. Роль дифференциации продукта при монополистической
конкуренции. Работа на тему «Фирма. Доход, издержки и прибыль фирмы». Домашняя контрольная работа по теме: «Рыночные структуры». Семинар: Монополия - решение задач. |
||||
12 | 12.21.11 | консультация к экзамену | Консультация к экзамену. Резерв. |
|||
13 | 12.28.11 | Экзамен | Консультация к экзамену. Резерв. |
|||
14 | 1.4.12 | |||||
1.11.12 | ||||||
1.18.12 | ||||||
15 | 1.25.12 | Макроэкономика. Основные понятия | Макроэкономика. Макроэкономические показатели (отличие от
микроэкономических – агрегация и индексация). Система национальных счетов.
Валовой внутренний продукт. Валовой национальный продукт. Методы подсчета ВВП
и ВНП по доходам, расходам и добавленной стоимости продукции. Номинальный и
реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Домашняя контрольная работа на тему "Основные понятия макроэкономики. Подсчет ВВП." Семинар: Решение задач на расчёт ВВП, его составных частей. |
|||
16 | 2.1.12 | Рынки факторов производства. Спрос фирмы на факторы
производства. Факторы, опредяющие спрос на товары и услуги. Равновесие на рынке товаров и услуг.
Равновесие на финансовых рынках. Спрос и предложение заемных средств. Семинар: Модель общеэкономического равновесия. Обсуждение. Задачи. |
||||
17 | 2.8.12 | Деньги. Инфляция | Деньги. Функции денег. Денежные агрегаты и денежная масса.
Ликвидность. Закон денежного обращения (уравнение Фишера). Инфляция. Виды и
причины инфляции. Количественные показатели инфляции. Семинар: Расчёт величины денежной массы. Обсуждение уравнения Фишера. Расчёт показателей инфляции. |
|||
18 | 2.15.12 | Денежный рынок. Кредитно-банковская система | Денежный рынок. Кредит и кредитный процент. Депозит и депозитный
процент. Номинальная и реальная процентная ставка. Создание кредитных денег
банковской системой. Структура кредитно-банковской системы. Кредитно-денежный
мультипликатор. Тест на тему "Деньги. Инфляция." Семинар: Задачи, решаемые банковским вкладчиком и самим банком. |
|||
2.22.12 | ||||||
19 | 2.29.12 | Рынок труда | Рынок труда. Особенности спроса, предложения и конкуренции.
Ставка заработной платы. Экономически активное и неактивное население.
Безработица и ее типы в зависимости от причин возникновения . Естественная
безработица. Уровень безработицы. Последствия безработицы. Закон Окуня. Инфляция и безработица. Кривая
Филлипса. Семинар: Решение задач по экономике труда. |
|||
20 | 3.7.12 | Экономический рост | Лекция: Экономический рост Семинар: Понятие и показатели экономического роста. Типы экономического роста. Источники экономического роста: механизм перехода сбережений в инвестиции. Экономические циклы: циклы деловой активности (бизнес-циклы), большие циклы Кондратьева. Причины циклического развития. |
|||
21 | 3.14.12 | Контрольная на пару | Работа по темам "Деньги. Инфляция." "Денежный
рынок и кредитно-банковская система." "Рынок труда" Семинар: Разбор контрольной работы. Резерв. |
|||
22 | 3.21.12 | Маккроэкономическое равновесие. | Краткосрочный и долгосрочный периоды в макроэкономике. Модель
AD-AS. Совокупный спрос, факторы совокупного спроса. Тест на тему "Экономический рост" Семинар: Построение графиков совокупного спроса. Задачи. |
|||
23 | 3.28.12 | Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Равновесие в модели AD–AS. Шоки совокупного спроса и совокупного
предложения. Домашняя контрольная работа на тему "Совокупный спрос и совокупное предложение." Семинар: Решение задач на равновесие модели AD-AS |
||||
24 | 4.4.12 | Государство и экономика | Бюджетно-налоговая (фискальная) политика: цели, инструменты,
проблемы осуществления.
Кредитно-денежная политика. Сущность и цели. Методы кредитно-денежной
политики. Операции на открытых рынках. Изменение учетной ставки. Политика
дешёвых денег. Политика дорогих денег. Последствия кредитно-денежной
политики. Семинар: Задачи на кривую Лаффера. Решение задач с применением государственной политики. |
|||
25 | 4.11.12 | Международная экономика | Внешнеэкономическая деятельность. Международное разделение
труда. Международная торговля.
Движение факторов производства. Валютный курс. Платежный баланс.
Тест на тему "Экономическая политика государства" Семинар: Внешнеторговые ограничения. Кривые производственных возможностей. Выгоды международной торговли. |
|||
26 | 4.18.12 | Консультация к экзамену | Консультация к экзамену Резерв |
|||
27 | 4.25.12 | Экзамен | Экзамен | |||
5.2.12 | ||||||
5.9.12 | ||||||
5.16.12 | ||||||
5.23.12 | ||||||
5.30.12 | ||||||
6.6.12 | ||||||
6.13.12 | ||||||
6.20.12 | ||||||
6.27.12 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Н. Грегори Мэнкью (1999) "Принципы экономикс" СПб.: Питер Ком, |
|||||
2 | Вэриан Х. Р. (1997) Микроэкономика. Промежуточный уровень | |||||
3 | Иванов С. И. (2000) Основы экономической теории. М., «Вита-Пресс | |||||
4 | Липсиц И. В. (1994) Экономика без тайн. М., «Вита-Пресс» | |||||
5 | Макконнелл К. Р., Брю С. Л. (2001) Экономикс. М., «Инфра – М». | |||||
6 | Матвеева Т. Ю. (2007) Введение в макроэкономику, «Издательский дом ГУ-ВШЭ | |||||
7 | Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. (2001) Микроэкономика. М., «Дело», 2001 | |||||
8 | Равичев С., Григорьев С. Сборник текстовых задач по экономике. 8-11 классы. | |||||
9 | Сакс Д. Д., Ларрен Ф. Б. (1996) Макроэкономика. Глобальный подход. М., «Дело». | |||||