Спецкурс |
|
|||||
Основная информация | ||||||
№ | Пункт | Содержание | ||||
1 | Направление | Третий Путь | ||||
2 | Класс | 9 - 11 | ||||
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | ||||
4 | Преподаватели | Старостинская Анастасия, Туренок Виктория | ||||
5 | Стажёры | Швецов Алексей | ||||
6 | Время проведения | Четверг 17:20 - 18:40 | ||||
7 | Цель курса | Дать слушателям представления об основных инструментах изучения человека и общества. | ||||
8 | Задачи курса | 1. Ознакомление слушателей с определенными темами, изучаемыми в
рамках курса обществознания (из курса исключены разделы, касающиеся экономики
и права, из-за наличия углубленных курсов по данным темам); 2. Обучение написанию работ по обществознанию в формате эссе и небольших исследований на заданную тему; 3. Развитие навыков, необходимых для самостоятельных размышлений, построения гипотез и обоснования своей точки зрения; 4. Раскрытие творческого потенциала школьников; 5. Развитие навыков, необходимых для коллективной работы. |
||||
9 | Особенности курса | Наш курс будет отличаться от обычного курса по обществознанию специализацией на наиболее обширных темах, включающих в себя возможность рассмотрения и анализа разных точек зрения. Кроме того, программа курса предусматривает большое количество коллективных игр и дискуссий во время занятия и письменных работ в качестве домашнего задания. | ||||
10 | Формат проведения занятия | Занятия проводятся в форме лекций с элементами обсуждений и
ответов на вопросы школьников. Также в конце занятий предусмотрены игры и
анализ раздаточного материала. На занятия, проходящие в формате дискуссии, 3 школьника готовят доклад (остальные сдают его в виде эссе). Доклад читается в течение 3-5 минут + по 2-3 минуты отведены на ответы на вопросы. После этого школьники совместно обсуждают заготовленные преподавателями цитаты/короткие отрывки из теорий философов/фильмов и т.д. |
||||
11 | Целевая аудитория | Слушатели, желающие устранить пробелы в своих знаниях по обществознанию, научиться формировать и выражать свое мнение по проблеме. | ||||
12 | Краткое описание курса | Курс по обществознанию с акцентом на духовную и социальную сферы. | ||||
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | ||||
14 | Отбор | Если на курс запишется более 30 человек - будет проведен отбор по результатам выполнения первых двух домашних заданий. | ||||
15 | Формы контроля и система отчётности |
Во время учебного семестра будет вестись рейтинг по результатам посещаемости, работы на занятиях и выполнения домашних заданий. В конце семестра будет проведен экзамен. Доля экзамена в формировании оценки - 40%, результатов семестра - 60%. | ||||
16 | Дополнительная информация о курсе | Курс является преемником курса "В Третий Путь",
читавшимся в 2010-2011 учебном году. Лекции по источниковедению будут прочитаны приглашенным лектором (Каменев Иван или Дурнева Дарья). |
||||
Позанятийный план | ||||||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия | |||
1 | 06.10.2011 | Введение | Знакомство со слушателями. Рассказ о программе курса, форме проведения занятий и отчетности. Человек и общество. Общественные отношения. 4 сферы общества. Обществознание как наука и комплекс наук. Написание себе письма на конец года, заполнение анкеты. | |||
2 | 13.10.2011 | Духовная сфера | Методология изучения человека и отношений между людьми. Психология как наука, ее развитие. Основные подходы и инструменты исследования человека и психики. | |||
3 | 20.10.2011 | Духовная сфера | Личность и индивидуальность. Структура личности: различные подходы и проблемы описания. Типология личности на основе свойств индивида. Тест на определение собственного типа личности. | |||
4 | 27.10.2011 | Духовная сфера | Теория системного анализа. Человек как открытая система, и изучение ее на входе, процесса, результата. Особенности восприятия, памяти, мышления человека. | |||
5 | 03.11.2011 | Духовная сфера | Духовный мир и духовная деятельность. Духовная сфера. Реальность и сознание. Коммуникации. Символ и язык, семиотика и семантика. Игра "Пойми меня". | |||
6 | 10.11.2011 | Духовная сфера | Ценности, потребности, целеполагание. Теории мотивации. Неопределенность и риск в человеческих решениях. Основы теории принятия решений. | |||
7 | 17.11.2011 | Духовная сфера | Понятие и стереотипы социального развития личности. Условия и движущие силы психического развития. Споры о главенстве влияния среды и наследственности, разбор на примерах. | |||
8 | 24.11.2011 | Духовная сфера | Мировоззрение, менталитет. Миф и мифология. Этика и религия. Культура и цивилизация. Массовая культура, массовые коммуникации и пропаганда. | |||
9 | 01.12.2011 | Духовная сфера | Контрольная работа. Дискуссия: счастье, добро, справедливость. | |||
10 | 08.12.2011 | Научный метод | Основные проблемы гносеологии: возможность познания, границы познания. Гностицизм, агностицизм, скептицизм, солипсизм. | |||
11 | 15.12.2011 | Научный метод | Формирование научного метода. Научная теория и ее критика. Научные школы, дискурс, консенсус. Системный, факторный и институциональный анализ общества. Обобщающая игра "Конквизтодор". | |||
12 | 22.12.2011 | Экзамен | Экзамен | |||
13 | 29.12.2011 | Пересдача | Чаепитие | |||
05.01.2012 | ||||||
12.01.2012 | ||||||
14 | 19.01.2012 | Научный метод | Источники и их значение при изучении общества. Поиск источников,
использовавшихся человеком. Определение рукотворности источника. Определение происхождения и предназначения источника, его интерпретация и верификация. |
|||
15 | 26.01.2012 | Научный метод | Источники, несущие семантическую и вербальную нагрузку. Фактор субъективности автора. Роль исследователя, фактор субъективности исследователя. Основные виды источников. | |||
16 | 02.02.2012 | Научный метод | Особенности работы с документами. Архивы, архивное дело и технологии. Записки, мемуары и другие неформализованные источники. Опросы и статистика. Научные исследования как источник. | |||
17 | 09.02.2012 | Научный метод | Критика источника, роль внешней и внутренней критики. Научная гипотеза и научная теория. Научные школы, принципы научного дискурса. | |||
18 | 16.02.2012 | Научный метод | Контрольная работа. Дискуссия: правда, истина и точка зрения | |||
23.02.2012 | ||||||
19 | 01.03.2012 | Социальная сфера | Социальная сфера и социальные отношения. Социология как наука. Основные этапы ее развития. Структуралистский и символический подход к изучению социологии. | |||
08.03.2012 | ||||||
20 | 15.03.2012 | Социальная сфера | Виды и функции социологических исследований. Структура социологического исследования. Обработка, интерпретация и критика результатов. Разбиение на группы, обсуждение формата проведения собственных социальных исследований. | |||
21 | 22.03.2012 | Социальная сфера | Социальные роли и статусы. Социализация: этапы и механизмы ее воздействия на личность. Основные социальные институты. | |||
22 | 29.03.2012 | Социальная сфера | Формирование и роль института семьи. Виды семьи. Кризис института семьи в современном обществе. Культура и гендерные роли. Стереотипы мужского и женского стили поведения. Обсуждение проведенных социальных экспериментов. | |||
23 | 05.04.2012 | Социальная сфера | Социальные группы, их характеристика и классификация. Роль референтной группы в жизни человека. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе. Изменения, происходящие с личностью в толпе. Межгрупповое общение. | |||
24 | 12.04.2012 | Социальная сфера | Теории социальной стратификации и социальной мобильности. Лидерство и власть. Тест по эмоционально-волевой сфере. Игра "Кто лидер?" | |||
25 | 19.04.2012 | Социальная сфера | Нормы и отклонения социального поведения. Виды норм и механизмы их функционирования. Понятие конфликта. Типы конфликтов и возможные пути их разрешения. | |||
26 | 26.04.2012 | Социальная сфера | Контрольная работа. Дискуссия: место человека в современном мире. | |||
27 | 03.05.2012 | Экзамен | Экзамен | |||
28 | 10.05.2012 | Пересдача | Чаепитие | |||
17.05.2012 | ||||||
24.05.2012 | ||||||
31.05.2012 | ||||||
07.06.2012 | ||||||
14.06.2012 | ||||||
21.06.2012 | ||||||
28.06.2012 | ||||||
Список литературы | ||||||
1 | Арбузкин А.М. "Учебное пособие по обществознанию", М-2006. | |||||
2 | Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И. Матвеева А.И. "Обществознание. 11 класс. Базовый уровень" Москва, Прос | |||||
3 | Боголюбов Л.Н.Лазебникова А.Ю.Смирнова Н.М, "Обществознание. 10 класс. Профильный уровень" Москва | |||||
4 | Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. "Источниковедение: Теория. История. | |||||
5 | Марченко М.Н. "Обществознание" Москва, Зерцало-М, 2006 | |||||
6 | Майерс Д. "Социальная психология", Спб-2007. | |||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||