Спецкурс
Третий путь продолжается
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный только для 10-11-ти классников
4 Преподаватели Старостинская Анастасия, Туренок Виктория
5 Стажёры Швецов Алексей
6 Время проведения Четверг 17:20 - 18:40
7 Цель курса Дать слушателям представления об основных инструментах изучения человека и общества.
8 Задачи курса 1. Ознакомление слушателей с определенными темами, изучаемыми в рамках курса обществознания (из курса исключены разделы, касающиеся экономики и права, из-за наличия углубленных курсов по данным темам);
2. Обучение написанию работ по обществознанию в формате эссе и небольших исследований на заданную тему;
3. Развитие навыков, необходимых для самостоятельных размышлений, построения гипотез и обоснования своей точки зрения;
4. Раскрытие творческого потенциала школьников;
5. Развитие навыков, необходимых для коллективной работы.
9 Особенности курса Наш курс будет отличаться от обычного курса по обществознанию специализацией на наиболее обширных темах, включающих в себя возможность рассмотрения и анализа разных точек зрения. Кроме того, программа курса предусматривает большое количество коллективных игр и дискуссий во время занятия и письменных работ в качестве домашнего задания.
10 Формат проведения занятия Занятия проводятся в форме лекций с элементами обсуждений и ответов на вопросы школьников. Также в конце занятий предусмотрены игры и анализ раздаточного материала.
На занятия, проходящие в формате дискуссии, 3 школьника готовят доклад (остальные сдают его в виде эссе). Доклад читается в течение 3-5 минут + по 2-3 минуты отведены на ответы на вопросы. После этого школьники совместно обсуждают заготовленные преподавателями цитаты/короткие отрывки из теорий философов/фильмов и т.д.
11 Целевая аудитория Слушатели, желающие устранить пробелы в своих знаниях по обществознанию, научиться формировать и выражать свое мнение по проблеме.
12 Краткое описание курса Курс по обществознанию с акцентом на духовную и социальную сферы.
13 Количество слушателей от 20 до 30 человек
14 Отбор Если на курс запишется более 30 человек - будет проведен отбор по результатам выполнения первых двух домашних заданий.
15 Формы контроля и
система отчётности
Во время учебного семестра будет вестись рейтинг по результатам посещаемости, работы на занятиях и выполнения домашних заданий. В конце семестра будет проведен экзамен. Доля экзамена в формировании оценки - 40%, результатов семестра - 60%.
16 Дополнительная информация о курсе Курс является преемником курса "В Третий Путь", читавшимся в 2010-2011 учебном году.
Лекции по источниковедению будут прочитаны приглашенным лектором (Каменев Иван или Дурнева Дарья).
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 06.10.2011 Введение Знакомство со слушателями. Рассказ о программе курса, форме проведения занятий и отчетности. Человек и общество. Общественные отношения. 4 сферы общества. Обществознание как наука и комплекс наук. Написание себе письма на конец года, заполнение анкеты.
2 13.10.2011 Духовная сфера Методология изучения человека и отношений между людьми. Психология как наука, ее развитие. Основные подходы и инструменты исследования человека и психики.
3 20.10.2011 Духовная сфера Личность и индивидуальность. Структура личности: различные подходы и проблемы описания. Типология личности на основе свойств индивида. Тест на определение собственного типа личности.
4 27.10.2011 Духовная сфера Теория системного анализа. Человек как открытая система, и изучение ее на входе, процесса, результата. Особенности восприятия, памяти, мышления человека.
5 03.11.2011 Духовная сфера Духовный мир и духовная деятельность. Духовная сфера. Реальность и сознание. Коммуникации. Символ и язык, семиотика и семантика. Игра "Пойми меня".
6 10.11.2011 Духовная сфера Ценности, потребности, целеполагание. Теории мотивации. Неопределенность и риск в человеческих решениях. Основы теории принятия решений.
7 17.11.2011 Духовная сфера Понятие и стереотипы социального развития личности. Условия и движущие силы психического развития. Споры о главенстве влияния среды и наследственности, разбор на примерах.
8 24.11.2011 Духовная сфера Мировоззрение, менталитет. Миф и мифология. Этика и религия. Культура и цивилизация. Массовая культура, массовые коммуникации и пропаганда. 
9 01.12.2011 Духовная сфера Контрольная работа. Дискуссия: счастье, добро, справедливость.
10 08.12.2011 Научный метод Основные проблемы гносеологии: возможность познания, границы познания. Гностицизм, агностицизм, скептицизм, солипсизм.
11 15.12.2011 Научный метод Формирование научного метода. Научная теория и ее критика. Научные школы, дискурс, консенсус. Системный, факторный и институциональный анализ общества. Обобщающая игра "Конквизтодор".
12 22.12.2011 Экзамен Экзамен
13 29.12.2011 Пересдача Чаепитие
  05.01.2012    
  12.01.2012    
14 19.01.2012 Научный метод Источники и их значение при изучении общества. Поиск источников, использовавшихся человеком. Определение рукотворности источника.
Определение происхождения и предназначения источника, его интерпретация и верификация.
15 26.01.2012 Научный метод Источники, несущие семантическую и вербальную нагрузку. Фактор субъективности автора. Роль исследователя, фактор субъективности исследователя. Основные виды источников.
16 02.02.2012 Научный метод Особенности работы с документами. Архивы, архивное дело и технологии. Записки, мемуары и другие неформализованные источники. Опросы и статистика. Научные исследования как источник.
17 09.02.2012 Научный метод Критика источника, роль внешней и внутренней критики. Научная гипотеза и научная теория. Научные школы, принципы научного дискурса.
18 16.02.2012 Научный метод Контрольная работа. Дискуссия: правда, истина и точка зрения
  23.02.2012    
19 01.03.2012 Социальная сфера Социальная сфера и социальные отношения. Социология как наука.  Основные этапы ее развития. Структуралистский и символический подход к изучению социологии.
  08.03.2012    
20 15.03.2012 Социальная сфера Виды и функции социологических исследований. Структура социологического исследования. Обработка, интерпретация и критика результатов. Разбиение на группы, обсуждение формата проведения собственных социальных исследований.
21 22.03.2012 Социальная сфера Социальные роли и статусы. Социализация: этапы и механизмы ее воздействия на личность. Основные социальные институты.
22 29.03.2012 Социальная сфера Формирование и роль института семьи. Виды семьи. Кризис института семьи в современном обществе. Культура и гендерные роли. Стереотипы мужского и женского стили поведения. Обсуждение проведенных социальных экспериментов.
23 05.04.2012 Социальная сфера Социальные группы, их характеристика и классификация. Роль референтной группы в жизни человека. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе. Изменения, происходящие с личностью в толпе. Межгрупповое общение.
24 12.04.2012 Социальная сфера Теории социальной стратификации и социальной мобильности. Лидерство и власть. Тест по эмоционально-волевой сфере. Игра "Кто лидер?"
25 19.04.2012 Социальная сфера Нормы и отклонения социального поведения. Виды норм и механизмы их функционирования. Понятие конфликта. Типы конфликтов и возможные пути их разрешения.
26 26.04.2012 Социальная сфера Контрольная работа. Дискуссия: место человека в современном мире.
27 03.05.2012 Экзамен Экзамен
28 10.05.2012 Пересдача Чаепитие
  17.05.2012    
  24.05.2012    
  31.05.2012    
  07.06.2012    
  14.06.2012    
  21.06.2012    
  28.06.2012    
Список литературы
1 Арбузкин А.М. "Учебное пособие по обществознанию", М-2006.
2 Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И. Матвеева  А.И. "Обществознание. 11 класс. Базовый уровень" Москва, Просвещение, 2007
3 Боголюбов Л.Н.Лазебникова А.Ю.Смирнова Н.М, "Обществознание. 10 класс. Профильный уровень" Москва, Просвещение, 2007
4 Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. "Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие", М-1998
5 Марченко М.Н. "Обществознание" Москва, Зерцало-М, 2006
6 Майерс Д. "Социальная психология", Спб-2007.
7      
8      
9