Спецкурс Билет в бизнес-класс
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 9-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Воротникова Татьяна, Доценко Сергей, Шахлевич Антон
5 Время проведения Пятница 18:55 - 20:15
6 Дополниительная информация о времени и требования к аудитории Возможно более позднее окончание занятий.
7 Цель курса Заинтересовать слушателей изучением экономики, предоставив им возможность не только ознакомиться с теоретическими понятиями, но и применить полученные знания на практике во время самостоятельных исследований или бизнес-игр.
8 Задачи курса 1) познакомить слушателей с базовыми понятиями микроэкономики;
2) рассказать о различных аспектах работы коммерческой фирмы;
3) обучить школьников применению теоретических знаний при принятии бизнес-решений;
4) привить им навыки проведения самостоятельных исследований;
5) научить работать в команде.
9 Особенности курса На курсе, помимо теории, предполагается большое количество практических заданий, посвященных экономике фирмы.
10 Формат проведения занятия Предусмотрено два основных вида занятий: теоретические и игровые.
На теоретических занятиях большую часть времени занимает лекционный материал; кроме того, проводятся обсуждения или решаются задачи. Как дополнение к лекционной части планируется использование раздаточных материалов.
На игровых занятиях часть времени отводится для обсуждения предыдущего этапа игры, затем школьникам дается новая исходная информация, на основе которой они должны будут провести расчеты, обсудить полученные результаты и принять решения для следующего этапа. 
11 Целевая аудитория Курс ориентирован как на школьников, не изучавших ранее экономику, так и на тех, кто уже прослушал ранее вводный курс по основам экономических знаний и хочет понять, как эти знания можно применять на практике.
12 Краткое описание курса Курс по экономике фирмы, предполагающий разработку бизнес-проекта собственной компании и проведение игры, симулирующей работу реального рынка.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Если число желающих посещать курс превысит 25 человек, будет проведен отбор по результатам выполнения первого домашнего задания.
15 Формы контроля и Оценка за семестр ставится на основе баллов, набранных за:
система отчётности 1) домашние задания (30%);
  2) работу на занятиях (10%);
  3) подготовку бизнес-проекта в первом семестре или активное участие в игре во втором семестре (30%);
  4) экзамен по теоретическому материалу (30%).
16 Дополнительная информация о курсе Помимо работы непосредственно на занятиях и выполнения текущих домашних заданий, в первом семестре школьники разбиваются на команды и готовят бизнес-проекты: сами выбирают продукт, который будут производить, оценивают объем рынка и себестоимость товара, формулируют маркетинговую стратегию своей компании, составляют список налоговых платежей, которые им придется платить, и т.д. В этой работе им помогают преподаватели, каждый из которых в течение семестра курирует одну из команд, проверяет, что сделано на данный момент, и отвечает на возникающие вопросы. На предпоследнем занятии школьники проводят презентации своих бизнес-проектов и отвечают на вопросы других команд.
Во втором семестре проводится бизнес-игра по материалам немецкого университета. В рамках игры команды школьников принимают решения об объеме производства своего товара на рынке в зависимости от стоимости оборудования, исходных материалов, рабочей силы и т.д. С каждым периодом (всего их 5) вводятся новые факторы, которые нужно учитывать для принятия решений. Выигрывает команда, занявшая наибольшую долю рынка по результатам игры.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 08.10.2010   Рассказ о курсе, знакомство со слушателями. Проведение небольшого анкето-тестирования для определения уровня знаний школьников.
Базовые понятия экономической науки: безграничность потребностей и ограниченность выбора, альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей.
Рыночная и административно-плановая системы в экономике.
Возможное домашнее задание: 1) решение задач на КПВ; 2) подбор исторических примеров вмешательства или невмешательства государства в экономику.
2 15.10.2010   Спрос, закон спроса. Понятие убывающей предельной полезности, бюджетные ограничения. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение, закон предложения. Рыночное равновесие.
Возможное домашнее задание: 1) решение задач на спрос и предложение; 2) подбор примеров факторов, которые могут повлиять на рыночный спрос или предложение.
3 22.10.2010   Игра "Рынок".
Понятие эластичности спроса и предложения, виды эластичности.
Возможное домашнее задание: решение задач на эластичность спроса и предложения.
4 29.10.2010   Экономика фирмы. Производство. Бухгалтерские и экономические издержки. Виды издержек: постоянные и  переменные, средние и предельные. Доход и прибыль, рентабельность. Эффект масштаба.
Распределение учащихся по командам для работы над бизнес-проектом, обсуждение сроков его подготовки.
Возможное домашнее задание: решение задач на издержки.
  05.11.2010    
5 12.11.2010   Понятие и задачи маркетинга. Понятие маркетинговой стратегии. Разработка товара, определение целевой аудитории, оценка объема рынка, степени конкуренции на заданном рынке. Каналы продаж: прямые продажи, сеть дистрибьюторов. Виды рекламы.
Возможное домашнее задание: 1) подобрать примеры успешной и неуспешной рекламы; 2) предложить варианты маркетинговой стратегии для нескольких заданных видов товаров.
6 19.11.2010   Виды рыночных структур (совершенная конкуренция, олигополия, монополия, монополистическая конкуренция).
Возможное домашнее задание: 1) подобрать примеры конкретных товаров или услуг, для которых характерен тот или иной вид рыночной структуры; 2) привести примеры картелей или фирм-монополистов из международной и исторической практики.
7 26.11.2010   Рынок труда, спрос на труд и предложение труда. Некоторые положения Трудового кодекса РФ: прием на работу  и увольнение сотрудников, социальные гарантии. Виды мотивации работников.
      Возможное домашнее задание: 1) выбрать из выданных резюме наиболее подходящих кандидатов на заданные позиции в фирме;
2) проанализировать уровень заработной платы на рынке для предложенных профессий.
7 03.12.2010   Организационно-правовые формы предприятия. Структура налогообложения коммерческих фирм в России, виды налогов.
      Возможное домашнее задание: расчет налоговых платежей по предоставленным исходным данным.
9 10.12.2010   Экзамен. Теоретическая часть.
10 17.12.2010   Презентация командами бизнес-проектов и их обсуждение, определение победителей.
11 24.12.2010   Объявление оценок, чаепитие.
  31.12.2010    
  07.01.2011    
  14.01.2011    
12 21.01.2011   Пересдача
  28.01.2011    
13 04.02.2011   Денежная система, понятие ликвидности. Банковская система. Денежный мультипликатор.
Возможное домашнее задание: 1) изучить предложения по предоставлению кредитов у нескольких заданных банков, рассчитать будущие платежи по кредитам; 2) проанализировать несколько статистических показателей у отобранных банков по данным ЦБ РФ.
14 11.02.2011   Рассказ о бизнес-игре, проведение первого этапа.
15 18.02.2011   Обсуждение итогов первого этапа. Проведение второго этапа игры.
  25.02.2011    
16 04.03.2011   Международная торговля, теория абсолютных и сравнительных преимуществ. Валютный рынок, валютный курс и факторы, влияющие на его изменение.
Возможное домашнее задание: решение задач на абсолютные и относительные преимущества и на изменение валютного курса.
17 11.03.2011   Обсуждение итогов второго этапа. Проведение третьего этапа игры.
18 18.03.2011   Рынок ценных бумаг, финансовые инструменты. Акционерные общества, определение стоимости компании.
Возможное домашнее задание: анализ котировок нескольких ценных бумаг на одной из российских бирж, составление собственного виртуального портфеля на следующую неделю.
19 25.03.2011   Обсуждение итогов третьего этапа. Проведение четвертого этапа игры.
20 01.04.2011   Финансовая отчетность компаний: существование разных стандартов, история вопроса, основные цели и принципы финансовой отчетности, смысл некоторых показателей и терминов.
Возможное домашнее задание: анализ ряда показателей финансовой отчетности одной из российских компаний в динамике за 2-3 года.
21 08.04.2011   Обсуждение итогов четвертого этапа. Проведение пятого этапа игры.
22 15.04.2011   Подведение итогов игры, обсуждение полученных результатов.
23 22.04.2011   Экзамен
24 29.04.2011   Пересдача
  06.05.2011    
  13.05.2011    
  20.05.2011    
  27.05.2011    
  03.06.2011    
  10.06.2011    
  17.06.2011    
  24.06.2011    
  01.07.2011    
Список литературы
1 Автономов В.С. "Введение в экономику. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательной школы". М.: "Вита-Пресс", 2004
2 "Основы экономической теории: учебник для 10-11 класса", под ред. С.И. Иванова. М.: Вита-Пресс, 2002 (или более поздние издания), в 2-х книгах
3 Любимов Л.Л., Раннева Н.А. "Основы экономических знаний: учебник для 10 и 11 класса". М.: Вита-Пресс, 2002 (или более поздние издания)
4 Котлер Ф. «Основы маркетинга». М.: Прогресс, 1990 (или более поздние издания)
5 Миркин Я.М. "Рынок ценных бумаг в России". М.: Альпина Паблишер, 2002
6 Гражданский кодекс РФ  
7 Налоговый кодекс РФ  
8 Трудовой кодекс РФ  
9 http://www.cbr.ru/   
10 http://www.micex.ru/   
11 http://www.rts.ru/  
12 http://www.job.ru/   
13 http://hh.ru/     
14 http://www.e-graduate.ru/