Спецкурс Билет в бизнес-класс | |||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 9-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Воротникова Татьяна, Доценко Сергей, Шахлевич Антон | |
5 | Время проведения | Пятница 18:55 - 20:15 | |
6 | Дополниительная информация о времени и требования к аудитории | Возможно более позднее окончание занятий. | |
7 | Цель курса | Заинтересовать слушателей изучением экономики, предоставив им возможность не только ознакомиться с теоретическими понятиями, но и применить полученные знания на практике во время самостоятельных исследований или бизнес-игр. | |
8 | Задачи курса | 1) познакомить слушателей с базовыми понятиями микроэкономики; | |
2) рассказать о различных аспектах работы коммерческой фирмы; | |||
3) обучить школьников применению теоретических знаний при принятии бизнес-решений; | |||
4) привить им навыки проведения самостоятельных исследований; | |||
5) научить работать в команде. | |||
9 | Особенности курса | На курсе, помимо теории, предполагается большое количество практических заданий, посвященных экономике фирмы. | |
10 | Формат проведения занятия | Предусмотрено два основных вида занятий: теоретические и игровые. | |
На теоретических занятиях большую часть времени занимает лекционный материал; кроме того, проводятся обсуждения или решаются задачи. Как дополнение к лекционной части планируется использование раздаточных материалов. | |||
На игровых занятиях часть времени отводится для обсуждения предыдущего этапа игры, затем школьникам дается новая исходная информация, на основе которой они должны будут провести расчеты, обсудить полученные результаты и принять решения для следующего этапа. | |||
11 | Целевая аудитория | Курс ориентирован как на школьников, не изучавших ранее экономику, так и на тех, кто уже прослушал ранее вводный курс по основам экономических знаний и хочет понять, как эти знания можно применять на практике. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по экономике фирмы, предполагающий разработку бизнес-проекта собственной компании и проведение игры, симулирующей работу реального рынка. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Если число желающих посещать курс превысит 25 человек, будет проведен отбор по результатам выполнения первого домашнего задания. | |
15 | Формы контроля и | Оценка за семестр ставится на основе баллов, набранных за: | |
система отчётности | 1) домашние задания (30%); | ||
2) работу на занятиях (10%); | |||
3) подготовку бизнес-проекта в первом семестре или активное участие в игре во втором семестре (30%); | |||
4) экзамен по теоретическому материалу (30%). | |||
16 | Дополнительная информация о курсе | Помимо работы непосредственно на занятиях и выполнения текущих домашних заданий, в первом семестре школьники разбиваются на команды и готовят бизнес-проекты: сами выбирают продукт, который будут производить, оценивают объем рынка и себестоимость товара, формулируют маркетинговую стратегию своей компании, составляют список налоговых платежей, которые им придется платить, и т.д. В этой работе им помогают преподаватели, каждый из которых в течение семестра курирует одну из команд, проверяет, что сделано на данный момент, и отвечает на возникающие вопросы. На предпоследнем занятии школьники проводят презентации своих бизнес-проектов и отвечают на вопросы других команд. | |
Во втором семестре проводится бизнес-игра по материалам немецкого университета. В рамках игры команды школьников принимают решения об объеме производства своего товара на рынке в зависимости от стоимости оборудования, исходных материалов, рабочей силы и т.д. С каждым периодом (всего их 5) вводятся новые факторы, которые нужно учитывать для принятия решений. Выигрывает команда, занявшая наибольшую долю рынка по результатам игры. | |||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия |
1 | 08.10.2010 | Рассказ о курсе, знакомство со слушателями. Проведение небольшого анкето-тестирования для определения уровня знаний школьников. | |
Базовые понятия экономической науки: безграничность потребностей и ограниченность выбора, альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей. | |||
Рыночная и административно-плановая системы в экономике. | |||
Возможное домашнее задание: 1) решение задач на КПВ; 2) подбор исторических примеров вмешательства или невмешательства государства в экономику. | |||
2 | 15.10.2010 | Спрос, закон спроса. Понятие убывающей предельной полезности, бюджетные ограничения. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение, закон предложения. Рыночное равновесие. | |
Возможное домашнее задание: 1) решение задач на спрос и предложение; 2) подбор примеров факторов, которые могут повлиять на рыночный спрос или предложение. | |||
3 | 22.10.2010 | Игра "Рынок". | |
Понятие эластичности спроса и предложения, виды эластичности. | |||
Возможное домашнее задание: решение задач на эластичность спроса и предложения. | |||
4 | 29.10.2010 | Экономика фирмы. Производство. Бухгалтерские и экономические издержки. Виды издержек: постоянные и переменные, средние и предельные. Доход и прибыль, рентабельность. Эффект масштаба. | |
Распределение учащихся по командам для работы над бизнес-проектом, обсуждение сроков его подготовки. | |||
Возможное домашнее задание: решение задач на издержки. | |||
05.11.2010 | |||
5 | 12.11.2010 | Понятие и задачи маркетинга. Понятие маркетинговой стратегии. Разработка товара, определение целевой аудитории, оценка объема рынка, степени конкуренции на заданном рынке. Каналы продаж: прямые продажи, сеть дистрибьюторов. Виды рекламы. | |
Возможное домашнее задание: 1) подобрать примеры успешной и неуспешной рекламы; 2) предложить варианты маркетинговой стратегии для нескольких заданных видов товаров. | |||
6 | 19.11.2010 | Виды рыночных структур (совершенная конкуренция, олигополия, монополия, монополистическая конкуренция). | |
Возможное домашнее задание: 1) подобрать примеры конкретных товаров или услуг, для которых характерен тот или иной вид рыночной структуры; 2) привести примеры картелей или фирм-монополистов из международной и исторической практики. | |||
7 | 26.11.2010 | Рынок труда, спрос на труд и предложение труда. Некоторые положения Трудового кодекса РФ: прием на работу и увольнение сотрудников, социальные гарантии. Виды мотивации работников. | |
Возможное
домашнее задание: 1) выбрать из выданных резюме
наиболее подходящих кандидатов на заданные позиции в фирме; 2) проанализировать уровень заработной платы на рынке для предложенных профессий. |
|||
7 | 03.12.2010 | Организационно-правовые формы предприятия. Структура налогообложения коммерческих фирм в России, виды налогов. | |
Возможное домашнее задание: расчет налоговых платежей по предоставленным исходным данным. | |||
9 | 10.12.2010 | Экзамен. Теоретическая часть. | |
10 | 17.12.2010 | Презентация командами бизнес-проектов и их обсуждение, определение победителей. | |
11 | 24.12.2010 | Объявление оценок, чаепитие. | |
31.12.2010 | |||
07.01.2011 | |||
14.01.2011 | |||
12 | 21.01.2011 | Пересдача | |
28.01.2011 | |||
13 | 04.02.2011 | Денежная система, понятие ликвидности. Банковская система.
Денежный мультипликатор. Возможное домашнее задание: 1) изучить предложения по предоставлению кредитов у нескольких заданных банков, рассчитать будущие платежи по кредитам; 2) проанализировать несколько статистических показателей у отобранных банков по данным ЦБ РФ. |
|
14 | 11.02.2011 | Рассказ о бизнес-игре, проведение первого этапа. | |
15 | 18.02.2011 | Обсуждение итогов первого этапа. Проведение второго этапа игры. | |
25.02.2011 | |||
16 | 04.03.2011 | Международная торговля, теория абсолютных и сравнительных
преимуществ. Валютный рынок, валютный курс и факторы, влияющие на его
изменение. Возможное домашнее задание: решение задач на абсолютные и относительные преимущества и на изменение валютного курса. |
|
17 | 11.03.2011 | Обсуждение итогов второго этапа. Проведение третьего этапа игры. | |
18 | 18.03.2011 | Рынок ценных бумаг, финансовые инструменты. Акционерные
общества, определение стоимости компании. Возможное домашнее задание: анализ котировок нескольких ценных бумаг на одной из российских бирж, составление собственного виртуального портфеля на следующую неделю. |
|
19 | 25.03.2011 | Обсуждение итогов третьего этапа. Проведение четвертого этапа игры. | |
20 | 01.04.2011 | Финансовая отчетность компаний: существование разных стандартов,
история вопроса, основные цели и принципы финансовой отчетности, смысл
некоторых показателей и терминов. Возможное домашнее задание: анализ ряда показателей финансовой отчетности одной из российских компаний в динамике за 2-3 года. |
|
21 | 08.04.2011 | Обсуждение итогов четвертого этапа. Проведение пятого этапа игры. | |
22 | 15.04.2011 | Подведение итогов игры, обсуждение полученных результатов. | |
23 | 22.04.2011 | Экзамен | |
24 | 29.04.2011 | Пересдача | |
06.05.2011 | |||
13.05.2011 | |||
20.05.2011 | |||
27.05.2011 | |||
03.06.2011 | |||
10.06.2011 | |||
17.06.2011 | |||
24.06.2011 | |||
01.07.2011 | |||
Список литературы | |||
1 | Автономов В.С. "Введение в экономику. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательной школы". М.: "Вита-Пресс", 2004 | ||
2 | "Основы экономической теории: учебник для 10-11 класса", под ред. С.И. Иванова. М.: Вита-Пресс, 2002 (или более поздние издания), в 2-х книгах | ||
3 | Любимов Л.Л., Раннева Н.А. "Основы экономических знаний: учебник для 10 и 11 класса". М.: Вита-Пресс, 2002 (или более поздние издания) | ||
4 | Котлер Ф. «Основы маркетинга». М.: Прогресс, 1990 (или более поздние издания) | ||
5 | Миркин Я.М. "Рынок ценных бумаг в России". М.: Альпина Паблишер, 2002 | ||
6 | Гражданский кодекс РФ | ||
7 | Налоговый кодекс РФ | ||
8 | Трудовой кодекс РФ | ||
9 | http://www.cbr.ru/ | ||
10 | http://www.micex.ru/ | ||
11 | http://www.rts.ru/ | ||
12 | http://www.job.ru/ | ||
13 | http://hh.ru/ | ||
14 | http://www.e-graduate.ru/ |