Спецкурс Куда подальше
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Андреева Екатерина Алексеевна,
Бадалян Юрий Грачьяевич
5 Время проведения Четверг 18:55 - 20:15
6 Цель курса Дать школьникам представление как о физической, так и о экономической географии России и мира.
7 Задачи курса 1) Заинтересовать школьников в изучении географии России и мира
2) Научить школьников ориентироваться в физической карте России и политической карте мира
3) Научить школьников обнаруживать общемировые закономерности развития
4) Разъяснить с помощью географии различия стран и регионов в мировой хозяйственной специализации, в менталитетах, культурах, обычаях и положениях на международной арене.
8 Особенности курса Основа курса: изучения экономической географии, используя элементы физической географии в качестве базы. Отдельное внимание уделяется изучению номенклатуры регионов (списка географических названий, находящихся на его территории) и работе с картами
9 Формат проведения занятия Основная часть занятия посвящена лекции по новой теме. Изучаются особенности экономико-географического положения, промышленности, национального и религиозного составов того или иного района. В конце занятия будет предложена номенклатура по пройденному региону, по ней будет проведен опрос в начале следующего занятия. Последние 20 минут занятия будут отведены для разбора вопросов, возникших по ходу лекции. 
10 Целевая аудитория Курс предназначен для 9-11-классников, которые увлекаются географией.
11 Краткое описание курса Курс, посвященный изучению как физических, так и экономических аспектов географии, работе с картами и разбору проблем развития регионов России и мира
12 Количество слушателей от 10 до 20 человек
13 Отбор Предварительного отбора на курс не планируется
14 Формы контроля и
система отчётности
1) За посещение ставится 1 балл
2) За активность на леминарах дополнительно ставится от 1 до 5 баллов
3) Перед началом прохождения каждого нового раздела школьникам будет предложен список номенклатуры по данному региону, все объекты будут показаны на карте.  В течение прохождения данного региона (раздела курса) школьники должны будут сдать номенклатуру с использованием карты. Этот вид работы оценивается в 5 баллов максимум. Сдача номенклатуры по всем пройденным на момент завершения семестра (к последнему перед экзаменом занятию) является критерием допуска школьника к экзамену
4) По прохождению каждого нового раздела будут проводится небольшие контрольные работы, оцениваемые максимально в 10 баллов
4) Два письменных экзамена в конце каждого семестра по всему пройденому материалу, которые будут оцениваться из максимума в 40 баллов каждый. Экзамен будет содержать как тестовые, так и письменные вопросы. Пересдачи планируется проводить в устной форме
5) Оценка будет складываться по результатам экзамена и работы в течение всего семестра
15 Дополнительная информация о курсе Общая схема рассмотрения региона:
1) особенности экономико-географического положения
2) основные объекты на физической карте региона (раздача номенклатуры, рассказ о ней у карты - если не была показана на занятии ранее)
3) природные ресурсы
4) население
5) основные отрасли хозяйства
6) промышленность
7) сельское хозяйство
8) транспорт
9) рекреация

Лекционную часть занятия, в плане которой указано только название изучаемого региона, предполгается проводить по данной схеме. В случае, если изучение региона разнесено на два или более занятия, в плане каждого из них будет указано, какие именно пункты схемы будут изучены на том или ином занятии.

Пожелание школьникам: иметь с собой географический атлас для 9 и 10 класса
Позанятийный план
№ занятия   Тематический блок План занятия
1 07.10.2010 Введение Вводное занятие. Знакомство со школьниками (возможно проведение игры). Рассказ об ЭМШ, о курсе, его целях, задачах.
2 14.10.2010 Общая география России Особенности ЭГП России, районирование, номенклатура, историческое формирование страны, омывающие ее моря и страны - "соседи"
3 21.10.2010 География Европейской части России Краткий опрос в начале занятия по морям и странам-«соседям».

Начало изучения Европейской части России: Европейский север (Северный и Северо-Западные экономические районы).

Номенклатура: Европейский Север, Северо-Западный, Центральный экономические районы
4 28.10.2010 География Европейской части России Центральный экономический район: изучение региона по общей схеме.

Сдача номенклатуры (занятие 4)
5 04.11.2010    
6 11.11.2010 География Европейской части России Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский экономические районы.

Номенклатура: ЦЧР, Северный Кавказ, Поволжье, Волго-Вятский экономический район
7 18.11.2010 География Европейской части России Поволжский и Волго-Вятcкий экономические районы: изучение регионов по общей схеме
8 25.11.2010 География Европейской части России Сдача номенклатуры (занятие 6).

Контрольная работа по пройденному материалу (блок "география Европейской части России")
9 02.12.2010 География Урала и Западной Сибири Уральский и Западно-Сибирский экономические районы: изучение регионов по общей схеме.

Номенклатура: Урал, Западная и Восточная Сибирь
10 09.12.2010 География Восточной Сибири Восточно-Сибирский экономический район: изучение региона по общей схеме.

Номенклатура: Дальний Восток
11 16.12.2010 География Дальнего Востока Дальневосточный экономический район: изучение региона по общей схеме.

Досдача номенклатуры для получения допуска к экзамену
12 23.12.2010 Заключение изучение географии РФ Экзамен.
  30.12.2010 Заключение изучения географии РФ Пересдача + чаепитие 
  06.01.2011    
  13.01.2011    
  20.01.2011    
  27.01.2011    
  03.02.2011    
13 10.02.2011 География мира Вводное занятие по теме «География мира». Физическая география мира. Различия в особенностях ЭГП, влияние ЭГП на формирование территорий, экономику, население
14 17.02.2011 География мира Экономическая география мира: население, общие сведения, демографическая ситуация, глобальные проблемы современности.
  24.02.2011    
15 03.03.2011 География Европы Европа: особенности ЭГП, этапы формирования территорий и государств, природные ресурсы, население.

Номенклатура: Европа
16 10.03.2011 География Европы Европа: основные отрасли хозяйства, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, рекреация.

Сдача номенклатуры (занятие 15)
17 17.03.2011 География Северной Америки Северная Америка: этапы формирования территории и государста на ней, география США и Канады  изучение по общей схеме.

Номенклатура: Северная и Латинская Америка
18 24.03.2011 География Латинской Америки Латинская Америка, Карибский бассейн: изучение регионов по общей схеме.

Конрольная работа по пройденному материалу (блоки "география Европы", "география Северной Америки").

Сдача номенклатуры (занятие 17)
19 31.03.2011 География Азии Азия: особенности ЭГП различных стран материка, ресурсы, население, основные отрасли хозяйства.

Номенклатура: Азия
20 07.04.2011 География Азии Азия: сельское хозяйство, промышленность, транспорт, рекреация. Возрастающая роль азиатских государств на мировой арене, проблемы развития региона.

Сдача номенклатуры (занятие 19)
21 14.04.2011 География Африки Африка: изучение региона по общей схеме, проблемы развития региона, глобальные организации и программы помощи развитию Африки.

Номенклатура: Африка, Австралия и Океания.

Домашняя подготовка к разбору кейсов для командной игры на следующем занятии
22 21.04.2011 География Австралии и Океании Австралия и Океания: изучение региона по общей схеме.

Командная игра (представление разборанных кейсов - различных программы ООН: их эффективность, своевременность, актуальность, поиск собственного решения проблем).

Досдача номенклатуры для получения допуска к экзамену
23 28.04.2011 Завершение изучения география мира Экзамен.
24 05.05.2011 Завершение изучения география мира Пересдача + чаепитие. 
  12.05.2011    
  19.05.2011    
  26.05.2011    
  02.06.2011    
  09.06.2011    
  16.06.2011    
  23.06.2011    
  30.06.2011    
Список литературы
1 Пашканг К.В. «Физическая география. Пособие для поступающих в вузы.»
2 Холина Л., Бунакова Т. «География».
3 Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. «Контрольные задания по географии»
4 Газета «География»  
5 В.П. Максаковский «Географическай картина мира, т.1, 2.»
6 Гладкевич Г.И. «Социально-экономическая география России»
7 Вольский В.В., Родионова И.А., Слука А.Е. «Социально-экономическая география зарубежного мира»
8 Ратанова М.П., Гладкевич Г.И. «Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья.»
9 Булыгина Н.Ю., Виноградов В.В., Рогатных Е.Б. «Экономическая и социальная география. Учебное пособие для абитуриентов»