Спецкурс Куда подальше | |||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Андреева Екатерина Алексеевна, Бадалян Юрий Грачьяевич |
|
5 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | |
6 | Цель курса | Дать школьникам представление как о физической, так и о экономической географии России и мира. | |
7 | Задачи курса | 1) Заинтересовать школьников в изучении географии России и
мира 2) Научить школьников ориентироваться в физической карте России и политической карте мира 3) Научить школьников обнаруживать общемировые закономерности развития 4) Разъяснить с помощью географии различия стран и регионов в мировой хозяйственной специализации, в менталитетах, культурах, обычаях и положениях на международной арене. |
|
8 | Особенности курса | Основа курса: изучения экономической географии, используя элементы физической географии в качестве базы. Отдельное внимание уделяется изучению номенклатуры регионов (списка географических названий, находящихся на его территории) и работе с картами | |
9 | Формат проведения занятия | Основная часть занятия посвящена лекции по новой теме. Изучаются особенности экономико-географического положения, промышленности, национального и религиозного составов того или иного района. В конце занятия будет предложена номенклатура по пройденному региону, по ней будет проведен опрос в начале следующего занятия. Последние 20 минут занятия будут отведены для разбора вопросов, возникших по ходу лекции. | |
10 | Целевая аудитория | Курс предназначен для 9-11-классников, которые увлекаются географией. | |
11 | Краткое описание курса | Курс, посвященный изучению как физических, так и экономических аспектов географии, работе с картами и разбору проблем развития регионов России и мира | |
12 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
13 | Отбор | Предварительного отбора на курс не планируется | |
14 | Формы контроля и система отчётности |
1) За посещение ставится 1 балл 2) За активность на леминарах дополнительно ставится от 1 до 5 баллов 3) Перед началом прохождения каждого нового раздела школьникам будет предложен список номенклатуры по данному региону, все объекты будут показаны на карте. В течение прохождения данного региона (раздела курса) школьники должны будут сдать номенклатуру с использованием карты. Этот вид работы оценивается в 5 баллов максимум. Сдача номенклатуры по всем пройденным на момент завершения семестра (к последнему перед экзаменом занятию) является критерием допуска школьника к экзамену 4) По прохождению каждого нового раздела будут проводится небольшие контрольные работы, оцениваемые максимально в 10 баллов 4) Два письменных экзамена в конце каждого семестра по всему пройденому материалу, которые будут оцениваться из максимума в 40 баллов каждый. Экзамен будет содержать как тестовые, так и письменные вопросы. Пересдачи планируется проводить в устной форме 5) Оценка будет складываться по результатам экзамена и работы в течение всего семестра |
|
15 | Дополнительная информация о курсе | Общая схема рассмотрения региона: 1) особенности экономико-географического положения 2) основные объекты на физической карте региона (раздача номенклатуры, рассказ о ней у карты - если не была показана на занятии ранее) 3) природные ресурсы 4) население 5) основные отрасли хозяйства 6) промышленность 7) сельское хозяйство 8) транспорт 9) рекреация Лекционную часть занятия, в плане которой указано только название изучаемого региона, предполгается проводить по данной схеме. В случае, если изучение региона разнесено на два или более занятия, в плане каждого из них будет указано, какие именно пункты схемы будут изучены на том или ином занятии. Пожелание школьникам: иметь с собой географический атлас для 9 и 10 класса |
|
Позанятийный план | |||
№ занятия | Тематический блок | План занятия | |
1 | 07.10.2010 | Введение | Вводное занятие. Знакомство со школьниками (возможно проведение игры). Рассказ об ЭМШ, о курсе, его целях, задачах. |
2 | 14.10.2010 | Общая география России | Особенности ЭГП России, районирование, номенклатура, историческое формирование страны, омывающие ее моря и страны - "соседи" |
3 | 21.10.2010 | География Европейской части России | Краткий опрос в начале занятия по морям и
странам-«соседям». Начало изучения Европейской части России: Европейский север (Северный и Северо-Западные экономические районы). Номенклатура: Европейский Север, Северо-Западный, Центральный экономические районы |
4 | 28.10.2010 | География Европейской части России | Центральный экономический район: изучение региона по общей
схеме. Сдача номенклатуры (занятие 4) |
5 | 04.11.2010 | ||
6 | 11.11.2010 | География Европейской части России | Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский экономические районы.
Номенклатура: ЦЧР, Северный Кавказ, Поволжье, Волго-Вятский экономический район |
7 | 18.11.2010 | География Европейской части России | Поволжский и Волго-Вятcкий экономические районы: изучение регионов по общей схеме |
8 | 25.11.2010 | География Европейской части России | Сдача номенклатуры (занятие 6). Контрольная работа по пройденному материалу (блок "география Европейской части России") |
9 | 02.12.2010 | География Урала и Западной Сибири | Уральский и Западно-Сибирский экономические районы: изучение
регионов по общей схеме. Номенклатура: Урал, Западная и Восточная Сибирь |
10 | 09.12.2010 | География Восточной Сибири | Восточно-Сибирский экономический район: изучение региона по
общей схеме. Номенклатура: Дальний Восток |
11 | 16.12.2010 | География Дальнего Востока | Дальневосточный экономический район: изучение региона по общей
схеме. Досдача номенклатуры для получения допуска к экзамену |
12 | 23.12.2010 | Заключение изучение географии РФ | Экзамен. |
30.12.2010 | Заключение изучения географии РФ | Пересдача + чаепитие | |
06.01.2011 | |||
13.01.2011 | |||
20.01.2011 | |||
27.01.2011 | |||
03.02.2011 | |||
13 | 10.02.2011 | География мира | Вводное занятие по теме «География мира». Физическая география мира. Различия в особенностях ЭГП, влияние ЭГП на формирование территорий, экономику, население |
14 | 17.02.2011 | География мира | Экономическая география мира: население, общие сведения, демографическая ситуация, глобальные проблемы современности. |
24.02.2011 | |||
15 | 03.03.2011 | География Европы | Европа: особенности ЭГП, этапы формирования территорий и
государств, природные ресурсы, население. Номенклатура: Европа |
16 | 10.03.2011 | География Европы | Европа: основные отрасли хозяйства, промышленность, сельское
хозяйство, транспорт, рекреация. Сдача номенклатуры (занятие 15) |
17 | 17.03.2011 | География Северной Америки | Северная Америка: этапы формирования территории и государста на
ней, география США и Канады изучение
по общей схеме. Номенклатура: Северная и Латинская Америка |
18 | 24.03.2011 | География Латинской Америки | Латинская Америка, Карибский бассейн: изучение регионов по общей
схеме. Конрольная работа по пройденному материалу (блоки "география Европы", "география Северной Америки"). Сдача номенклатуры (занятие 17) |
19 | 31.03.2011 | География Азии | Азия: особенности ЭГП различных стран материка, ресурсы,
население, основные отрасли хозяйства. Номенклатура: Азия |
20 | 07.04.2011 | География Азии | Азия: сельское хозяйство, промышленность, транспорт, рекреация.
Возрастающая роль азиатских государств на мировой арене, проблемы развития
региона. Сдача номенклатуры (занятие 19) |
21 | 14.04.2011 | География Африки | Африка: изучение региона по общей схеме, проблемы развития
региона, глобальные организации и программы помощи развитию Африки. Номенклатура: Африка, Австралия и Океания. Домашняя подготовка к разбору кейсов для командной игры на следующем занятии |
22 | 21.04.2011 | География Австралии и Океании | Австралия и Океания: изучение региона по общей схеме. Командная игра (представление разборанных кейсов - различных программы ООН: их эффективность, своевременность, актуальность, поиск собственного решения проблем). Досдача номенклатуры для получения допуска к экзамену |
23 | 28.04.2011 | Завершение изучения география мира | Экзамен. |
24 | 05.05.2011 | Завершение изучения география мира | Пересдача + чаепитие. |
12.05.2011 | |||
19.05.2011 | |||
26.05.2011 | |||
02.06.2011 | |||
09.06.2011 | |||
16.06.2011 | |||
23.06.2011 | |||
30.06.2011 | |||
Список литературы | |||
1 | Пашканг К.В. «Физическая география. Пособие для поступающих в вузы.» | ||
2 | Холина Л., Бунакова Т. «География». | ||
3 | Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. «Контрольные задания по географии» | ||
4 | Газета «География» | ||
5 | В.П. Максаковский «Географическай картина мира, т.1, 2.» | ||
6 | Гладкевич Г.И. «Социально-экономическая география России» | ||
7 | Вольский В.В., Родионова И.А., Слука А.Е. «Социально-экономическая география зарубежного мира» | ||
8 | Ратанова М.П., Гладкевич Г.И. «Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья.» | ||
9 | Булыгина Н.Ю., Виноградов В.В., Рогатных Е.Б. «Экономическая и социальная география. Учебное пособие д |