Спецкурс Теория Большого Взрыва | |||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Шумакова Валентина, Попадюк Константин | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Четверг 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Развить интерес к естественным и гуманитарным наукам путем более подробного изучения планеты и окружающей среды, повысить компетентность в вопросах данной тематики и обратить внимание на существующие и широко обсуждаемые в мире проблемы и пути их решения. | |
8 | Задачи курса | Подробное, но не углубленное изучение процессов формирования Земли и Солнечной системы, земного климата и рельефа, а также процессов, приводящих к стихийным бедствиям и природным аномалиям. Изучение того, как взгляды на эти явления эволюционировали на протяжении всей истории человечества, начиная от мифологических верований древних цивилизаций, заканчивая историей появления современных знаний. Для понимания материала данного курса не требуется знания физики, выходящего за рамки школьной программы. | |
9 | Особенности курса | ||
10 | Формат проведения занятия | Большая часть занятий - лекционная. Занятия сгруппированы по темам в блоки, в конце каждого блока - семинарское занятие, на котором школьники выступают с докладами. После выступлений - общее обсуждение, вопросы. | |
11 | Целевая аудитория | школьники 9-10 классов | |
12 | Краткое описание курса | Курс посвящен изучению природных явлений и их происхождения. | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | нет | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Отчетные занятия в конце каждого блока тем. К этим занятиям школьники должны будут подготовить доклады на данные преподавателями или выбраные самостоятельно темы и выступление на 5-7 минут. В конце каждого семестра - устный экзамен. Билеты (11 шт.) будут разданы школьникам за 2 занятия до экзамена. В начале каждой лекции будут проводиться блиц-опросы (письменные или устные - в зависимости от количесва учеников). В общем за семестр можно получить 99 баллов - 33 за блиц-опросы, 33 - за доклады и 33 - за экзамен. | |
16 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Четверг) | Тематический блок | План занятия |
1 | 07.10.2010 | Физика твердой Земли | Возникновение
Земли и Солнечной системы. Планетоземальная, небулярная теории, теория
Большого Взрыва. Мифы о возникновении Земли и Вселенной (Др.Греция, Др.Япония, Библейские, Майя и т.д.). Эволюция взглядов. |
2 | 14.10.2010 | Фигура Земли. Нормальное и аномальное гравитационное поле.
Энергия недр. Современная концепция. Античные и средневековые взгляды. Мифы Древней Индии. |
|
3 | 21.10.2010 | Изостазия. Внуреннее устройство Земли. Рельеф. Литосферные плиты
и их движение. Конвекционные ячейки и рельеф океана. Подземные миры в мифологиях народов мира. |
|
4 | 28.10.2010 | Магнитное поле Земли. Солнечная активность. Солнечный ветер.
Геомагнитная ловушка. Полярные сияния. Полярные сияния в мифологии народов крайнего севера. Влияние магнитных полей на сезонную миграцию животных и птиц. Что произойдет, если поменять полярность магнитного поля Земли? |
|
04.11.2010 | |||
5 | 11.11.2010 | Сейсмичность. Базовые представления об очагах землетрямений.
Вулканы. Историческая часть: самые крупные землетрясения и извержения
вулканов и их последствия. Шкала магнитуд. Шкала интенсивности. Влияние крупных землетрясений и извержений на историю. Например: Лиссабон (1755), Эйяфъятлайокудль (2010). |
|
6 | 18.11.2010 | Отчетное занятие по тематическому блоку "Физика твердой Земли". Доклады о катастрофах и их последствиях. Обсуждение. Вопросы по пройденному материалу. | |
7 | 25.11.2010 | Физика атмосферы. | Атмосфера. Возникновение. Состав и строение. Условия
существования. Вертикальное распределение температуры. Боги ветра в мифах и легендах народов мира. Ветряные мельницы. Энергия ветряков. |
8 | 02.12.2010 | Термодинамика атмосферы. Ветра. Облака. Катаклизмы. Атмосферное
электричество. Грозы. Боги грома и молний в мифах и легендах народов мира. |
|
9 | 09.12.2010 | Отчетное занятие по тематическому блоку "Физика атмосферы". Доклады о штормах и ураганах и их последствиях. | |
10 | 16.12.2010 | Оптические явления в атмосфере. | Оптические явления в атмосфере (следствия, преломления в
воздухе, конденсации на ядрах, рассеяния и поглощения частицами
электро-магнитных волн). Миражи, зеленый луч. Мифы и легенды, связаные с их появлениями. |
11 | 23.12.2010 | Экзамен. Насчет пересдач договариваемся со школьниками в частном порядке. | |
30.12.2010 | |||
06.01.2011 | |||
13.01.2011 | |||
20.01.2011 | |||
27.01.2011 | |||
03.02.2011 | |||
12 | 10.02.2011 | Ближний космос. | Луна - спутник Земли. Звездопады. Метеоры. Метеориты.
Радиационный обмен в системе "Солнце-Земля-космос". Легенды о падающих звездах. История освоения космоса. |
13 | 17.02.2011 | Физика гидросферы. | Возникновение океана. Состав. Условия существования. Тонкая
термохалинная структура. Температура замерзания и температура максимальной
плотности. Мифы народов мира о возникновении океана. История освоения глубин - от "чаек" запорожских казаков до атомных подводных лодок. |
24.02.2011 | |||
14 | 03.03.2011 | Физика гидросферы. Физика океана. | Геострафическое течение и геострафический ветер. Дрейфовое
течение. Влияние течений на климат. Может ли течение
"утонуть"? Приливы и отливы. |
15 | 10.03.2011 | Волны на поверхности океана. Длинные волны в океане. Влияние рельефа дна на длинные волны в океане. Подводный звуковой канал. Цунами. | |
16 | 17.03.2011 | Отчетное занятие по тематическому блоку "Физика океана". Доклады о волновых процессах в океане. Обсуждение. Вопросы по пройденому материалу. | |
17 | 24.03.2011 | Стихийные бедствия. | Последствия стихийных бедствий. Гуманитарные организации. Службы катастроф, методы предсказания землетрясений, извержений вулканов и т.д. |
18 | 31.03.2011 | Отчетное занятие по гуманитарным организациям. | |
19 | 07.04.2011 | Погода и климат. | Факторы, формирующие погоду и климат. Влияние климата на ход истории. |
20 | 14.04.2011 | "Глобальное потепление - нам ли бояться?" Парниковый эффект. Ледники и айсберги. | |
21 | 21.04.2011 | Отчетное занятие по теме "Погода и климат". | |
22 | 28.04.2011 | Экзамен. | |
23 | 05.05.2011 | Пересдача экзамена. | |
12.05.2011 | |||
19.05.2011 | |||
26.05.2011 | |||
02.06.2011 | |||
09.06.2011 | |||
16.06.2011 | |||
23.06.2011 | |||
30.06.2011 | |||
Список литературы | |||
1 | Трухин В.И., Показеев К.В., Куницын В.Е. Общая и экологическая геофизика |
||
2 | Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? | ||
3 | Новиков А.П. История отмороженных в контексте глобального потепления | ||
4 | Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней | ||
5 | Кун А.А. Мифы и легенды Древней Греции и Рима | ||
6 | Фейман Л.С. Феймановские лекции по физике, Т.1,4,5,7 | ||
7 | Ландсберг Г.С. Оптика | ||
8 | Бакулин П.И., Кононович Э.В., Мороз В.И. Курс общей астрономии | ||
9 | Журнал "Эксперт Украина", вып № 33 (36), вып № 34(37) | ||
10 | Общая геофизика. Под ред. В.А. Магницкого | ||
11 | Жарков В.Н. Внутреннее строение Земли и планет | ||
12 | Дж.Джонсон "10 самых красивых экспериментов в истории науки" | ||
13 | Евсюнов В. В. "Мифы о Вселенной" |