Спецкурс Краткое руководство | |||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Павлова Мария, Андреева Екатерина | |
5 | Стажёры | нет | |
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Предоставить школьникам базовые знания о системе наук об обществе | |
8 | Задачи курса | 1) Объяснить базовые понятия дисциплины 2) Дать представление об обществознании как о системе наук 3) Заложить фундаментальную базу знаний для дальнейшего более глубокого изучения предмета |
|
9 | Особенности курса | Курс, включающий в себя несколько основных разделов обществознания: отношения человека и общества, государство и право, экономической, социальной, духовной, политической сфер жизни общества. Экономический блок рассмотрен с позиций изучения обществознания без применения математического аппарата и требования специфических знаний | |
10 | Формат проведения занятия | 1) В течение первых 10 минут предполагается проведение
блиц-опроса по теме прошлого занятия. Форма проведения: письменная, 4
тестовых или 1 открытый вопрос 2) Основное время посвящено лекции по новой теме 3) Последние 20 минут занятия отведены для разбора вопросов, вызвавших затруднения у аудитории 4) В случае, если на занятии предусмотрен разбор кейсов, то на этот вид работы отводится 30 минут: 20 минут для разбора ситуации и 10 минут для представления решения |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов, заинтересованные в изучении обществознания, но не уделявшие ему достаточно времени в рамках школьной программы | |
12 | Краткое описание курса | Обзорный курс по обществознанию с элементами экономической теории, менеджмента, государства и права | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Предварительный отбор на курсе не планируется | |
15 | Формы
контроля и система отчётности |
1) Посещение каждого занятия оценивается в 1 балл 2) В начале каждого занятия планируется проведение кратких блиц-опросов на 10 минут по теме предыдущей лекции. Оценивается в 5 баллов максимум 3) В ходе изучения некоторых тем курса предполагается проводить разбор кейсов по группам. Этот вид работы оценивается в 15 баллов максимум 3) В середине каждого семестра планируется проведение большой письменной контрольной работы на целое занятие, в нее будут включены тестовые и открытые вопросы. Оценивается в 20 баллов максимум 4) По окончании каждого из семестров планируется проведение письменного экзамена по пройденному материалу с тестовыми и открытыми вопросами. Оценивается в 50 баллов максимум |
|
16 | Дополнительная информация о курсе | Пересдача в первом семестре, при ее необходимости, будет проведена по индивидуальной договоренности со школьниками, ориентировочно 30 декабря. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 05.10.2010 | Вводное занятие | Знакомство со школьниками. Рассказ об ЭМШ, о курсе, его целях и задачах |
2 | 12.10.2010 | Специфика обществознания, этапы развития | Сходства и различия наук о природе и наук об обществе, история и развитие обществознания как системы наук об обществе, направления общественной мысли сегодня |
3 | 19.10.2010 | Человек и общество | Общество и природа: деятельность как способ существования людей, сходства и различия деятельности людей и процессов в природе. Управление как отношение к объекту деятельности, сущность науки управления и ее значение |
4 | 26.10.2010 | Человек и общество | Причины поведения людей в обществе: потребности, их
классификация, средства и результаты деятельности. Вопросы этики, мотивации и
мотивирования, теории мотивации (Маслоу, МакКлелланда, Герцберга) и их
применение. Разбор кейса по теории мотивации |
5 | 02.11.2010 | Человек и общество | Общество как целостная система: структурные элементы, типы совместной деятельности, типы социальных групп, формы и типы общества. Организация как модель общества, структура современной организации в теории менеджмента, коммуникации в организации. |
6 | 09.11.2010 | Человек и общество. Государство и право. |
Контрольная работа по пройденному разделу, 30 минут. Далее -
лекция, тема: Государство как особая организация: его понятие, признаки, разновидности, функции, формы государственного устрйоства, формы правления, значение государства. |
7 | 16.11.2010 | Государство и право | Конституция как основной закон государства, особенности
конституции РФ, конституционно-правовой статус РФ. Судебные органы,
государственная дума, совет Федерации, правительство как органы управления
государством. Порядок избрания Президента РФ, его полномочия (обсуждение). |
8 | 23.11.2010 | Государство и право | Право и его роль в жизни общества, понятие и место права в жизни
общества, нормы права, правоотношения и их виды, правотворчество как один из
основополагающих процессов деятельности государства. Различные виды правовых
систем, реализация права в совеременном мире на примере ведущих экономик
мира. Модель правового государства (обсуждение). |
9 | 30.11.2010 | Государство и право | Правовые основы власти, влияние, лидерство на государственном и
организационном уровнях. Концепции лидерства. Источники и содержание
лидерства, понятие "эффективного лидерства". Разбор кейса по проблематике лидерства в командах |
10 | 07.12.2010 | Политическая жизнь общества | Понятие политической системы, значение государства в политической системе, политические права и свободы граждан, политические партии и объединения как структурный элемент политической системы, власть: политическая, государственная, общественная. Место государства в политической системе общества, его роль и реализация |
11 | 14.12.2010 | Политическая жизнь общества | Политика на государственном и организационном уровне: общее и различное. Политика и религиозные организации, роль религиозных организаций в современной России, значение института РПЦ в политической система страны |
12 | 21.12.2010 | Политическая жизнь общества | Демократия: понятие, формы. Прямая и представительная
демократия, их гарантии. Выборы -
избирательное право и избирательная система, местное самоуправление
(принципы, основные полномочия, задачи) на примере РФ. Гражданство РФ, основания для его приобретения и потери (обсуждение). |
28.12.2010 | Экзамен | Экзамен | |
04.01.2011 | |||
11.01.2011 | |||
18.01.2011 | |||
25.01.2011 | |||
01.02.2011 | |||
13 | 08.02.2011 | ||
14 | 15.02.2011 | Экономическая жизнь общества | Базовые экономические понятия: экономические потребности и их безграничность, ограниченность ресурсов, блага, проблема экономического выбора и альтернативных издержек. Понятие экономической рациональности и рационального поведения индивидов. Понятие полезности. Экономические агенты и экономический кругооборот. |
22.02.2011 | |||
15 | 01.03.2011 | Экономическая жизнь общества | Рынок, рыночная система. Основные экономические системы. Спрос и предложение: кривые, функции, факторы. Равновесие спроса и предложения, понятие равновесной цены. |
08.03.2011 | |||
16 | 15.03.2011 | Экономическая жизнь общества | Производство как сфера деятельности общества, факторы
производства - классическая модель и новые факторы. Понятие и виды благ. Понятие внешних эффектов, способы их
интернализации. Разбор кейса по тематике внешних эффектов. |
17 | 22.03.2011 | Экономическая жизнь общества | Собственность, право собственности, виды собственности (физических и юридических лиц, государственная и муниципальная), защита прав, договор и договорные отношения. Понятие транзакционных издержек. Общие правовые аспекты экономики. |
18 | 29.03.2011 | Экономическая жизнь общества | Предпринимательская деятельность, индивидуальное предпринимательство, виды предпринимательских организаций, государственное регулирование. Трудовые отношения, права и обязанности работника, профсоюзы и их роль |
19 | 05.04.2011 | Экономическая жизнь общества | Контрольная работа по пройденному разделу |
20 | 12.04.2011 | Социальная и духовная жизнь общества | Семья как основная ячейка общества. Семейные права, их реализация и защита на примере РФ. Права и обязанности супругов, в частности, договорный режим имущества супругов, его отличительные особеннности. Права и обязанности родителей и детей - несовершеннолетних, опека и попечительство, государственная поддержка института семьи. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию их родителей. |
21 | 19.04.2011 | Социальная и духовная жизнь общества | Духовная жизнь общества и общественное сознание как ее основа. правовое сознание как форма общественного сознания, его роль. Правовое воспитание граждан, взаимосвязь морали и права. Политическое, эстетическое и религиозное сознание. Сущность религии, ее функции. Взаимоотношение религии с другими областями культуры, науки, морали и искусства. Соотношение религии и свободомыслия. |
22 | 26.04.2011 | Экзамен | |
23 | 03.05.2011 | Пересдача | |
24 | 10.05.2011 | ||
17.05.2011 | |||
24.05.2011 | |||
31.05.2011 | |||
07.06.2011 | |||
14.06.2011 | |||
21.06.2011 | |||
28.06.2011 | |||
Список литературы | |||
1 | Марченко М. Н | ||
2 | Арбузкин А.М. | ||
3 | Курбатов В.И. " | ||
4 | Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др. "Обществознание : учебник для учащихся 11 кл. общеобр | ||
5 | А.В. Клименко "Обществознание для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы", изд-во Дрофа, 2009г | ||
6 | Галицкая И. А., Королькова Е. С., Никитин А.А. "Обществознание: учебник для 10-11 классов общеобразовательн | ||
7 | Виханский О.С., Наумов А.И. "Менеджмент", изд-во Экономист, 2008 г. | ||
8 | Нуреев Р.М. "Курс микроэкономики", изд-во Норма, 2008 г. |