Спецкурс Квадратиш. Практиш. Гут! | |||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный только для 10-11-ти классников | |
4 | Преподаватели | Лучанская Вера, Королькова Катя | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Среда 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Цель нашего курса – дать школьникам в руки инструмент, который поможет им справляться с организационной стороной учебных и неучебных проектов, как индивидуальных – курсовых и эссе, так и коллективных – групповых проектов по макроэкономике или организации мероприятий. | |
8 | Задачи курса | Задачи курса: 1. Познакомить школьников с базовыми инструментами управления проектами и оптимизации своих и чужих трудозатрат 2. На практике научить пользоваться основными из них 3. Привить школьникам базовые навыки планирования |
|
9 | Особенности курса | 1. Большое количество примеров из реальной практики, возможность
отработать навыки на реальных задачах и данных (у авторов курса много
источников :)) 2. Меньше теории - больше практики! 3. Курс предполагает реализацию школьниками достаточно большого (на весь 2й семестр) и интересного проекта от начала до конца. Это даст возможность не только применить и закрепить все полученные знания, но и получить незабываемый опыт. 4. Важно понимать, что это не глубокий курс MBA, предполагающий основательную проработку вопроса эффективного управления проектами. Мы скорее хотим показать школьникам инструменты управления проектами на простых жизненных примерах, в том виде, в котором это может пригодиться им сейчас. |
|
10 | Формат проведения занятия | Каждое обучающее занятие 1 семестра (кроме вводного занятия и
зачета) состоит из следующих последовательных частей: 1. В начале занятия (кроме первого) может быть проведена проверочная работа по теме прошлого занятия (1-2 задания). Она нужна не только для контроля, но и для дисциплины (чтобы не опаздывали). Максимум 10 минут. 2. Разбор домашнего задания (если оно задавалось). 3. Лекция по новой теме или продолжение лекции по старой. 4. Разбор примеров, решение задач, обсуждение Порядок рассмотрения тем в 1 семестре фиксированный. Этот порядок может изменяться только в случае, если в день, запланированный для рассмотрения темы, читающий ее преподаватель болен / отсутствует в городе. В такой ситуации порядок тем будет изменен так, чтобы занятие не пропало, а тема была прочитана в ближайшее удобное преподавателю занятие. Во 2м семестре задание будет одно и большое - школьники будут реализовывать свой собственный групповой проект (или два, если слушателей будет много). Тема и суть проекта будут выбираться школьниками самостоятельно. Занятия будут проходить в режиме встреч рабочей группы проекта, на которых будут обсуждаться основные промежуточные результаты, дальнейшие планы, проблемы и т.п. В конце курса - защита результатов проекта. Порядок рассмотрения запланированных тем (раздел "Полезные навыки") в 2 семестре может меняться в зависимости от текущих потребностей проектной команды и характера реализуемого проекта. |
|
11 | Целевая аудитория | Школьники 9-11 классов, которые хотят научиться планировать и
организовывать свою и чужую работу :) Специальной подготовки слушателей курс не требует. |
|
12 | Краткое описание курса | Курс, посвященный ипользованию базовых инструментов управления проектами и оптимизации своих и чужих трудозатрат | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | Специальный отбор не проводится. Если все же потребуется, то на первом занятии будет задано домашнее задание и по результатам его выполнения будет проведен отбор. |
|
15 | Формы контроля и система отчётности |
1 семестр: По итогам изучения отдельных базовых тем предусмотрены проверочные работы (не более 20 мин). Для учета текущей работы составляется рейтинг, в котором учитываются: ■ Выступления школьников на занятиях ■ Баллы за проверочные работы ■ Баллы за экзамен в конце семестра 2 семестр: Основная оценка - за результаты проекта, выполняемого в течение семестра (члены команды сами определяют вклад каждого участника и пропорцию, в которой разделить общую оценку между ними). Индивидуальная составляющая - за отдельные успехи в ходе выполнения проекта и продемонстрированное умение пользоваться инструментами, рассмотренными в 1 семестре. |
|
16 | Дополнительная информация о курсе | Мы не обещаем, что по итогам нашего курса все школьники станут
успешными проджект-менеджерами, но существенный шаг в этом направлении
сделает каждый. Для школьников 10-11 классов это может стать хорошей подготовкой к тяжелой студенческой жизни (особенно на экономфаке, где очень любят задавать много больших заданий на месяц или на весь семестр... как показывает практика, если это дело запустить, все приходится делать бессонными ночами в последний момент). Кроме того, этот курс - прекрасная возможность попробовать себя в роли взрослого выпускника факультета :) |
|
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия |
1 | 06.10.2010 | Введение | Вводное занятие. Цели и задачи курса, несколько тестовых активностей для определения уровня развития системного мышления и общей логики мышления школьников. |
2 | 13.10.2010 | Введение | Проекты и процессы - что такое и чем различаются; основные виды проектов, встречающихся в реальной жизни; основные характеристики. |
3 | 20.10.2010 | Введение | Основные "составляющие" проекта: ограничения (сроки, ресурсы, требования заказчика) роли и ответственность, ожидаемый результат и т.п. |
4 | 27.10.2010 | Инструменты | Планирование работ по проекту (декомпозиция целей, выделение основных блоков работ, расстановка приоритетов, определение критериев успешности проекта) |
5 | 03.11.2010 | Инструменты | Основные роли в проекте - какие бывают, как распределяются, какие полномочия предполагают. Матрица ответственности как инструмент фиксации ролей участников проекта. |
6 | 10.11.2010 | Инструменты | Модель процессов - средство упорядочить деятельность по проекту. Что такое, зачем нужно, как можно нарисовать (нотация Гейна-Сарсона и другие) |
7 | 17.11.2010 | Инструменты | Инструменты планирования ресурсов (материальных и человеческих) и приемы определения трудоемкости работ. |
8 | 24.11.2010 | Инструменты | План-график проекта - что когда и как быстро мы делаем. (Диаграмма Ганта, понятие критического пути, метод планирования «назад») |
9 | 01.12.2010 | Инструменты | Работа с рисками (выявление основных рисков, планирование мер по их нейтрализации/предупреждению). |
10 | 08.12.2010 | Инструменты | Оперативное управление проектом (тут предполагается разбор реальных примеров из практики с разбором и обоснованием принятых решений). |
11 | 15.12.2010 | Инструменты | Методы оценки эффективности реализации проекта и выполнения
проектных КПЭ. Существующие подходы к формализации проектного управления: стандарты, методологии и ПО – общий обзор существующих инструментов и документации. |
12 | 22.12.2010 | Экзамен! | |
13 | 29.12.2010 | Резервное занятие | |
05.01.2011 | |||
14 | 12.01.2011 | Работа над проектом | Установочная сессия проекта: определение темы, цели, задач, формирование проектной команды. |
15 | 19.01.2011 | Работа над проектом | Установочная сессия-2: Формирование устава проекта: риски, методология, сроки, ответственность, ресурсы, потребность в экспертных оценках/знаниях; и т.д. |
16 | 26.01.2011 | Полезные навыки | Расстановка приоритетов и планирование: важно против срочно, определение необходимого на работу времени. Теория и практика. |
17 | 02.02.2011 | Полезные навыки | Ведение проектной документации: зачем нужно, что содержит, как хранится, какая бывает, какие правила общеприняты. |
18 | 09.02.2011 | Работа над проектом | Отчетная сессия по статусу проекта и постановка целей к следующей отчетной сессии. Школьники рассказывают, что успели сделать, задают вопросы. Преподаватели отвечают на вопросы, напоминают, что дедлайн есть дедлайн. |
19 | 16.02.2011 | Промежуточный контроль | Проверка усвоенного в первом семестре материала в условиях, приближенных к боевым: школьники реализуют каждый свой небольшой проект и документируют свои действия. |
20 | 23.02.2011 | Выходной! | |
21 | 02.03.2011 | Полезные навыки | Неспециальное ПО, полезное при работе над проектом: общий обзор возможностей применения. В дальнейшем, если специфика потребует, может быть сделано дополнительное занятие с детальным рассмотрением одной или нескольких понадобившихся программ. В таком случае может понадобиться компьютерный класс. |
22 | 09.03.2011 | Работа над проектом | Отчетная сессия по статусу проекта и постановка целей к следующей отчетной сессии. Школьники рассказывают, что успели сделать, задают вопросы. Преподаватели отвечают на вопросы, напоминают, что дедлайн есть дедлайн. |
23 | 16.03.2011 | Работа над проектом | Отчетная сессия по статусу проекта и постановка целей к следующей отчетной сессии. Школьники рассказывают, что успели сделать, задают вопросы. Преподаватели отвечают на вопросы, напоминают, что дедлайн есть дедлайн. (занятие будет проведено, если в нем будет необходимость, если нет - школьники 2 недели решают текущие задачи) |
24 | 23.03.2011 | Работа над проектом | Отчетная сессия по статусу проекта и постановка целей к следующей отчетной сессии. Школьники рассказывают, что успели сделать, задают вопросы. Преподаватели отвечают на вопросы, напоминают, что дедлайн есть дедлайн. |
25 | 30.03.2011 | Полезные навыки | Проект анфас и в профиль: как заказчик и исполнитель воспринимают один и тот же проект. |
26 | 06.04.2011 | Работа над проектом | Отчетная сессия по статусу проекта и постановка целей к следующей отчетной сессии. Школьники рассказывают, что успели сделать, задают вопросы. Преподаватели отвечают на вопросы, напоминают, что дедлайн есть дедлайн. |
27 | 13.04.2011 | Полезные навыки | Мастерство создания презентации: как сделать так, чтобы наглядные материалы были действительно наглядными. Принципы построения выступления, формирования и подачи иллюстративного материала. |
28 | 20.04.2011 | Работа над проектом | Подготовка отчетности по проведенному проекту: проделанная работа, инсайты и нетривиальные идеи в процессе реализации, результаты проекта. Формат занятия - преподаватели фасилитируют разработку отчета школьниками. Формат отчета будет зависеть от выбранного проекта. |
29 | 27.04.2011 | Защита проектов | |
30 | 04.05.2011 | Индивидуальный тимбилдинг - каждый празднует май на свой вкус. =)) | |
31 | 11.05.2011 | Резервное занятие | |
18.05.2011 | |||
25.05.2011 | |||
01.06.2011 | |||
08.06.2011 | |||
15.06.2011 | |||
22.06.2011 | |||
29.06.2011 | |||
Список литературы | |||
1 | ДеМарко "Deadline. Роман об управлении проектами" | ||
2 | Том Демарко, Тимоти Листер, Человеческий фактор: успешные проекты и команды | ||
3 | Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Практическое руководство: Пер. с англ. Юнити. 2003 | ||
4 | И.И. Мазур В.Д. Шапиро Н.Г. Ольдерогге Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазу | ||
5 | Желязны Д. Говори на языке диаграмм: Пособие по визуальным коммуникациям для руководителей | ||
6 | Желязны Д. Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению |