Спецкурс Политикология v2.0
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Ивантьева Карина Хампашевна, Каменев Иван Георгиевич
5 Стажёры  
6 Время проведения Четверг 17:20 - 18:40
7 Цель курса Пробудить в слушателях интерес к политической сфере. Дать слушателям общее представление о действующих в политической сфере силах.
8 Задачи курса Научить слушателей самостоятельно анализировать ситуацию и защищать свою позицию в ходе дискуссии.
Дать слушателям общее представление о том, какими путями они при желании могут проявлять собственную политическую активность.
Изложить теорию действующих в обществе политических сил и механизмы их борьбы.
Пояснить все основные положения курса на исторических примерах, обеспечив понимание слушателями практического применения теории.
Организовать самостоятельную работу слушателей по изучению политической жизни общества разных стран в конкретные исторические периоды.
Привить слушателям навыки, необходимые для свободного ориентирования в текущей политической ситуации.
Научить слушателей самостоятельно делать выводы и аргументировать свою точку зрения.
Привить слушателям базовые навыки ведения публичных дискуссий и выступлений.
9 Особенности курса Активное привлечение исторического материала; использование кейсов и других активных форм семинарски занятий.
Принципиальное не-обсуждение реалий российской политики, максимально возможная де-идеологизация программы курса.
10 Формат проведения занятия Семинар - обсуждение темы на конкретном историческом примере. Преподаватели преимущественно задают вопросы.
Игра - коллективное или групповое (в зависимости от количества слушателей) иследование абстрактной или исторической ситуации через принятие самими слушателями решений в контексте изучаемой проблемы.
11 Целевая аудитория Все школьники, интересующиеся политикой, политологией, желающие понимать происходящие вокруг них общественно-политические процессы, и просто люди с "активной жизненной позицией".
12 Краткое описание курса Курс направлен на улучшение понимания слушателями происходящих в политической жизни общества событий.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Нет
15 Формы контроля и
система отчётности
В первом учебном семестре работа оценивается следующим образом:
+ письменный экзамен - до 50 баллов;
+ работа на семинарах - до 25 баллов;
+ участие в играх - до 25 баллов.
Во втором учебном семестре работа оценивается следующим образом:
+ экзамен в игровой форме - до 40 баллов;
+ письменный экзамен - до 10 баллов;
+ работа на семинарах - до 20 баллов
+ участие в играх - до 30 баллов.
Кроме того, слушатели могут получать дополнительные домашние задания.

Оценка за семестр определяется по окончании проверки экзамена исходя из общего уровня.
Слушатель получает неудовлетворительную оценку за курс, если он пропустил более 50% занятий; либо получил оценку менее 25 баллов в сумме за экзамен; либо получил менее 25 баллов в сумме за работу на семинарах, играх и дополнительные задания.
16 Дополнительная информация о курсе Принципиальной особенностью курса является необсуждение в учебном процессе конкретных явлений, событий или персоналий современной российской политики. Каждый слушатель должен иметь возможность самостоятельно делать выводы о политической системе России, используя освоенный на курсе инструментарий анализа.
Возможно участие в курсе приглашенных лекторов.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 07.10.2010 Тема 0: Вводная Рассказ о курсе
Семинар (С): Основы обществознания
+ Общество и его сферы
+ Политическая сфера общества, ее структура и функции
+ Субъективная и объективная реальность
+ Сознание человека и политическое сознание
+ Субъективные процессы познания
2 14.10.2010 Тема 1: Полити-ческие акторы С: Личность как политический актор
С: Групповые политические акторы
+ Сущность и виды групп интересов и давления
+ Роль групп интересов и давления как политических акторов
+ Понятие элиты
+ Профсоюзы
+ Криминальные группировки
+ Кровно-родственные элиты
3 21.10.2010 Тема 1: Полити-ческие акторы С: Государство как группа и актор
Игра (политические акторы)
4 28.10.2010 Тема 2: Сознание С: Массовое сознание
+ Сознание человека и сознание группы
+ Источники информации человека и группы
+ Феномены массового сознания
Игра: Взаимодействие акторов
  04.11.2010    
5 11.11.2010 Тема 2: Сознание С: Структура и классификации политических идеологий
С: Либеральная идеология
+ Классический либерализм
+ Либертарианство
+ Неолиберализм
6 18.11.2010 Тема 3: Виды политической идеологии С: Либеральная идеология
С: Консерватизм
+ Понятие и формы консерватизма
+ Монархический консерватизм
+ Консерватизм XXв.
+ Изоляционизм
С: Национализм

7 25.11.2010 Тема 3: Виды политической идеологии С: Социализм и коммунизм
+ Классический социализм
+ Социализм Южной Америки
+ Марксизм
С: Комбинированные идеологии
+ Сущность комбинированной идеологии
+ «Социал-демократия» и ее разновидности

8 02.12.2010 Тема 3: Виды политической идеологии С: Радикальные идеологии
+ Сущность радикальных идеологий
+ Расизм
+ Религиозный фундаментализм
9 09.12.2010 Тема 3: Виды политической идеологии С: Фашизм
+ Фашизм в различных смыслах
+ Национал-социализм, нацизм

10 16.12.2010 Тема 3: Виды политической идеологии Резервное
11 23.12.2010 Экзамен Консультация
12 30.12.2010 Экзамен Экзамен
  06.01.2011    
  13.01.2011    
  20.01.2011 Резервное  
13 27.01.2011 Тема 4: Структура принятия политических решений С: Структура принятия политических решений
+ Принятия решения личностью
+ Принятие решения группой
+ Реализация политического решения
С: Классификация политических систем по структуре принятия решений
14 03.02.2011 Тема 4: Структура принятия политических решений С: Единовластное принятие решений
+ Абсолютная монархия
+ Ограниченная монархия, в т.ч. конституционная
С: Децентрализованное неединовластное принятие решений
+ Аристократические и олигархические системы принятия решений
15 10.02.2011 Тема 4: Структура принятия политических решений С: Коллективное неединовластное принятие решений
+ Прямая демократия
+ Представительская демократия
Игра: принятие политических решений
16 17.02.2011 Тема 5: Полити-ческий режим С: Понятие и классификация политических режимов
С: Демократический режим
  24.02.2011 Резервное  
17 03.03.2011 Тема 5: Полити-ческий режим С: Авторитарный режим
С: Тоталитарный режим
18 10.03.2011 Тема 5: Полити-ческий режим Игра: принятие решений при различных режимах
19 17.03.2011 Тема 6: Полити-ческая партия С: Понятие и функции политической партии
+ Партия как групповой актор
+ Функции политической партии
+ Положение партии в политической системе
С: организационная и ролевая структура политической партии
20 24.03.2011 Тема 6: Полити-ческая партия С: Программа политической партии
+ Взаимосвязь программы и идеологии
+ Ориентация на партийный актив, контактное окружение
С: Партия и политическая власть
+ Правящая партия
+ Оппозиционная партия
С: Легальные и нелегальные политические партии
+ Партия при демократическом режиме
+ Партия при авторитарном режиме
+ Партия при тоталитарном режиме
21 31.03.2011 Тема 6: Полити-ческая партия Игра: принятие решений внутри партии
22 07.04.2011 Тема 7: Партийная система С: Понятие партийной системы
+ Возникновение партийной системы
+ Классификации партийных систем
С: Партийная система в общинно-родовом обществе
23 14.04.2011 Тема 7: Партийная система С: Классическая двухпартийная система
С: Многопартийные системы
24 21.04.2011 Тема 7: Партийная система С: Тоталитарная партийная система
С: Беспартийная система
+ Общество до формирования партийной системы
+ Группы интересов и давления как функциональная замена политических партий
+ Партийная деятельность в условиях ликвидации партийной системы
25 28.04.2011 Экзамен Итоговая игра
26 05.05.2011 Экзамен Консультация
27 12.05.2011 Экзамен Экзамен
  19.05.2011    
  26.05.2011    
  02.06.2011    
  09.06.2011    
  16.06.2011    
  23.06.2011    
  30.06.2011    
Список литературы
1 А.И. Соловьев (2004) Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов / – М.: Аспект Пресс
2 О.З. Муштук. (2006) Политология: Учебное пособие /  – М.: Маркет ДС
3 В.М. Хачатурян (1999) История мировых цивилизаций 10-11 классы:  Пособие / – М.: ДРОФА
4 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
5 http://www.hrono.info/  
6 http://echo.msk.ru/programs/theirchoice/