Спецкурс Планетарий всё! | |||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 - 11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Мартынов Всеволод, Чернявский Михаил | |
5 | Стажёры | - | |
6 | Время проведения | Среда 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Расширить кругозор школьников и познакомить их с астрономией. | |
8 | Задачи курса | 1) Познакомить школьников с историей развития астрономии и
знаний человека о вселенной и космосе; 2) Познакомить с основными космическими объектами и процессами; 3) Рассказать об исследовании космоса от древнейших времен до современных исследовательских проектов; 4) Дать школьникам необходимые знания в области физики для понимания проблем, стоящих перед астрономией, а также текущего материала; 5) Совместно со школьниками оценить влияние астрономии и космических исследований на культуру, шоу-бизнес, экономику и технику; 6) Познакомить школьника с современными представлениями о пространстве, времени, возникновении и гибели вселенной; 7) Стимулировать учащихся чаще поднимать голову, а на романтических прогулках не ограничиваться фразой "Дорогая(ой), я подарю тебе звезду..." |
|
9 | Особенности курса | 1) Данный курс значительно шире, чем школьные курсы по
астрономии, затрагивает более широкий круг тем; 2) В рамках курса сочетается материал не только астрономии, но и физики, техники, культурологии; 3) Курс интерактивный, поощряется активность и инициатива учащихся; 4) Курс помимо лекционных занятий включает в себя выездные, полевые и практические занятия; 5) В отличии от университетских курсов по астрономии и астрофизики, материал данного курса адаптирован для школьников и не требует специальных знаний. |
|
10 | Формат проведения занятия | Основная форма проведения занятий - лекции. В лекциях активно используются аудио-, видео- и графические материалы. Ко многим занятиям готовятся раздаточные материалы. | |
11 | Целевая аудитория | Школьники, которым интересны естественные науки. Те, кто любит задавать вопросы об окружающем мире и отвечать на них. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по астрономии, а также о том, что связано с космосом, его исследованиями и практическим использованием. | |
13 | Количество слушателей | до 10 человек | |
14 | Отбор | Нет, предварительный отбор не планируется. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка учащегося формируется из оценки за различные формы
деятельности: 1) Активность на занятиях (бонусные баллы); 2) Выполнение домашних заданий (30%); 3) Результаты контрольных работ (20%); 4) Подготовка докладов, выступлений и дополнительных материалов (бонусные баллы) 5) Экзамен (50%) Баллы по всем видам деятельности суммируются и формируют итоговый рейтинг. Оценка выставляется исходя из рейтинга на конец семестра. |
|
16 | Дополнительная информация о курсе | В рамках курса планируется проведение экскурсий в музеи и города, так или иначе, связанные с космосом и астрономией. Планируются экскурсии: в планетарий (г.Владимир), музей Циолковского (г.Калуга), Звенигородскую обсерваторию (г.Звенигород), музей космонавтики (г.Москва) и пр. | |
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Среда) | Тематический блок | План занятия |
1 | 06.10.2010 | Знакомство | Знакомство с аудиторией. Обсуждение того, что будет рассказано в рамках курса. Прием пожеланий по курсу. Предмет изучения астрономии, основные понятия. |
2 | 13.10.2010 | История | Астрономия в древнем мире. Календари. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Коперника. |
3 | 20.10.2010 | История | Законы Кеплера и Ньютонова механика. Миры Гюйгенса. Исследования туманностей, галактик. Представления о звездах. Идеи Эйнштейна. Российские исследования, в т.ч. Ломоносов и Циолковский. |
4 | 27.10.2010 | Оптика | Развитие техники для наблюдения за космосом. Принцип действия и конструкция наиболее выдающихся приборов. |
5 | 03.11.2010 | Солнечная система | Основные характеристики, история открытия планет, классификация планет, главные "достопримечательности", астероидный пояс, внешние планеты (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун) и их спутники, плутоноиды. |
6 | 10.11.2010 | Солнечная система | Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля и Марс) и их спутники |
17.11.2010 | Контрольная работа | ||
7 | 24.11.2010 | Звезды | Понятие звезды, классификация. Понятие небесной сферы, созвездия, созвездия зодиака. Примечательные созвездия северного и южного неба. Ориентация по звездам. |
8 | 01.12.2010 | Звезды | Строение звезды. Термоядерная реакция в звездах. Эволюция звезд. Результаты деятельности звезд. Человек - дитя звезд. |
9 | 08.12.2010 | За пределами Солнечной системы | Понятие экзопланеты, основные способы открытия. Галактики. Классификация. Туманности, скопления галактик. Суперскопления. |
15.12.2010 | Экзамен | ||
22.12.2010 | Чаепитие | ||
29.12.2010 | |||
05.01.2011 | |||
12.01.2011 | |||
19.01.2011 | |||
26.01.2011 | |||
02.02.2011 | |||
10 | 09.02.2011 | За пределами Солнечной системы | Макроструктура вселенной. Жизнь в расширяющейся вселенной. Фоновое излучение. Два слова о Большом взрыве. |
11 | 16.02.2011 | Исследование космоса | Рождение космонавтики. Гонка вооружений, космическая гонка. Основные этапы развития. Пилотируемая космонавтика. |
23.02.2011 | |||
12 | 02.03.2011 | Исследование космоса | Завершившиеся космические программы, их результаты. Итоги автоматических миссий в пределах солнечной системы. Конверсия космических технологий. |
13 | 09.03.2011 | Исследование космоса | Современные космические программы и перспективы космических исследований. Зачем России еще один космодром? Исследование космоса без государственной поддержки, коммерческое использование космоса, перспективы. |
16.03.2011 | Контрольная работа | ||
14 | 23.03.2011 | Космос в культуре | Звезды шоу-бизнеса. Мечты о космосе в кинематографе. Обсуждение фильмов "Космическая одиссея", "Звездные войны", "Стартрек" и др. Космос в литературе. Насколько по-разному человечество мечтало о космосе. |
15 | 30.03.2011 | Пространство и время | Различные представления о времени, исторический обзор. Основные этапы развития физики. Процесс перехода от механики Ньютона к вероятностному способу описания мира. Специальная теория относительности. |
16 | 06.04.2011 | Пространство и время | Открытие радиоактивности, основные законы. Космическое излучение, его состав и природа. Квантовые частицы и способы работы с ними. Коллайдеры и другие ускорители, зачем они нужны? |
17 | 13.04.2011 | Пространство и время | Современные теории о пространстве-времени, теория струн, темная материя. |
20.04.2011 | Экзамен | ||
27.04.2011 | Чаепитие | ||
04.05.2011 | |||
11.05.2011 | |||
18.05.2011 | |||
25.05.2011 | |||
01.06.2011 | |||
08.06.2011 | |||
15.06.2011 | |||
22.06.2011 | |||
29.06.2011 | |||
Список литературы | |||
1 | Агекян Т.А. "Звезды, галактики, мегагалактики." – М., Наука, 1981 | ||
2 | Архипова Н.А. "Космологические модели и крупномасштабная структура вселенной" | ||
3 | П.И. Бакулин, Э.В. Кононович, В.И. Мороз "Курс общей астрономии" М.: Наука, 1983 | ||
4 | Важоров Э. "Наблюдения звездного неба в бинокль и подзорную трубу", 2007 | ||
5 | Вайнберг С. "Мечты об окончательной теории." Москва: Едиториал УРСС, 2004 | ||
6 | Ляхова К.А. "Популярная история астрономии и космических исследований" | ||
7 | Мартинсон Л. К., Смирнов Е. В. "Квантовая физика" | ||
8 | Нагирнер Д.И. "Элементы космологии: Учебное пособие." - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001 | ||
9 | Занимательные вопросы по астрономии и не только. М. ред. А. К. Кулыгин, 2004 | ||
10 | Саган, К. "Космос: Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации" СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005 | ||
11 | Силкин Б. "В мире множества Лун" 1982. Издательство: Наука | ||
12 | Хокинг С. "Мир в ореховой скорлупке" Издательство: Амфора Год: 2007 | ||
13 | Хокинг С. "Краткая история времени". | ||
14 | Шкловский И. С. "Звезды: их рождение, жизнь и смерть." 1984 |