Спецкурс Олимпийские игры-reborn
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Математика
2 Класс 9 - 11
3 Тип курса зачётный только для 9-10-ти классников
4 Преподаватели Модебадзе Константин Владимирович, Богданов Виктор Павлович
5 Стажёры  
6 Время проведения Четверг 17:20 - 18:40
7 Цель курса Обучить школьников нестандартным методам решения задач и расширить их математический кругозор
8 Задачи курса • Сформировать у учащихся представление о типах рассматриваемых задач
• Рассказать различные нешкольные методы решения задач и доказательства теорем.
• Расширить математический кругозор школьников путем прочтения лекций о различных интересных темах в математике
• Показать применение рассказанных методов на примере решения задач из различных олимпиад
9 Особенности курса На этом курсе почти не рассматриваются те темы, которые рассказываются в школе и остальных курсах ЭМШ, исключение составляют математическая индукция и решение задач в целых числах. Для прослушивания курса нет необходимости в каких-то особых математических знаниях, все темы легко понимаемы с помощью только логики.
10 Формат проведения занятия Первые 10-15 минут каждого занятия будут отведены под самостоятельное решение задач, тематика которых была разобрана на предыдущем занятии.
Если занятие предусматривает лекционную часть, будет читаться лекция и разбираться 1-2 задачи на доске. Некоторые лекции, направленные на расширение кругозора и не используемые в решении задач, будут читаться в конце занятия.
Все остальное время занятие будет проходить в форме семинара.
Математические игры, которые мы планируем использовать в ходе нашего курса, позволят учащимся закрепить материал в легкой и интересной форме.

Домашнее задание будет состоять из 4-6 задачек по теме занятия. Сложные задачи будут разбираться на доске в самом начале занятия.
11 Целевая аудитория Школьники, желающие получить дополнительные сведения в
математической науке, открыть для себя новое и интересное.
12 Краткое описание курса Курс по решению задач на логику и смекалку, направленный на развитие математического кругозора.
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор Изначально предварительный отбор не предусмотрен, однако при превышении лимита на первом занятии будет проведена викторина по реешнию задач на смекалку и логику, по результатам которой будет проведён отбор.
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка будет складываться из баллов за экзамен (50%) и работы в семестре (50%).Баллы в семестре будут ставиться за:1. домашние задания;2. проверочные работы (в начале каждого из занятий);3. победы в играх;4. работы у доски.
16 Дополнительная информация о курсе Что есть игра?
Главная цель каждой игры (кроме первой): закрепление пройденного материала. Целью первой игры ставится знакомство между учащимися, попытка заинтересовать их нестандартной математикой отбор учащихся в случае превышения их численности. Остальные игры дают школьникам практические навыки решения различных олимпиадных задач и учат быстро подбирать нужные методы под нужные задачи.
В первом семестре планируется проведение двух игр – на первом и последнем занятии, во втором семестре - только одна. Во время игры школьники группируются в команды. Члены команд садятся вместе, выбирают капитана. Преподаватель зачитывает задачку. Команды соревнуются между собой, стараясь решить ее. Ответы записываются на листочках и отсылаются преподавателям. Задач будет предлагаться от 6ти и более. Члены команды, набравшей наибольшее количество очков, получат баллы в рейтинг и возможно небольшие призы.
Позанятийный план
№ занятия Дата (Четверг) Тематический блок План занятия
1 07.10.2010 Вводное Игра: развлекательные задачи на смекалку, в том числе математические шутки и ребусы. В случае проведения дополнительного отбора - викторина (по тем же задачам).
2 14.10.2010 Делимость чисел Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9, 10, а также на 11 и 8. Понятие простых и взаимно простых чисел. Задачи на делимость. Под задачами на делимость подразумеваются доказательные задачи, в которых для доказательства так или иначе используется делимость.
3 21.10.2010 Делимость чисел Чётность, алгоритм Евклида. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, нахождение наибольшее общее кратное через алгоритм Евклида: «Если при делении числа a на b получается остаток r, то НОД(a; b) = НОД(b; r)». Понятие факториала.
4 28.10.2010 Лекция на расширение кругозора, простые числа, числа Фибоначчи Способы получения простых чисел: с помощью других простых чисел, эратосфеново решето. Числа Фибоначчи. Золотое сечение. Золотой прямоугольник и золотая спираль.Число Пи.
  04.11.2010    
5 11.11.2010 Вычислительные задачи на целые и простые числа Решение уравнений в целых и простых числах. Текстовые задачи на целые числа.
6 18.11.2010 Математическая индукция Понятие математической индукции. Базис, шаг индукции. Простейшие задачи на математическую индукцию.
7 25.11.2010 Математическая индукция Применение математической индукции к  задачам на доказательство делимости и к задачам, содержащим рекуррентные функции (факториалы, последовательность Фибоначчи)
8 02.12.2010 Инварианты и обратный ход Инварианты - величины, не меняющиеся в ходе задачи. «Обратный ход» от конечного результата к исходным данным если операции в задаче обратимы.
9 09.12.2010 Лекция на расширение кругозора, магические квадраты, парадоксы, софизмы, возможна консультация Магические квадраты. Парадоксы: парадокс лжеца, парадокс брадобрея (парадокс Рассела) и другие. Софизмы (Заведомо неверные рассуждения со скрытой логической ошибкой). В случае возникновения вопросов по прочитанным темам - консультация.
10 16.12.2010 Игра Игра с использованием задач из пройденных тем
11 23.12.2010 Экзамен Экзамен. 
12 30.12.2010 Пересдача Пересдача.
  06.01.2011    
  13.01.2011    
  20.01.2011    
  27.01.2011    
13 03.02.2011 Метод от противного и метод двойного подсчета Доказательство теорем и решение задач с использованием метода от противного. Задачи, к которым применим подсчёт двумя способами.
14 10.02.2011 Графы Понятие графов как графического представления задачи. Вершины и рёбра графов. Чётные и нечётные вершины. Понятия связного графа, ориентированного графа, плоского графа. Простейшие задачи на графы.
15 17.02.2011 Графы Задачи на ориентированные графы. Правила обхода графов. Задачи на обход графов.
  24.02.2011    
16 03.03.2011 Метод крайнего Правило крайнего. Задачи, где разбираются крайние объекты: наибольшее число, ближайшая или угловая точка, предельный случай. Рассмотрение случаев на бесконечности.
17 10.03.2011 Логические задачи Решение логических задач на соответствие и исключение неверных вариантов. Задача Эйнштейна. Взвешивания и переливания. Старинные задачи.
18 17.03.2011 Принцип Дирихле Принцип кроликов и ящиков, т.е. «Если десять кроликов сидят в девяти ящиках, то в некотором ящике сидят не меньше двух». Задачи на данный метод.
19 24.03.2011 Стратегические игры Математика в стратегических играх (таких, в которых можно гарантированно выиграть (или сыграть вничью) при наличии правильной стратегии). Методы нахождения выигрышных стратегий: принцип симметрии, игра Баше. Решение задач на игры.
20 31.03.2011 Стратегические игры Решение задач на стратегические игры. (Полностью практическое занятие)
21 07.04.2011 Лекция на расширение кругозора, азартные игры, кубик Рубика Азартные игры: математический анализ «удачи», вероятности в азартных играх. Кубик Рубика и его производные. 
22 14.04.2011 Игра Игра по задачам второго семестра.
23 21.04.2011 Консультация и обобщение материала Поиск родственных задач, повторение основ, решение задач на все темы.
24 28.04.2011 Экзамен Экзамен. 
25 05.05.2011 Пересдача Пересдача.
  12.05.2011    
  19.05.2011    
  26.05.2011    
  02.06.2011    
  09.06.2011    
  16.06.2011    
  23.06.2011    
  30.06.2011    
Список литературы
1 Б.А. Кордемский «Математическая смекалка»;
2 Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка»;
3 А.Я.Канель-Белов, А.К.Ковальджи «Как решают нестандартные задачи»
4 Я.И. Перельман «Живая математика»
5 www.smekalka.ru  
6 www.zaba.ru - база олимпиадных задач
7 www.problems.ru - олимпиадные задачи по темам (ресурс мцнмо)
8 olympiads.mccme.ru/mmo/ - задачи московской математической олимпиады с решениями