Спецкурс Электромочалка и колеса для мозга
Основная информация
  Пункт Содержание
1 Направление Третий Путь
2 Класс 9 --11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Титов Виталий, Козлов Олег
5 Стажёры -
6 Время проведения Вторник 18:55 - 20:15
7 Цель курса Всестороннее развитие мыслительных способностей учащихся.
8 Задачи курса 1. Обучить началам причинно-следственного и ситуативного анализа;
2. Ознакомить с общей теорией мышления: сущность мышления, особенности критического мышления, отличия репродуктивного и продуктивного мышления, работа восприятия;
3. Ознакомить с основами строения мозга, общими принципами функционирования мозга на нейронном уровне, а также рассказать, что нужно делать, чтобы поддерживать мозг форме на протяжении всей жизни;
4. Обучить методам творческого мышления и их применению для решения проблем самого разного характера;
5. Развить навыки групповой работы;
6. Развить умение представлять и доказывать свою позицию, внятно излагать свои мысли, а также принимать участие в констурктивной дискуссии.
9 Особенности курса Курс не имеет аналогов в российской образовательной среде; он нацелен на приобретение навыков нестандартного мышления, восполняя недостаток современной школьной программы, зачастую блокирующей развитие творческого потенциала учащихся. 
10 Формат проведения занятия Обычное занятие состоит из двух частей: короткая лекция по общей теории мышления (ознакомление учащихся с полезной для развития мышления информацией - первые четыре занятия, затем каждая лекция будет посвящена ознакомлению учащихся с новым инструментом для работы над идеей или инструментом для генерирования идей), затем идёт практическая часть занятия - решение кейса на нестандартное мышление, в процессе работы над которым учащиеся должны будут руководстоваться принципами и инструментами, изученными на лекциях по теории (под "кейсом на нестандартное мышление" понимается поиск основной причины конкретного события из социально-экономической истории различных стран). Между теоретической и практической частями занятия проводятся игровые упражнения на развитие гибкости и оригинальности мышления, чтобы учащиеся имели возможность переключить внимание и зарядиться креативным настроем.   
11 Целевая аудитория Для желающих научиться мыслить в соответствии со стандартами информационного общества 21-ого века. 
12 Краткое описание курса Курс по развитию навыков эффективного и нестандартного мышления.
13 Количество слушателей от 15 до 20 человек
14 Отбор Если количество слушателей будет более 20, то возможен отбор.
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка за семестр будет определяться следующим образом:
-домашние задания - 20%,
-работа на занятиях - 25%,
-экзамен - 40%,
-проект - 15%.
В первом семестре в качестве проекта школьники должны будут сделать небольшую презентацию (7-10 минут) про особенности мышления одного из гениев прошлого и представить его остальным.
Во втором семестре школьники должны будут составить кейс, подобный разобранным в течение года. На двух последних занятиях семестра остальные школьники и преподаватели попробуют найти решение к составленным кейсам, а потом коллективно оценят его.
Сделанный проект в обоих семестрах является обязательным для допуска к экзаменам.
В домашние задания будут входить вопросы на проверку усвоения материалов лекций, упражнения на развитие гибкости и оригинальности мышления.
Экзамен в конце каждого семестра будет состоять из трех частей:
- вопросы на знание теории - 30% от баллов за экзамен
- упражнения на гибкость и оригинальность мышления - 30% от баллов за экзамен
- несложный кейс - 40% от баллов за экзамен.
16 Дополнительная информация о курсе  
Позанятийный план
№ занятия Дата (Вторник) Тематический блок План занятия
1 05.10.2010 Введение в общую теория мышления Важность творческого мышления в современном мире. Что есть мышление. Всегда ли человек с высоким интеллектом - хороший мыслитель? Кейс  №1, Кейс № 2.
2 12.10.2010 Введение в общую теория мышления Критическое мышление - всегда ли оно целесообразно? Репродуктивное и продуктивное мышление. Важность адекватного восприятия проблемы. Кейс №3, Кейс №4.
3 19.10.2010 Введение в общую теория мышления Системное и мышление и начала причинно-следственного анализа. Кейс №5.
4 26.10.2010 Введение в общую теория мышления Общие принципы строения мозга, функционирования нервных клеток и механизма формирования ментальных привычек. Кейс №6, Кейс №7.
5 02.11.2010 Введение в общую теория мышления Советы по улучшению функционирования мозга. Кейс №8, Кейс №9.
6 09.11.2010 Инструменты для работы над идеей и проблемами. Метод ПНИ (Позитив, Негатив, Интересно). Кейс №10, Кейс №11
7 16.11.2010 Инструменты для работы над идеей и проблемами. Метод АВА (Альтернативы, Возможности, Альтернативы). Кейс №12
8 23.11.2010 Просмотр проектов школьников. Просмотр презентаций школьников.
9 30.11.2010 Экзамен Экзамен.
10 07.12.2010 Пересдача Пересдача.Чаепитие.
11 14.12.2010 Резерв Резервное занятие.
12 21.12.2010 Резерв Резервное занятие.
13 28.12.2010 Каникулы Каникулы
14 04.01.2011 Каникулы Каникулы
  11.01.2011 Каникулы Каникулы
15 18.01.2011 Каникулы Каникулы
  25.01.2011 Инструменты для работы над идеей и проблемами. Методы ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Кейс №13, Кейс №14.
16 01.02.2011 Инструменты для работы над идеей и проблемами. Метод "Случайный вход". Кейс №15
17 08.02.2011 Инструменты для генерирования творческих идей. Метод "Провокационная идея". Кейс №16
18 15.02.2011 Инструменты для генерирования творческих идей. Метод "Шесть мыслительных шляп". Кейс №17
19 22.02.2011 ВШ  
20 01.03.2011 Инструменты для генерирования творческих идей. Метод "Стать частью проблемы". Кейс №18
21 08.03.2011    
22 15.03.2011 Инструменты для генерирования творческих идей. Метод "Визуализируй свою идею". Кейс №19
23 22.03.2011 Инструменты для генерирования творческих идей. Метод  "Рассмотреть с разных точек". Кейс №20
24 29.03.2011 Практика по решению сложных кейсов. Метод "Начните с конца". Кейс  №21
25 05.04.2011 Практика по решению сложных кейсов. Финальное занятие по теории. Советы по дальнейшему самосовершенствованию. Кейс  №22
26 12.04.2011 Просмотр проектов школьников. Разбор кейсов, подготовленных школьниками.
27 19.04.2011 Просмотр проектов школьников. Разбор кейсов, подготовленных школьниками.
28 26.04.2011 Экзамен Экзамен.
29 03.05.2011 Пересдача Пересдача.Чаепитие.
30 10.05.2011 Резерв Резервное занятие.
31 17.05.2011 Резерв Резервное занятие.
32 24.05.2011    
  31.05.2011    
  07.06.2011    
  14.06.2011    
  21.06.2011    
  28.06.2011    
Список литературы
1 Де Боно Э. (2006) Нестандартное мышление. Самоучитель, «Попурри»
2 Де Боно Э. (2005) Серьёзное творческое мышление, «Попурри»
3  Микалко М. (2009) Взламывая стереотипы. 9 стратегий креативного гения, «Питер»
4   Xavier G.F. (2006) Boost your brainpower. “Pustak Mahal”, Delhi
5 Мингьюр Ринпоче, Й. (2009) Будда, мозг и нейрофизиология счастья. «Открытый мир», Москва
6  Левитт С., Дабнер С. (2007) Фрикономика, «Вильямс»
7  Левитт С., Дабнер С. (2010) Суперфрикономика, «Манн, Иванов и Фербер»
8  Даймонд Дж. (2008) Коллапс, «АСТ», Москва
9 Кузьминцев В.А. (1985) Царство сынов солнца «Молодая Гвардия», Москва
10 Риддерстрале Й.,Нордстрем К. (2004) Караоке-капитализм: менеджмент для человечества. «Питер», Санкт-Петербург.
11 Дюркгейм Э. (1994) Самоубийство: социологический этюд, «Мысль», Санкт-Петербург
12 Чхартишвили Г.Ш. (1999) Писатель и самоубийство, ОЛМА медиа групп
13  Landsburg S.E. (2008) More sex is safer sex: unconventional wisdom of economics, New-York
14 Макдональд, М(2010) Научи свой мозг работать, Эксмо, Москва
15 Cowen T.(2003) Discover your inner economist, “Business/Economics”, the USA  
16 Florida R., Gates G. (2001) Technology and Tolerance: the importance of diversity to high-technology growth, The Brookings Institution, Washington D.C.  
17 Харфорд Т. (2009) Экономист под прикрытием, “Best Business Books”  
18  Большой справочник необходимых и полезных знаний (2010), Харвест, Минск