Спецкурс Электромочалка и колеса для мозга | |||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 9 --11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Титов Виталий, Козлов Олег | |
5 | Стажёры | - | |
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Всестороннее развитие мыслительных способностей учащихся. | |
8 | Задачи курса | 1. Обучить
началам причинно-следственного и ситуативного анализа; 2. Ознакомить с общей теорией мышления: сущность мышления, особенности критического мышления, отличия репродуктивного и продуктивного мышления, работа восприятия; 3. Ознакомить с основами строения мозга, общими принципами функционирования мозга на нейронном уровне, а также рассказать, что нужно делать, чтобы поддерживать мозг форме на протяжении всей жизни; 4. Обучить методам творческого мышления и их применению для решения проблем самого разного характера; 5. Развить навыки групповой работы; 6. Развить умение представлять и доказывать свою позицию, внятно излагать свои мысли, а также принимать участие в констурктивной дискуссии. |
|
9 | Особенности курса | Курс не имеет аналогов в российской образовательной среде; он нацелен на приобретение навыков нестандартного мышления, восполняя недостаток современной школьной программы, зачастую блокирующей развитие творческого потенциала учащихся. | |
10 | Формат проведения занятия | Обычное занятие состоит из двух частей: короткая лекция по общей теории мышления (ознакомление учащихся с полезной для развития мышления информацией - первые четыре занятия, затем каждая лекция будет посвящена ознакомлению учащихся с новым инструментом для работы над идеей или инструментом для генерирования идей), затем идёт практическая часть занятия - решение кейса на нестандартное мышление, в процессе работы над которым учащиеся должны будут руководстоваться принципами и инструментами, изученными на лекциях по теории (под "кейсом на нестандартное мышление" понимается поиск основной причины конкретного события из социально-экономической истории различных стран). Между теоретической и практической частями занятия проводятся игровые упражнения на развитие гибкости и оригинальности мышления, чтобы учащиеся имели возможность переключить внимание и зарядиться креативным настроем. | |
11 | Целевая аудитория | Для желающих научиться мыслить в соответствии со стандартами информационного общества 21-ого века. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по развитию навыков эффективного и нестандартного мышления. | |
13 | Количество слушателей | от 15 до 20 человек | |
14 | Отбор | Если количество слушателей будет более 20, то возможен отбор. | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка за семестр будет определяться следующим образом: -домашние задания - 20%, -работа на занятиях - 25%, -экзамен - 40%, -проект - 15%. В первом семестре в качестве проекта школьники должны будут сделать небольшую презентацию (7-10 минут) про особенности мышления одного из гениев прошлого и представить его остальным. Во втором семестре школьники должны будут составить кейс, подобный разобранным в течение года. На двух последних занятиях семестра остальные школьники и преподаватели попробуют найти решение к составленным кейсам, а потом коллективно оценят его. Сделанный проект в обоих семестрах является обязательным для допуска к экзаменам. В домашние задания будут входить вопросы на проверку усвоения материалов лекций, упражнения на развитие гибкости и оригинальности мышления. Экзамен в конце каждого семестра будет состоять из трех частей: - вопросы на знание теории - 30% от баллов за экзамен - упражнения на гибкость и оригинальность мышления - 30% от баллов за экзамен - несложный кейс - 40% от баллов за экзамен. |
|
16 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 05.10.2010 | Введение в общую теория мышления | Важность творческого мышления в современном мире. Что есть мышление. Всегда ли человек с высоким интеллектом - хороший мыслитель? Кейс №1, Кейс № 2. |
2 | 12.10.2010 | Введение в общую теория мышления | Критическое мышление - всегда ли оно целесообразно? Репродуктивное и продуктивное мышление. Важность адекватного восприятия проблемы. Кейс №3, Кейс №4. |
3 | 19.10.2010 | Введение в общую теория мышления | Системное и мышление и начала причинно-следственного анализа. Кейс №5. |
4 | 26.10.2010 | Введение в общую теория мышления | Общие принципы строения мозга, функционирования нервных клеток и механизма формирования ментальных привычек. Кейс №6, Кейс №7. |
5 | 02.11.2010 | Введение в общую теория мышления | Советы по улучшению функционирования мозга. Кейс №8, Кейс №9. |
6 | 09.11.2010 | Инструменты для работы над идеей и проблемами. | Метод ПНИ (Позитив, Негатив, Интересно). Кейс №10, Кейс №11 |
7 | 16.11.2010 | Инструменты для работы над идеей и проблемами. | Метод АВА (Альтернативы, Возможности, Альтернативы). Кейс №12 |
8 | 23.11.2010 | Просмотр проектов школьников. | Просмотр презентаций школьников. |
9 | 30.11.2010 | Экзамен | Экзамен. |
10 | 07.12.2010 | Пересдача | Пересдача.Чаепитие. |
11 | 14.12.2010 | Резерв | Резервное занятие. |
12 | 21.12.2010 | Резерв | Резервное занятие. |
13 | 28.12.2010 | Каникулы | Каникулы |
14 | 04.01.2011 | Каникулы | Каникулы |
11.01.2011 | Каникулы | Каникулы | |
15 | 18.01.2011 | Каникулы | Каникулы |
25.01.2011 | Инструменты для работы над идеей и проблемами. | Методы ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Кейс №13, Кейс №14. | |
16 | 01.02.2011 | Инструменты для работы над идеей и проблемами. | Метод "Случайный вход". Кейс №15 |
17 | 08.02.2011 | Инструменты для генерирования творческих идей. | Метод "Провокационная идея". Кейс №16 |
18 | 15.02.2011 | Инструменты для генерирования творческих идей. | Метод "Шесть мыслительных шляп". Кейс №17 |
19 | 22.02.2011 | ВШ | |
20 | 01.03.2011 | Инструменты для генерирования творческих идей. | Метод "Стать частью проблемы". Кейс №18 |
21 | 08.03.2011 | ||
22 | 15.03.2011 | Инструменты для генерирования творческих идей. | Метод "Визуализируй свою идею". Кейс №19 |
23 | 22.03.2011 | Инструменты для генерирования творческих идей. | Метод "Рассмотреть с разных точек". Кейс №20 |
24 | 29.03.2011 | Практика по решению сложных кейсов. | Метод "Начните с конца". Кейс №21 |
25 | 05.04.2011 | Практика по решению сложных кейсов. | Финальное занятие по теории. Советы по дальнейшему самосовершенствованию. Кейс №22 |
26 | 12.04.2011 | Просмотр проектов школьников. | Разбор кейсов, подготовленных школьниками. |
27 | 19.04.2011 | Просмотр проектов школьников. | Разбор кейсов, подготовленных школьниками. |
28 | 26.04.2011 | Экзамен | Экзамен. |
29 | 03.05.2011 | Пересдача | Пересдача.Чаепитие. |
30 | 10.05.2011 | Резерв | Резервное занятие. |
31 | 17.05.2011 | Резерв | Резервное занятие. |
32 | 24.05.2011 | ||
31.05.2011 | |||
07.06.2011 | |||
14.06.2011 | |||
21.06.2011 | |||
28.06.2011 | |||
Список литературы | |||
1 | Де Боно Э. (2006) Нестандартное мышление. Самоучитель, «Попурри» | ||
2 | Де Боно Э. (2005) Серьёзное творческое мышление, «Попурри» | ||
3 | Микалко М. (2009) Взламывая стереотипы. 9 стратегий креативного гения, «Питер» | ||
4 | Xavier G.F. (2006) Boost your brainpower. “Pustak Mahal”, Delhi | ||
5 | Мингьюр Ринпоче, Й. (2009) Будда, мозг и нейрофизиология счастья. «Открытый мир», Москва | ||
6 | Левитт С., Дабнер С. (2007) Фрикономика, «Вильямс» | ||
7 | Левитт С., Дабнер С. (2010) Суперфрикономика, «Манн, Иванов и Фербер» | ||
8 | Даймонд Дж. (2008) Коллапс, «АСТ», Москва | ||
9 | Кузьминцев В.А. (1985) Царство сынов солнца «Молодая Гвардия», Москва | ||
10 | Риддерстрале Й.,Нордстрем К. (2004) Караоке-капитализм: менеджмент для человечества. «Питер», Санкт-Пет | ||
11 | Дюркгейм Э. (1994) Самоубийство: социологический этюд, «Мысль», Санкт-Петербург | ||
12 | Чхартишвили Г.Ш. (1999) Писатель и самоубийство, ОЛМА медиа групп | ||
13 | Landsburg S.E. (2008) More sex is safer sex: unconventional wisdom of economics, New-York | ||
14 | Макдональд, М(2010) Научи свой мозг работать, Эксмо, Москва | ||
15 | Cowen T.(2003) | ||
16 | Florida R., Gates | ||
17 | Харфорд Т. (200 | ||
18 | Большой справ |